logo search
ОТВЕТЫ К ГОСАМ

Вопрос 4. Понятие спроса. Закон спроса. Кривая спроса. Неценовые факторы, влияющие на спрос.

Под спросом понимается платёжеспособная потребность.

В экономической теории действуют законы спроса:

1. Между ценой товара и количеством товаров на который имеется спрос существует обратная зависимость

2. Между количеством потребителей и объёмом – прямая.

Отражение законов спроса может быть:

а) в эмпирической форме(в виде таблиц)

б) в математической форме

QD = a – b*P, где

QD – объём спроса

Р – цена (уровень спроса)

a и b – числовые коэффициенты

в) в форме графического изображения в координатах цена и количество, которые иллюстрируют тенденции изменения спроса и ценовые и неценовые факторы, влияющие на спрос.

Согласно закону спроса, при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведёт к соответствующему возрастанию величины спроса, и наоборот, при повышении цены величина спроса снижается. Следовательно, существует обратная зависимость между ценой и величиной спроса.

Закон можно объяснить следующими причинами:

Обратную зависимость между ценой и величиной спроса можно изобразить в виде нисходящей кривой на график, показывающем величину спроса по горизонтали (Q) и цену по вертикали (Р).

Q1

Различают ценовые и неценовые факторы спроса.

Ценовые факторы показывают зависимость спроса от изменения цены анализируемого товара. Графически это отображается сдвигом вдоль кривой спроса.

Неценовые факторы спроса показывают изменения объёма спроса при неизменной цене анализируемого товара. Графически это отображается сдвигом самой кривой спроса.

К неценовым факторам относятся:

1. Изменение количества потребителей

2. Изменение вкуса и предпочтений потребителей.

3. Изменения доходов потребителей (не затрагивает спрос на товары Гиффина – товары низшего качества). При росте доходов покупатели по каждой данной цене могут приобрести большее количество товаров. А при снижении доходов – меньшее.

4. Соотношение между взаимозаменяемыми и взаимодополняемыми товарами.

5. Изменение налогообложения

6. Изменения в структуре потребления в зависимости от уровня доходов

7. Инфляционные ожидания. Если ожидается повышение цены на какой-либо товар в предстоящем месяце, то потребители стараются закупить его в большем количестве.