logo search
УМП Государственные финансы

Практические задания к теме: «Основы государственных и муниципальных финансов»

1. Сущность финансов субъектов РФ

2. Региональная финансовая политика

3. Особенности разграничения предметов ведения и полномочий между органами власти РФ и субъектов РФ

4. Двухсторонние соглашения

5. Особенности финансов субъектов РФ, вытекающие из их уставов

6. Принципы формирования бюджетов субъектов РФ

7. Уполномоченные региональные банки

8. Регулирование задолженности субъектов РФ перед федеральным бюджетом

9. Межрегиональные ассоциации

10. Классификация субъектов РФ

11. Особенности бюджетов субъектов РФ

Тема 6. Сущность государственного бюджета

6.1. Социально-экономическая сущность и роль бюджета

6.2. Функции бюджета

6.3. Бюджетное устройство

6.4. Бюджетная система Российской Федерации

6.1. Социально-экономическая сущность и роль бюджета

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является бюджет. Именно через бюджет проводится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Бюджету принадлежит ведущее положение в финансовой системе страны. Он выражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятиями и населением — с другой, которые связаны с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов.

Содержание этих отношений обусловлено задачами, решаемыми государством в тот или иной исторический период.

Системная оценка должна охватывать три аспекта:

По своей экономической сущности бюджет – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода и частично национального богатства в связи с образованием и использованием фонда, предназначенного для финансирования функций государства.

Следует отметить, что финансовые ресурсы централизуются не только в бюджете, но и в других сферах деятельности, а именно, в кредитной системе, страховых организациях, в государственных внебюджетных фондах. Но, в отличие от бюджета, такая централизация ограничена определенными сторонами денежных отношений и не распространяется на все народное хозяйство страны. Например, кредитная система обеспечивает только нормальный кругооборот средств в народном хозяйстве. Пенсионный фонд мобилизует средства на выплату пенсий.

Бюджет же обслуживает все народное хозяйство. С помощью бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач.

Бюджет, являясь финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране.

Бюджет – план, но не основной финансовый план государства, каковым его считают многие экономисты. Основной финансовый план государства – это сводный финансовый баланс, который отражает всю совокупность финансовых ресурсов, мобилизуемых в стране, а также направления их расходования. Бюджетные же ресурсы находят отражение в сводном финансовом балансе как его часть, централизуемая органами власти.

Формирование бюджета самым непосредственным образом связано с развитием национального дохода страны и его перераспределением. Перераспределение национального дохода проходит несколько этапов:

  1. на первой стадии формируются доходы работников и прибыль предприятий;

  2. посредством таких инструментов, как займы, пошлины, налоги, сборы формируется бюджетный фонд (первая стадия перераспределения);

  3. из бюджетного фонда финансируются расходы на государственное управление, народное хозяйство, оборону, социально-культурные мероприятия, выплату государственного долга и др. (вторая стадия перераспределения).

Следует отметить, что в бюджетной сфере перераспределение национального дохода происходит многократно. Это можно проследить на примере заработной платы: работник, получая зарплату, уплачивает налог в бюджет, из которого, в свою очередь, выплачивается зарплата бюджетных служащих, которые также уплачивают налог и т.д.