7. Содержание, значение и виды финансового контроля. Организация финансового контроля в рф.
Финансовый контроль – это контроль эк-х субъектов общества за процессом формирования и использования ден.фондов.
Ф-ии финн.контроля:
1.обеспечение своевременной и достоверной инф-ии о движении ден.ср-в
2.предупреждение кризисных ситуаций финансов
3.стимулирование деят-ти субъектов финансов.
Цель- последовательное проведение финн.политики эк.субъекта.
Задачи:
1.проверка правильности и своевременности формирования и использования денежных фондов. 2.проверка соблюдения финн.дисциплины.3.предотвращение хищения ср-в. 4. Выявление резервов эфф-го формирования и расходования финн.рес-сов. 5. Проверка соблюдения правил учета и отчетности эк. Субъкетов.
Система финн. Контроля вкл след.эл-ты: 1. Объект контроля-собственники ден ресурсов. 2.объект контроля-ден-е отношения, потоки и фонды ден. Ср-в. 3.принципы контроля определяются политикой субъектов финансов. 4. Методика контроля охватывает совокупность методов, приемов, способов, наблюдения, сопоставления, проверок. 5. Процесс контроля-сама контрольная деятельность. 6. Результаты контроля-оценка функционирования контролируемого объекта..
Классификация фин.контроля:
1.в зависимости от времени проведения:
-предварительный контроль-осущ-ся на стадиях прогнозирования и планирования ден.потоков до реального движения.
-текущий(оперативный)-проводится в процессе совершения ден. Сделок, финн.операций, ден.ссуд,субсидий,кредитов. Цель-предупреждение возможных злоупотреблений при получении и расходовании ср-в. Соблюдение финн. Дисциплины и своевременности осуществления финн-ден расчетов.
-заключительный контроль-проводится после осуществления доходов и расходов фондов на основе учетной и отчетной документации.цель-проверка правильности и целесообразности расходов, полноты и своевременности поступления доходов.
2.В зависимости от эк.субъектов, осуществляющих контроль:
-индивидуальный(частный)-контроль осущ-й каждым гражданином.цель-приведение в жизнь личной финн политики граждан, обеспечение их интересов при поступлении доходов и осущ-ии расходов.
-гос.контроль- проводится гос. Исполнительной и законодательной властью(президент, парламент, министерство). Цель-обеспечить интересы гос-ва в рамках функц-ия гос. Собственности и прежде всего при поступлении доходов и расходовании гос ср-в.
-ведомственный контроль-осущ-ся стр-рами министерств и ведомст и охватывает деят-ть подотчетных им предприятий, учреждений.
-внутрихозяйственный-проводится эк. И финн. Службами предприятий и организаций. Объект контроля- хозяйственная и финн.деят-ть.
-общественный контроль-осущ-ся неправительственными орг-ми
-независимый контроль-проводится спец.органами(аудиторскими фирмами)
3.В зависимости от сферы финн. Деятельности: бюджетный, инвестиционный, налоговый, кредитный, валютный, страховой и др.
4.по методам проведения
-проверка-проводится по отдельным вопросам финн-хоз деят-ти на основе отчетных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финн дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.
-обследование-охватывает отдельные стороны деятельности предприятия. В ходе обследования могут осущ-ся контрольные обмеры выполненных работ, расхода материалов, топлива,энергии. Можэет проводится через опрос, наблюдение.
-надзор-проводится контролирующими органами за эк.субъектами, получившими лицензию на опред.вид финн.деят-ти (банковская, страховая, инвестиционная)
-эк.анализ-детальное изучение финн. И бух. Отчетности с целью общей оценки результатов хоз.деят-ти.
-наблюдение(мониторинг)-постоянный контроль за финн. Состоянием в целом или одной из сторон.
-ревизия-взаимосвязанный комплекс проверок финн. Хозяйств деят-ти предприятий, проводимых с помощью опред.приемов фактического и документарного контроля. Цель-установление целесообразности, обоснованности, эк. Эффективности совершенных хоз.операций, достоверности данных бух.учета для выявления нарушений и недостатков деят-ти объекта.
5. по полноте охвата хоз-й деят-ти:
-полная ревизия-проверка всех сторон финн-хоз деят-ти
-частичная ревизия-проверка отдельных стороно финн-хоз. Деят-ти.
-комплексная ревизия-наиболее полная и охватывающая все стороны деят-ти
-тематическая-проводится на опред.тему, по деят-ти однотипных предприятий, что позволяет выявить типичные недостатки и принять меры по их устранению.
6. В зависимости от степени охвата – сплошные, выборочные, комбинированные ревизии.
Гос. Финн.контроль
Контроль за финансами со стороны президента РФ осущ-ся в соотв с Конституцией РФ путем издания указов по фин вопросам, подписания фед законов, назначения и освобождения от должности министра фин РФ, министра Фед налоговой службы РФ, представление Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность Председателя Центр Банка. В соотви с Конституцией РФ Президент страны обращается с ежегодным бюджетным посланием к Фед Собранию. Опред-е ф-ции фин контроля выполняет Главное контрольное управление Президента РФ. Как стр-ное подразделение Админ-ции Президента оно подчиняется непосред-но Президенту РФ, но взаимод-ет со всеми органами исполнит власти. Среди его ф-ций: контроль за деят-стью органов контроля и надзора при фед органах исполн власти.
По линии законодат-й власти финн.контроль проводят парламент РФ. Осущ-ет финн контроль при утверждении проекта фед-го бюджета и отчета о его исполнении.
Счетная палата. Образована Фед.собранием и подотчетна ему и явл-ся постоянно действующим органом финн контроля. Проверяет все субъекты хозяйствования независимо от форм собственности, ведомственной подчиненности или они проводят операции используя ср-ва фед.бюджета.
По линии исполнительной власти.-правительство, Мин.фин, Фед налоговая служба, Казначейство
Осн. Задачи контроля Мин финн-в
1.осущ-е предварительного контроля при составлении бюджетов
2.проведение текущего контроля при исполнении бюджета
3.последующий контроль исполнения бюджета
4.совершенствование методов учета и отчетности гос и негос орг-ий
Подразделения Мин финн-в
-Фед Казначейство-осущ-ет кассовый контроль ведения операций с бюджетными ср-ми.
-Департаменты фин контроля и аудита-проводят ревизии и проверки финн-хоз деят-ти предприятий, использующих средства фед.бюджета.( Департамент финансовой политики, Департамент управления делами и контроля, Департамент бюджетной политики и методологии, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики, Департамент международных финансовых отношений и т .д.)
Органы гос.налогового контроля-проводят финн.контроль за соблюдением налогового законодательства, а также учет отчетности, контроль за налогоплательщиками и контроль полноты и своевременности уплаты налогов в бюджет.
Фед таможенная служба-проводит проверку соблюдения налогового и таможенного кодекса.
Фед.служба финн.мониторинга. создана в 2002 году при Правительстве РФ. Ее деят-ть направлена на выявление факторов отмывания денег.
Фед служба финн-бюджетного надзора.-ее контролю подлежит счетная палата, Ин-во иностр дел, Фед таможенная служба, ПФР.
Банк России осущ-т контроль ден массы в обращении и кредитно-банковский надзор. Банк России осущ-т жесткий контроль наличных денег в обращении и мониторинг других элем-в предложения ден массы в эк-ке, а также валютных операций коммерч банков и валютной биржи. Резервы: 505,391 млрд долл. США (на 01.02.2012)
Базовая учетная стаква 8,25%
Негосуд. Фин контроль
Виды ауд контроля:
1.по отношению к компании –внутренний-проводится в целях управления организациями и опред-ся руководителем предприятия, кот ставит перед работниками конкретную цель и определяет задачи управления, а также разработки и проверки информационных систем предприятия. –внешний аудит-его цель определена законодательством, т.е. он подтверждает достоверность бух. Отчетности и законность совершенных операций, при этом закл-ся договор аудиторских проверок.
2.в зависимости от области проверки –управленческий аудит-это проверка в целях совершенствования орг-ии и управл-я предприятием, повыш-я кач-ва производственной деят-ти, оценки эфф-ти финн.вложений, производительности труда, эфф-ти использ-я ср-в и их экономии. – аудит хоз-й деят-ти-систематический анализ хоз.деят-ти предприятия, предусм оценку эфф-ти управления, выявления резервов, внесения рекомендаций по повыш-ю хоз.деят-ти. – аудит на соответствие требованиям законодат – аудит финн отчетности-ведется с целью выдачи заключения о соответствии отчетности установленным критериям и правилам учета, при этом заключение публикуется. – спец аудит- проверка конкретных вопросов хоз деят-ти
3.в зависимости от воли компании: -обязательный и инициативный
- 1. Понятие. Цели, задачи, объекты и предмет аудиторской деятельности. Место аудита в системе финансового контроля.
- 2. Регулирование и организация аудиторской деятельности. Аудиторские организации. Аудиторские риски.
- 3. Аудиторская проверка: виды, процедура, оформление результатов.
- 4. Сущность, функции и роль финансов в рыночной экономике.
- 6. Финансовая политика государства: сущность, цели, задачи, структура. Органы управления
- 7. Содержание, значение и виды финансового контроля. Организация финансового контроля в рф.
- 8. Финансовый рынок: сущность, структура, функции, участники, механизм
- 9. Принципы, механизм формирования и распределения прибыли предприятия.
- 10. Финансовые ресурсы предприятия: сущность, виды, классификация. Порядок финансирования деятельности предприятий.
- 11. Информационная база, основные положения и этапы анализа финансового состояния предприятия.
- 12. Содержание, принципы, цели и задачи финансового планирования на предприятии. Система финансовых планов.
- 13. Денежный оборот и система расчетов на предприятии.
- 14. Финансовый менеджмент: сущность, цели, задачи, принципы. Базовые концепции и модели финансового менеджмента.
- 15. Асимметрия информации в финансовом менеджменте: сущность, порядок преодоления.
- 16. Сущность, модели и приемы управления оборотным капиталом и его элементами.
- 17. Цена и структура капитала. Сущность и инструментарий управления капиталом.
- 18. Дивидендная политика компании: сущность, типы, методы и порядок выплаты дивидендов.
- 19. Слияния и поглощения: сущность, классификация, мотивация и формы финансирования сделок.
- 20. Инвестиции: экономическая сущность, классификация и структура.
- 20. Инвестиционный проект: виды, методы финансирования и порядок оценки.
- 22. Финансовые инвестиции. Понятие и виды инвестиционного портфеля.
- 23. Особенности и формы осуществления реальных инвестиций на предприятии.
- 24. Принципы организации и формы безналичных расчетов.
- 25. Цели и задачи Центральных Банков. Денежно – кредитная политика цбрф.
- 26. Сущность и состав кредитной системы. Виды банковских систем.
- 27. Понятие и структура ресурсной базы коммерческого банка.
- 28. Классификация и содержание операций коммерческого банка. Банковские риски.
- 29. Сущность и источники формирования ссудного капитала. Кредит: понятие, функции и виды.
- 30. Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации.
- Структура бюджетной системы рф:
- 31. Бюджетная классификация: понятие, структура и роль.
- 32. Экономическое содержание, состав и структура доходов бюджетов бюджетной системы рф.
- 33. Экономическое содержание, состав и структура расходов бюджетов бюджетной системы рф.
- 34. Понятие и варианты сбалансированности бюджета. Основные способы финансирования бюджетного дефицита.
- 35. Понятие и механизм бюджетного процесса в Российской Федерации.
- 36. Экономическое содержание, функции, методы, формы бюджетного контроля в Российской Федерации.
- 37. Понятие и содержание межбюджетных отношений. Бюджетный федерализм.
- 39. Экономическая сущность налогов в развитии общества. Понятие и функции налогов.
- 40. Налоговые органы Российской Федерации: структура, задачи, функции. Права и обязанности налоговых органов.
- 41. Налоговый контроль: экономическое содержание, субъекты, формы. Налоговые проверки, порядок их проведения, значения.
- 42. Налогоплательщики, налоговые агенты. Их права и обязанности.
- 43. Налоговые правонарушения и виды ответственности.
- 44. Налог на добавленную стоимость: экономическое содержание, ставки, порядок начисления и уплаты.
- 45. Налог на прибыль: экономическое содержание, ставки, порядок исчисления и уплаты.
- 46. Налог на имущество организации: экономическое содержание, ставки, порядок начисления и уплаты.
- 47. Акцизы: сущность, состав, ставки, порядок исчисления и уплаты.
- 48. Налог на доходы физических лиц: экономическое содержание, ставки, порядок начисления и уплаты.
- 49. Местные налоги: экономическое содержание, состав, правила исчисления. Полномочия местных органов в вопросах налогообложения.
- 50. Рынок ценных бумаг: понятие, структура, виды.
- 51. Ценная бумага: понятие, виды, инвестиционные качества.
- 53.Профессиональные участники рынка ценных бумаг:понятие и виды деятельности
- 54. Акция как эмиссионная ценная бумаг. Виды акций и способы выплаты доходов по ним.
- 55. Облигация как тип долгового обязательства. Виды облигаций и способы выплаты доходов по ним.
- 56. Вексель: понятие, виды, особенности обращения.
- 57. Государственные и муниципальные ценные бумаги: особенности эмиссии и обращения.
- 58. Производительность и нормирование труда на предприятии.
- 59. Экономические основы производства на предприятии.
- 60. Эффективность производственно-экономической деятельности предприятия.
- 61. Система стратегического планирования на предприятии.
- 62. Сущность и задачи системы национальных счетов, её отличия от баланса народного хозяйства.
- 63. Сущность и значение валового внутреннего продукта и национального дохода, методы их расчета
- 66. Содержание, значение и порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
- 67. Цель, функции, предмет экономического анализа. (по лекциям Сергеевой)
- 68. Анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности. (по лекциям Сергеевой)
- 69. Международная валютная система: сущность, структура, эволюция. (по лекциям Ивониной)
- 70. Мировой рынок: структура, инфраструктура, закономерности функционирования. (по лекциям Ивониной)