1.7. Принципы построения российской налоговой системы.
Налоговая система – это совокупность налогов и сборов, взимаемых государством, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля.
Основные принципы налогообложения в России определены в НК РФ. Это следующие принципы:
· Налоги устанавливаются законами. Этот принцип означает, что, во-первых, налог должен быть поименован в Налоговом кодексе Российской Федерации (статьи 13-15). Во-вторых, в устанавливающем налог законе должен быть определен налогоплательщик и следующие элементы налога:
- объект налогообложения;
- налоговая база;
- налоговый период;
- налоговая ставка;
- порядок исчисления налога;
- порядок и сроки уплаты налога.
· Принцип всеобщности налогообложения. Согласно этому принципу каждая организация и физическое лицо без каких-либо исключений должны посредством уплаты налогов и сборов участвовать в финансировании общегосударственных расходов.
· Принцип равного налогообложения. Он предполагает равенство всех плательщиков перед налоговыми законами.
· Принцип справедливости. Согласно этому принципу каждый плательщик обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям.
· Принцип соразмерности. Он заключается в том, что налоговое бремя должно быть экономически сбалансировано с интересами плательщика и интересы государства не должны оказывать неблагоприятные последствия для налогоплательщика.
· Равное налоговое бремя. Под налоговым бременем понимается мера экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов. Не допускается установление и применение налогов и сборов, различающихся в зависимости от политических, этнических, конфессиональных и иных подобных различий между налогоплательщиками. Согласно этому принципу не допускается установление дифференцированных ставок налогов и сборов либо налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Следовательно, нельзя вводить повышенные ставки налога для частных предприятий по сравнению с государственными или для иностранных граждан по сравнению с гражданами Российской Федерации. Налоговый кодекс и таможенное законодательство допускают установление особых видов пошлин (специальных, антидемпинговых, компенсационных) либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара.
· Налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование. Поэтому, во-первых, налоги должны быть экономически эффективны, т.е. суммы платежей по каждому налогу должны многократно превышать затраты по их сбору. Во-вторых, при установлении налогов необходимо учитывать экономические последствия для:
- государственного бюджета;
- развития экономики;
- налогоплательщика.
· Налоги и сборы не должны препятствовать реализации гражданами своих конституционных прав. Налогообложение всегда связано с ограничением прав. Но это ограничение должно происходить с учетом статьи 55 Конституции Российской Федерации, которая определяет, что права и свободы могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
· Налоги и сборы не должны нарушать единое экономическое пространство, которое гарантировано ст.8 Конституции Российской Федерации. Поэтому налоги не могут ограничивать свободное перемещение в пределах России товаров (работ, услуг) или денежных средств, либо по-другому ограничивать или препятствовать законной деятельности налогоплательщика. Незаконно установление дополнительных пошлин, сборов или повышение ставок налогов на товары, происходящие из других регионов страны или вывозимых в другие регионы.
· Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы, а также взносы и платежи, если они не обладают признаками налогов и сборов, установленных НК РФ, либо не предусмотрены НК РФ, либо установлены в ином порядке, чем это определено в кодексе.
Федеральные налоги и сборы устанавливаются путем внесения изменений в НК РФ. На все вводимые налоги и сборы субъектов Федерации, и местные налоги и сборы распространяется принцип законного установления налогов и сборов. Если такие налоги и сборы не предусмотрены НК РФ или они введены с нарушением порядка, предусмотренного кодексом, то они считаются незаконными. Поэтому никто не обязан их уплачивать.
При внесении изменений в законодательные акты о налогах и сборах необходимо учитывать требования ст.53 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ), в соответствии с которой внесение изменений и дополнений в законодательство о федеральных налогах и сборах, предполагающие их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год. Аналогичные правила установлены Бюджетным кодексом в отношении законодательства субъектов о региональных налогах и сборах (ст.59) и в отношении нормативных актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах (ст.64).
· Принцип удобного налогообложения. Каждый точно должен знать, какие налоги и сборы, когда и в каком порядке он должен платить. Этот принцип направлен на эффективное исполнение налогоплательщиком своих обязанностей, а с другой стороны, предотвращает возможные злоупотребления со стороны должностных лиц исполнительных органов власти.
· Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Этим принципом установлена презумпция правоты налогоплательщика, которая направлена на обеспечение дополнительной защиты прав налогоплательщика.
· Безусловный приоритет норм, установленных в налоговом законодательстве, над положениями по налоговым вопросам в законодательных актах, не относящихся к сфере налогообложения. Так в ст.56 Налогового кодекса записано, что налоговые льготы устанавливаются только законодательством о налогах и сборах.
· Равенство защиты прав и интересов налогоплательщиков и государства. Это значит, что каждый из участников налоговых отношений имеет право на защиту своих законных прав и интересов в установленном законом порядке.
· Определение в федеральном законодательстве перечня прав и обязанностей налогоплательщиков, налоговых органов и их должностных лиц.
- Раздел 1. Основы налогов и налогообложения
- Глава 1. Теоретические основы налогов и налогообложения
- 1.1. Налоги и сборы: понятие, сущность.
- 1.2. Функции налогов.
- 1.3. Виды налогов и способы их классификации.
- 1.4. Правовой механизм налога.
- 1.5. Элементы налога.
- 1.6. Методы взимания налогов.
- 1.7. Принципы построения российской налоговой системы.
- 1.8. Права и обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов).
- Раздел 2. Система налогов и сборов Российской Федерации
- Глава 2. Налог на добавленную стоимость
- Глава 3. Акциз
- Глава 4. Налог на доходы физических лиц
- Взаимодействие налогоплательщиков, налоговых агентов и налоговых органов
- Ставки по налогу на доходы физических лиц
- Сроки уплаты налоговыми агентами налога в зависимости от формы выплаты дохода налогоплательщику
- Имущественные налоговые вычеты
- Профессиональные налоговые вычеты
- Нормативы затрат, установленные ст.221 нк рф
- Глава 5. Единый социальный налог
- Глава 6. Налог на прибыль организаций
- Глава 7. Государственная пошлина
- Глава 8. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
- Глава 9. Водный налог
- Глава 10. Налог на добычу полезных ископаемых
- Глава 11. Транспортный налог
- Глава 12. Налог на игорный бизнес
- Глава 13. Налог на имущество организаций
- Глава 14. Земельный налог
- Глава 15. Налог на имущество физических лиц
- Глава 16. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)
- Глава 17. Упрощенная система налогообложения
- Глава 18. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности
- Интернет-ресурсы