17.2. Проблемы социального равенства и справедливости
Неравенство доходов: сущность проблемы. Прежде чем вести речь о неравенстве доходов, следует определить понятие дохода. В социально-экономическом смысле доходы населения представляют собой совокупность денежных средств, социальных выплат и льгот, получаемых работником и членами его семьи в виде компенсаций за труд, пенсий, пособий, дивидендов, процентов, а также поступлений от занятий бизнесом. Конечно, любое общество ставит своею целью создание условий для жизнедеятельности людей, обеспечение нормального уровня жизни. Если речь вести об уровне жизни, то его можно характеризовать как степень обеспеченности населения необходимыми материальными и духовными благами для удовлетворения его потребностей. Поскольку потребности членов общества различны, разным будет и уровень жизни разных слоев населения. Уровень жизни имеет социальный и экономический смысл. В экономическом смысле уровень жизни характеризует обеспечение населения материальными благами и услугами. Важнейшим показателем здесь может служить производство ВНП или НД на душу населения. Конечно, это будет усредненный показатель.
Социальный аспект уровня жизни характеризуется тем, сколько государство расходует средств на образование, культуру, здравоохранение, просвещение, каков в стране уровень пенсионного обеспечения, как поставлена социальная защита населения от бедности, как вообще строится в стране политика доходов и т.д. Социальная сторона уровня жизни просматривается также в том, какую политику проводит государство по отношению к различным слоям населения: осуществляет уравниловку или дифференцирует поступление доходов. В бывшей социалистической системе хозяйствования проводилась общегосударственная политика выравнивания доходов, сводившаяся обычно к уравниловке. Со временем общество поняло, что уравниловка - зло, но было уже поздно, изменить ситуацию стало невозможно. Итак, на повестку распределения доходов встала проблема их дифференциации, но дифференциация ведет к поляризации интересов. В связи с этим возникает проблема оценки ситуации: дифференциация доходов - это зло или благо для экономики? Необходима в этом плане оценка социальных последствий дифференциации доходов. Эти проблемы давно уже оказались в поле зрения экономистов.
Причины неравенства. Каковы же главные причины существования неравенства в распределении доходов среди населения? Таких причин множество, но основными из них можно назвать следующие: различия в способностях, образовании и профессиональной подготовке, сложность и непривлекательность работы, владение собственностью, господство на рынке (для предпринимателей), удача, личные связи, среда.
Люди обладают разными интеллектуальными способностями, большинство из которых унаследовано от родителей и развито обществом. Речь идет о чисто интеллектуальных дарованиях, физических данных и эстетических способностях. Бытовавшее длительное время представление о том, что все дети от рождения равны и лишь позже в зависимости от воспитания появляются различия в дарованиях, по сути, необоснованно. Общество, социальная среда могут развить то, что изначально заложено в человеческом организме. Сколько бы ни старались специалисты, чтобы человек начал петь или играть на музыкальном инструменте, но этого не получается, если у него нет к этому «дара Божьего», если он не унаследовал задатков от родителей, дедушек и бабушек. Но если эти задатки есть и они своевременно обнаружены и развиты, человек получает право заниматься особой или исключительной работой и получать за это более высокое вознаграждение. Это касается не только интеллектуальных, но в равной степени и физических возможностей. Высокооплачиваемыми спортсменами-профессионалами могут стать только редкие, наделенные исключительными физическими дарованиями люди, причем приспособленные к одному, двум, редко - к трем видам спорта. Степень развития этих дарований позволяет в последующем рассчитывать на получение от общества соответствующего вознаграждения за труд.
Образование и профессиональные знания также предопределяют различия в доходах. Если в предыдущих рассуждениях речь шла о различии людей по природным задаткам и склонностям, здесь на первый план выдвигается роль общества, окружающей среды, семьи, стараний самого человека в получении образования, профессиональной подготовки. Даже последующее положение детей в обществе бывает разным. Один из них может оказаться более напористым в овладении знаниями, более целеустремленным в достижении целей, и результат неизбежно скажется - труд его будет более квалифицированным, а следовательно, более нужным бизнесу и обществу. Такой труд будет вознаграждаться выше, и доходы работника станут более значительными.
Сложность и непривлекательность работы также связаны с размером дохода. Сложный труд - это более квалифицированный труд. Естественно, он вознаграждается выше. Кроме того, есть привлекательные и непривлекательные виды труда. Привлекателен труд юриста, медицинского персонала, но непривлекателен труд мусорщика, уборщицы. Поскольку непривлекательного труда не избежать, обществу приходится вознаграждать такой труд, учитывая степень его «непривлекательности».
«Богатство порождает богатство» - этот тезис относится к роли собственности в дифференциации доходов общества. Здесь речь идет не о процессе реформирования собственности, а о том, что владение собственностью может приносить субъекту собственности определенный доход в виде процента или дивиденда. Так, около 10% семей Соединенных Штатов Америки владеют свыше 70% всех акций, примерно 85% всех не облагаемых налогом облигаций, 70% всех облагаемых налогом облигаций и около 50% всего недвижимого имущества. Это позволяет собственнику подобных акций и облигаций формировать самый высокий в обществе уровень доходов - 50 тыс. дол. в год и выше.
Господство на рынке относится к сфере предпринимательства и бизнеса. Несмотря на предпринимаемые меры по преодолению монополизма в экономике, все же монополии используют приоритетность своего экономического положения, а значит, и господства на рынке. Даже если они не вздувают цены, то стремятся на должном уровне и продолжительное время удерживать их на свою продукцию, а это приносит дополнительные доходы. Кроме того, аналогичную предпочтительную роль выполняют государственные заказы, создающие условия для развития отдельных производств, сферы услуг или тoргoвли. В отдельных случаях выдаются лицензии на определенный род занятий, иногда профсоюзы добиваются приоритетности своих профессий, что содействует дифференциации доходов.
Удача часто сопутствует человеку, но столь же часто постигает его и несчастье. Человек может выиграть крупную сумму в лотерею, получить наследство, вовремя познакомиться с влиятельным человеком- и его доходы возрастут. Но бывает наоборот: заболеет член семьи, а это потребует расходов на лечение; человек может оказаться безработным, попасть в катастрофу, что скажется на доходах. Короче говоря, причин неравенства может быть много, часть из них поддается учету и регулированию, другие предусмотреть невозможно. Поэтому политика доходов требует разумного к себе подхода.
Стала общеизвестной дилемма: что более рационально с точки зрения результативности производства - равенство или неравенство в доходах? Марксизм и практика социализма утверждали общность интересов, из чего выводился тезис об экономическом равенстве потребителей. Капитализм дифференцировал работников в зависимости от их вклада в производство, в разной степени вознаграждал их труд. Последнее слово осталось за капитализмом. И тем не менее вопрос неясен и требует ответа. Если допускается неравенство экономическое, значит, допускается и неравенство социальное. Если исходить из необходимости экономического неравенства, возникает вопрос о том, какова должна быть оптимальная степень этого неравенства.
Основной аргумент в пользу равного распределения состоит в том, что оно якобы необходимо для максимального удовлетворения нужд потребителя. Если допустить неравенство, то степень удовлетворения предельной полезности у людей будет разной. При этом общая предельная полезность окажется меньшей, чем если бы распределение дохода было одинаковым (равным). Значит, максимум полезности говорит в пользу равенства распределения доходов.
Противники равенства в распределении доходов утверждают, что способ распределения дохода является важным фактором, определяющим объем производимого и распределяемого дохода. Они исходят из того, что в сфере производственной деятельности уравнять доходы невозможно, здесь обязательно учитываются причины, порождающие неравенство, ибо эти причины логичны и объективны.
Следовательно, выравнивать доходы придется вне сферы производства, т.е. в сфере перераспределения доходов, но тогда единственным возможным средством здесь могут выступить налоги. С их помощью можно изъять полученное одним работником и передать другому. Но тогда первый потребитель окажется незаинтересованным в получении большего дохода и станет хуже работать. От этого сократится общая величина дохода. Поэтому справедливым будет замечание, что способ распределения «пирога» влияет на размер самого пирога. Чтобы сохранить стимул для увеличения производства продукции и дохода, следует выдерживать неравенство в распределении дохода. В итоге получается, что равенство доходов необхо-димо для достижения максимума полезности благ, но обеспечение непрерывного увеличения объема производства требует неравенства в распределении доходов. Поэтому вывод должен быть такой: нужно соблюдать неравенство в распределении, но это неравенство должно выдерживаться в разумных пределах, чтобы обеспечить возможный в условиях неравенства максимум удовлетворения потребностей.
Понятие бедности. Следствием неравенства в распределении является бедность. Бедность не поддается точному определению, хотя имеет и социальное, и экономическое звучание. Часто о бедности судят по чисто внешним признакам: много нищих на улице, бедно одеты люди, неуютно в местах общественного пользования, не чистятся мостовые и т.д. С этим может мириться только бедное государство.
Бедность имеет и чисто экономическое звучание. В широком смысле этого слова о бедности можно говорить, если основные потребности семьи превышают имеющиеся у нее средства для их удовлетворения. Средства семьи формируются за счет текущих доходов, имеющихся сбережений, трансфертных платежей, собственности и т.д. Что касается потребностей семьи, то они обусловливаются множеством факторов, среди которых следует выделить ее размер, здоровье, возраст членов семьи, число трудоспособных, принадлежность к той или иной социальной группе населения и т.п.
Понятие бедности относительно. То, что для условий США означает жить в бедности, для развивающихся стран может казаться благом или даже раем. В одной и той же стране состояние бедности также неоднозначно. В период экономического спада восприятие бедности одно, а в период подъема производства - другое. Для определения статуса бедности используются различные показатели, которые имеют прямое и косвенное значение. Конечно, нищий - бедный человек. Но когда говорят о дееспособном составе населения, здесь используются такие показатели, как уровень жизни, прожиточный минимум и др.
Понятие уровня жизни однозначно определить трудно и даже невозможно. Нет таких универсальных показателей, которые бы охарактеризовали это состояние. Обычно используется система показателей, важнейшими среди которых выступают: заработная плата, уровень пенсионного обеспечения, жилье, развитие здравоохранения, уровень культуры и т.д. Комплексное рассмотрение этих показателей может дать представление об уровне жизни людей.
Прожиточный минимум определяется размером дохода, позволяющим удовлетворить минимум потребительских запросов средней семьи. Размер прожиточного минимума подвижен и зависит главным образом от состояния экономики и политики государства в области распределения доходов.
Еще один показатель обычно характеризует черту бедности - это понятие индексации доходов. В условиях стабильно функционирующей экономики редко приходится сталкиваться с индексацией доходов. К этой мере прибегать практически не приходится, но как только производство начинает давать сбои, появляются инфляция, безработица, и тогда государство включает систему социальной подпитки различных слоев населения и на повестку дня ставится проблема индексации доходов. Индексация может выступать в виде единовременных денежных выплат, могут быть компенсированы потери денег на вкладах, произошедшие вследствие инфляции, и т.д. Чаще всего индексация производится, чтобы сгладить негативные последствия повышения цен, особенно на производственные товары и услуги, ибо эта мера в наибольшей мере затрагивает насущные жизненные интересы людей.
- Введение
- 1.2. Место и роль государственных финансов в экономике
- 1.3. Институциональный аспект государственных финансов
- Практические задания к теме: «Государственные финансы и их роль в рыночной экономике»
- 1. Экономические функции государства в смешанной экономике
- 2.2. Государственный сектор в экономике России
- Практические задания к теме: «Государственный сектор в смешанной экономике»
- 3.2 Характеристика звеньев финансовой системы
- Финансовая система
- Централизованные финансы
- Децентрализованные финансы
- 3.3. Финансовый механизм
- Практические задания к теме: «Финансовая система Российской Федерации»
- 4.2. Типы финансовой политики
- 4.3. Финансовая политика России в современных условиях
- Практические задания к теме: «Финансовая политика»
- Государственные и муниципальные финансы
- 5.2. Сущность и состав территориальных финансов
- 5.3. Муниципальные финансы
- Практические задания к теме: «Основы государственных и муниципальных финансов»
- 6.2. Функции бюджета
- 6.3. Бюджетное устройство
- 6.4. Бюджетная система Российской Федерации
- Консолидированный бюджет Российской Федерации
- Практические задания к теме: «Сущность государственного бюджета»
- 7.2. Расходы бюджетов
- 7.3. Сбалансированность бюджетов
- Практические задания к теме: «Состав и структура государственного бюджета»
- 8.2. Характеристика источников финансирования дефицита бюджета
- 8.3. Правовые аспекты государственного регулирования бюджетного дефицита в Российской Федерации
- Практические задания к теме: «Бюджетный дефицит»
- 9.2. Законодательная основа бюджетного федерализма в рф
- 9.3. Основные звенья и процессы системы бюджетного федерализма в Российской Федерации
- 9.4. Принципы и механизмы взаимодействия федерального, региональных и местных бюджетов
- Практические задания к теме: «Бюджетный федерализм»
- 10.2. Бюджетное планирование и бюджетный процесс в рф
- Практические задания к теме: «Бюджетное устройство, бюджетное планирование и бюджетный процесс»
- 11.2 Бюджетный механизм и характеристика его звеньев
- 11.3. Межбюджетные отношения
- Практические задания к теме: «Бюджетный процесс и бюджетный механизм»
- 12.2. Функции государственного кредита
- 12.3. Формы государственного кредита
- Практические задания к теме: «Государственный кредит»
- 13.2. Государство как кредитор
- 13.3. Государственный долг
- 13.4. Управление государственным долгом
- Практические задания к теме: «Государственный долг»
- 14.2. Социальные государственные внебюджетные фонды рф
- 14.2.1. Пенсионный фонд рф
- 14.2.2. Фонд социального страхования рф
- 14.2.3. Фонды обязательного медицинского страхования
- 14.3. Целевые бюджетные фонды
- 14.4. Целевые бюджетные фонды Республики Татарстан
- Практические задания к теме: «Государственные внебюджетные и целевые бюджетные фонды»
- 15.2. Виды налогов и их основные элементы. Налоговая классификация
- 15.3. Налоговые системы, принципы их построения и функции
- Практические задания к теме: «Налогообложение и тенденции налоговой политики»
- 16.2. Сущность, сферы и формы социального обеспечения
- 16.3. Особенности социальной политики в России
- 16.4. Финансовое регулирование экономических процессов
- 16.5. Финансовый рынок
- Практические задания к теме: «Роль финансов в социально-экономических процессах»
- 17.2. Проблемы социального равенства и справедливости
- 17.3. Политика государства по регулированию доходов населения
- 17.4. Система социальной защиты населения, ее принципы
- 17.5. Доходы населения
- 17.6. Социальная политика государства
- Практические задания к теме: «Социальная политика государства»
- 18.2. Роль государства в управлении финансами
- 18.3. Субъекты и структура органов государственного управления финансами
- Практические задания к теме: «Управление государственными финансами»
- 19.2. Формы финансового контроля
- 19.3. Методы финансового контроля
- Практические задания к теме: «Финансовый контроль»
- 20.2. Негосударственный финансовый контроль
- Аудиторский контроль.
- 20.3. Аудиторский контроль
- Практические задания к теме: «Виды финансового контроля»
- 21.2. Пути совершенствования финансового контроля в России
- Практические задания к теме: «Организация финансового контроля в Российской Федерации»
- 1.Современные проблемы в исполнении федерального бюджета органами казначейства
- 2. Деятельность казначейства рт по исполнению федерального бюджета.
- 1.Современные проблемы в исполнении федерального бюджета органами казначейства
- 3.2. Деятельность казначейства рт по исполнению федерального бюджета.
- 22.2. Учет поступлений Федерального бюджета
- 22.3. Структура аналитического учета
- Практические задания к теме: «Организация исполнения федерального бюджета по доходам органами Федерального казначейства»
- Глоссарий