18.2. Роль государства в управлении финансами
По вопросу о роли государства в управлении финансово-кредитной системой и в целом экономикой России в литературе высказываются самые различные суждения, в том числе недооценивающие роль государственного управления в экономике.
Утверждается, например, что по мере углубления рыночных отношений в ходе реформ государственное управление в экономике не только теряет свое значение, но и начинает выполнять негативную роль.
Многие экономисты считают это суждение необоснованным.
Во-первых, сторонники этих суждений игнорируют тот факт, что государственное управление реализуется не только «жестко» – в форме прямого государственного управления, но и в форме государственного регулирования.
Во-вторых, не учитывается то обстоятельство, что рынок, способный на саморегуляцию, необходимо еще организовать.
В-третьих, само нормальное функционирование на рынке не может быть обеспечено только стихийными регуляторами, так как они не могут оградить рынок от возможных эгоистических действий субъектов естественных или иных монополий или обезопасить национальный рынок от пагубной, порой, внешней экономической экспансии.
В-четвертых, следует иметь в виду, что роль государственного управления в жизни общества особенно возрастает в переходные периоды, так как в это время идет бурный процесс перестройки существующей экономической системы, процесс создания новых форм, поиск путей выхода из кризиса. Об этом свидетельствует и экономическая история, в том числе промышленно развитых стран, имеющих богатый опыт рыночных отношений.
Например, одной из основных составных частей реформы Рузвельта, положившей конец Великой депрессии в США 30-х годов ХХ века, стало усиление государственного регулирования финансово-кредитной деятельности (был принят закон, вводивший верхний лимит процентов по депозитам, а также ограничивающий деятельность банков на фондовом рынке). В странах западной Европы для того, чтобы создать механизм для скорейшего восстановления разрушенного войной хозяйства, правительства устанавливали жесткие ограничения на потребление, в то же время поощряя инвестиционную составляющую дохода (при инвестировании в развитие собственного дела устанавливался льготный режим налогообложения).
Еще один пример усиления роли государственного регулирования можно найти в реформах 70-80-х годов. «Рейганомика» в США и «тетчеризм» в Великобритании характеризовались резким снижением налогообложения и массовой приватизацией собственности, но это сопровождалось увеличением роли государства в экономике, так как четко контролировался процесс перераспределения дохода и собственности, осуществлялось правовое регулирование.
В России роль государственного управления заключается в том, что:
От прямого управления промышленностью государство переходит к передаче функций управления предприятиями собственникам. Принимая и исполняя государственный бюджет, государство задает общие «правила игры», которые также являются регулирующими нормами.
Оптимальные пропорции «жесткого» и «мягкого» видов государственного управления для различных сегментов экономики различны. То есть в отраслях, напрямую связанных с национальной безопасностью, и в отраслях, бюджетное финансирование которых обусловлено их социальной значимостью (здравоохранение, образование, наука), государственное управление должно оставаться преимущественно «жестким». Наименьшей доли «жесткого» прямого государственного управления требуют такие сегменты, как, например, малый бизнес, торговля, общественное питание, пресса.
- Введение
- 1.2. Место и роль государственных финансов в экономике
- 1.3. Институциональный аспект государственных финансов
- Практические задания к теме: «Государственные финансы и их роль в рыночной экономике»
- 1. Экономические функции государства в смешанной экономике
- 2.2. Государственный сектор в экономике России
- Практические задания к теме: «Государственный сектор в смешанной экономике»
- 3.2 Характеристика звеньев финансовой системы
- Финансовая система
- Централизованные финансы
- Децентрализованные финансы
- 3.3. Финансовый механизм
- Практические задания к теме: «Финансовая система Российской Федерации»
- 4.2. Типы финансовой политики
- 4.3. Финансовая политика России в современных условиях
- Практические задания к теме: «Финансовая политика»
- Государственные и муниципальные финансы
- 5.2. Сущность и состав территориальных финансов
- 5.3. Муниципальные финансы
- Практические задания к теме: «Основы государственных и муниципальных финансов»
- 6.2. Функции бюджета
- 6.3. Бюджетное устройство
- 6.4. Бюджетная система Российской Федерации
- Консолидированный бюджет Российской Федерации
- Практические задания к теме: «Сущность государственного бюджета»
- 7.2. Расходы бюджетов
- 7.3. Сбалансированность бюджетов
- Практические задания к теме: «Состав и структура государственного бюджета»
- 8.2. Характеристика источников финансирования дефицита бюджета
- 8.3. Правовые аспекты государственного регулирования бюджетного дефицита в Российской Федерации
- Практические задания к теме: «Бюджетный дефицит»
- 9.2. Законодательная основа бюджетного федерализма в рф
- 9.3. Основные звенья и процессы системы бюджетного федерализма в Российской Федерации
- 9.4. Принципы и механизмы взаимодействия федерального, региональных и местных бюджетов
- Практические задания к теме: «Бюджетный федерализм»
- 10.2. Бюджетное планирование и бюджетный процесс в рф
- Практические задания к теме: «Бюджетное устройство, бюджетное планирование и бюджетный процесс»
- 11.2 Бюджетный механизм и характеристика его звеньев
- 11.3. Межбюджетные отношения
- Практические задания к теме: «Бюджетный процесс и бюджетный механизм»
- 12.2. Функции государственного кредита
- 12.3. Формы государственного кредита
- Практические задания к теме: «Государственный кредит»
- 13.2. Государство как кредитор
- 13.3. Государственный долг
- 13.4. Управление государственным долгом
- Практические задания к теме: «Государственный долг»
- 14.2. Социальные государственные внебюджетные фонды рф
- 14.2.1. Пенсионный фонд рф
- 14.2.2. Фонд социального страхования рф
- 14.2.3. Фонды обязательного медицинского страхования
- 14.3. Целевые бюджетные фонды
- 14.4. Целевые бюджетные фонды Республики Татарстан
- Практические задания к теме: «Государственные внебюджетные и целевые бюджетные фонды»
- 15.2. Виды налогов и их основные элементы. Налоговая классификация
- 15.3. Налоговые системы, принципы их построения и функции
- Практические задания к теме: «Налогообложение и тенденции налоговой политики»
- 16.2. Сущность, сферы и формы социального обеспечения
- 16.3. Особенности социальной политики в России
- 16.4. Финансовое регулирование экономических процессов
- 16.5. Финансовый рынок
- Практические задания к теме: «Роль финансов в социально-экономических процессах»
- 17.2. Проблемы социального равенства и справедливости
- 17.3. Политика государства по регулированию доходов населения
- 17.4. Система социальной защиты населения, ее принципы
- 17.5. Доходы населения
- 17.6. Социальная политика государства
- Практические задания к теме: «Социальная политика государства»
- 18.2. Роль государства в управлении финансами
- 18.3. Субъекты и структура органов государственного управления финансами
- Практические задания к теме: «Управление государственными финансами»
- 19.2. Формы финансового контроля
- 19.3. Методы финансового контроля
- Практические задания к теме: «Финансовый контроль»
- 20.2. Негосударственный финансовый контроль
- Аудиторский контроль.
- 20.3. Аудиторский контроль
- Практические задания к теме: «Виды финансового контроля»
- 21.2. Пути совершенствования финансового контроля в России
- Практические задания к теме: «Организация финансового контроля в Российской Федерации»
- 1.Современные проблемы в исполнении федерального бюджета органами казначейства
- 2. Деятельность казначейства рт по исполнению федерального бюджета.
- 1.Современные проблемы в исполнении федерального бюджета органами казначейства
- 3.2. Деятельность казначейства рт по исполнению федерального бюджета.
- 22.2. Учет поступлений Федерального бюджета
- 22.3. Структура аналитического учета
- Практические задания к теме: «Организация исполнения федерального бюджета по доходам органами Федерального казначейства»
- Глоссарий