16.4. Финансовое регулирование экономических процессов
Экономика страны – это сложный народнохозяйственный комплекс, различные части которого развиваются неравномерно в связи с тем, что потребности общества очень изменчивы, а производство стремится приспособиться к ним.
Неравномерность развития экономики приводит к тому, что отдельные ее звенья вырываются вперед, другие – отстают в своем росте. Между тем нормальное функционирование народнохозяйственного комплекса возможно лишь при условии, когда каждое его структурное подразделение органично увязано с другими. Лишь на основе такой увязки достигается необходимая пропорциональность структуры общественного производства, которая обеспечивает сбалансирование его развития как единого целого.
Согласованное функционирование разных частей экономики достигается путем ее регулирования, под которым понимается изменение темпов роста отдельных структурных подразделений, призванное перестроить производство в соответствии с изменившимися потребностями общества. В условиях рынка регулирование экономики обеспечивается путем перераспределения финансовых ресурсов. Именно благодаря такому перераспределению создаются необходимые финансовые предпосылки для осуществления структурных сдвигов.
Регулирование экономики происходит, прежде всего, посредством саморегулирования. Оно характеризуется такими методами формирования финансовой базы в разных звеньях общественного производства, которые вырабатывают и используют сами участники производства. Саморегулирование базируется на свободе субъектов хозяйствования, выборе ими своих партнеров и форм взаимоотношений между ними, самостоятельном распоряжении продуктами своей деятельности и т.д. Правда, свобода предпринимателей в методах формирования финансовой базы не безгранична. Она регулируется деятельностью различных организационных структур, способствующих установлению цивилизованных взаимоотношений между всеми участниками воспроизводственного процесса.
Саморегулирование обеспечивается функционированием рынка, в том числе финансового. Именно рынок служит гибкости и эластичности экономики, проведению в ней структурной перестройки.
Однако в некоторых случаях рыночный механизм оказывается бессильным. Оптимальному распределению финансовых ресурсов препятствуют монополии. В определенных видах производственной деятельности индивидуальная и социальная оценки результативности хозяйствования не совпадают. Рыночный механизм не в состоянии обеспечить перераспределение доходов в соответствии с целями демократического общества. В кризисных ситуациях рынок слабо влияет на стабилизацию экономики. Поэтому возникает необходимость в дополнительном механизме регулирования экономики.
Одновременно с саморегулированием большое влияние на структуру общественного производства оказывает государственное вмешательство в экономику. Воздействие государства на экономические процессы необходимо для следующих целей:
обеспечения общих условий жизнедеятельности и правовой основы реализации экономических решений;
проведения стабилизационных мероприятий (государство должно регулировать темпы экономического роста, уровень инфляции и занятости, поощрять прогрессивные сдвиги в отраслевой и региональной структуре экономики).
Реальное государственное богатство – это его централизованные денежные фонды, т.е. материальная база государственных финансов. Все современное экономическое пространство насквозь пронизано движением и переплетением самых различных денежных потоков, формированием и использованием различных по величине денежных фондов (личных, коллективных, кредитных, валютных, страховых, спонсорских и т.д.). От состава и структуры перераспределения этих фондов, т.е. от того, сколько государство возьмет «себе» и как их израсходует, зависят народнохозяйственные воспроизводственные пропорции, обеспечение социальной сферы, возможность создания необходимых резервов и т.д.
Для более четкого понимания роли государственных финансов в различных экономических процессах необходимо сделать упор на понятие и формирование государственных доходов.
Возможность регулировать общепроизводственные показатели посредством манипулирования объемом и составом государственных доходов объясняется следующими объективными предпосылками.
Огосударствление доли ресурсов, которыми располагают физические и юридические лица, уменьшает уровень их доходности и изменяет структуру совокупного потребления. Рассматриваемое изъятие позволяет ограничивать пределы необоснованно низкой или высокой эффективности производства. Это достигается путем предоставления определенных льгот убыточным и низкорентабельным предприятиям, а также путем отчуждения части сверхдоходов, т.е. доходов в значительно больших размерах, чем это необходимо для создания нормальных условий функционирования экономического субъекта.
Разнообразие видов доходов и механизмов их взимания предоставляет государству возможность целенаправленно регулировать спрос на определенные товары и услуги, выбирать наиболее эффективные технологии, продукцию импорта и т.д. Как известно, в большинстве современных государств основная масса централизованных денежных потоков формируется посредством налогов. Глобальное понижение их общего уровня ведет к увеличению чистых доходов, спроса, занятости, активизирует предпринимательскую инициативу, тогда как его повышение – верный способ снизить экономический рост.
Дифференцированное налогообложение нераспределенной прибыли корпораций и дивидендов, выплачиваемых владельцам акций, изменяет их соотношение в прибыли. Снижение ставок на первую ее часть при высоком налогообложении второй увеличивает возможности самофинансирования, а в долгосрочной перспективе даже приводит к изменениям в составе реальных владельцев компании. Если налоги повышаются на нераспределенную прибыль корпорации и понижаются на дивиденды, наблюдается обратная картина.
Высокое налогообложение расходов на труд делает выгодным повышение капиталоемкости производства, тогда как рост налогов на имущество предприятий подталкивает хозяйствующих субъектов к понижению технического строения капитала.
Государственная пошлина позволяет регулировать доступность юридических услуг для тех или иных лиц, заинтересованных в совершении сделок. Таможенные пошлины воздействуют на конкурентоспособность национальных и зарубежных производителей. Понижение и отмена пошлин влекут за собой расширение внешней торговли, замедление роста цен, обострение конкуренции как на внутреннем, так и на мировом рынках.
Следует отметить, что бюджетное регулирование (воздействие на макро- и микропоказатели только через изменение комплексной политики доходов и расходов центральных бюджетов) не вмещает всю сферу финансового регулирования. Так как регулирующим должно стать воздействие каждого фонда финансовой системы на распределение и перераспределение.
Таким образом, финансовое регулирование представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров производства. Оно является неотъемлемым условием функционирования экономики. Субъектами финансового регулирования выступают государственные структуры, а объектами – доходы и расходы участников общественной системы.
Финансовыми регуляторами рыночного хозяйства являются:
налоги и неналоговые платежи в бюджет;
финансовые льготы и санкции;
эксплуатационные расходы бюджетных учреждений;
общие и целевые субсидии, в том числе предназначенные для оплаты государственных заказов;
доходы и расходы внебюджетных фондов;
доходы и расходы государственных предприятий и организаций.
Финансовому воздействию присущи прямые, косвенные и смешанные формы регулирования.
Прямое влияние на ход рыночных процессов оказывается с помощью взимания прямых налогов, в процессе финансирования расходов, осуществляемых из бюджета развития; посредством применения повышенных или пониженных ставок налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды; при взимании штрафов пеней и неустоек за нарушение финансовой дисциплины. Все это прямо изменяет уровень доходов субъектов воспроизводства и рыночную конъюнктуру.
К косвенным формам регулирования относится косвенное налогообложение и осуществление текущих государственных расходов.
Среди смешанных форм финансового воздействия выделяются местные налоги, система неналоговых платежей в бюджет, льготное налогообложение и льготное финансирование отдельных сфер деятельности и мероприятий, нормативы образования и использования децентрализованных внебюджетных фондов.
В регулировании экономики также принимают участие разные сферы и звенья финансовой системы: финансы предприятий, страхование и др. Специфика сфер и звеньев обусловливает различный характер их воздействия на стоимостные пропорции народного хозяйства. Так, регулирующие возможности финансов предприятий используются в основном для внутрихозяйственного и межхозяйственного перераспределения финансовых ресурсов, государственного бюджета – для регулирования отраслевых и территориальных пропорций.
Главным инструментом регулирования воспроизводственных пропорций являются финансы предприятий. С их помощью происходит регулирование воспроизводственной структуры производимого продукта; обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства на основе установления оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и накопление. В регулировании воспроизводственных пропорций постепенно будет расти роль страхования, призванного гарантировать устойчивость производства. В перспективе страхование сможет возмещать потери от неудачных научно-технических разработок, а также недополученную прибыль от простоев вследствие забастовок и политических волнений.
Для регулирования отраслевых пропорций в условиях рыночной экономики используются финансы предприятий и государственный бюджет. При этом предприятия ищут на финансовом рынке зоны наиболее выгодного приложения финансовых ресурсов, имеющихся в их распоряжении: покупают акции других предприятий, инвестируют средства в недвижимость, предоставляют их взаймы банкам и государству и т.д. Государство же регулирует отраслевую структуру общественного производства, используя свой бюджет и внебюджетные фонды, проводя активную таможенную и амортизационную политику, влияя на цены т.д.
- Введение
- 1.2. Место и роль государственных финансов в экономике
- 1.3. Институциональный аспект государственных финансов
- Практические задания к теме: «Государственные финансы и их роль в рыночной экономике»
- 1. Экономические функции государства в смешанной экономике
- 2.2. Государственный сектор в экономике России
- Практические задания к теме: «Государственный сектор в смешанной экономике»
- 3.2 Характеристика звеньев финансовой системы
- Финансовая система
- Централизованные финансы
- Децентрализованные финансы
- 3.3. Финансовый механизм
- Практические задания к теме: «Финансовая система Российской Федерации»
- 4.2. Типы финансовой политики
- 4.3. Финансовая политика России в современных условиях
- Практические задания к теме: «Финансовая политика»
- Государственные и муниципальные финансы
- 5.2. Сущность и состав территориальных финансов
- 5.3. Муниципальные финансы
- Практические задания к теме: «Основы государственных и муниципальных финансов»
- 6.2. Функции бюджета
- 6.3. Бюджетное устройство
- 6.4. Бюджетная система Российской Федерации
- Консолидированный бюджет Российской Федерации
- Практические задания к теме: «Сущность государственного бюджета»
- 7.2. Расходы бюджетов
- 7.3. Сбалансированность бюджетов
- Практические задания к теме: «Состав и структура государственного бюджета»
- 8.2. Характеристика источников финансирования дефицита бюджета
- 8.3. Правовые аспекты государственного регулирования бюджетного дефицита в Российской Федерации
- Практические задания к теме: «Бюджетный дефицит»
- 9.2. Законодательная основа бюджетного федерализма в рф
- 9.3. Основные звенья и процессы системы бюджетного федерализма в Российской Федерации
- 9.4. Принципы и механизмы взаимодействия федерального, региональных и местных бюджетов
- Практические задания к теме: «Бюджетный федерализм»
- 10.2. Бюджетное планирование и бюджетный процесс в рф
- Практические задания к теме: «Бюджетное устройство, бюджетное планирование и бюджетный процесс»
- 11.2 Бюджетный механизм и характеристика его звеньев
- 11.3. Межбюджетные отношения
- Практические задания к теме: «Бюджетный процесс и бюджетный механизм»
- 12.2. Функции государственного кредита
- 12.3. Формы государственного кредита
- Практические задания к теме: «Государственный кредит»
- 13.2. Государство как кредитор
- 13.3. Государственный долг
- 13.4. Управление государственным долгом
- Практические задания к теме: «Государственный долг»
- 14.2. Социальные государственные внебюджетные фонды рф
- 14.2.1. Пенсионный фонд рф
- 14.2.2. Фонд социального страхования рф
- 14.2.3. Фонды обязательного медицинского страхования
- 14.3. Целевые бюджетные фонды
- 14.4. Целевые бюджетные фонды Республики Татарстан
- Практические задания к теме: «Государственные внебюджетные и целевые бюджетные фонды»
- 15.2. Виды налогов и их основные элементы. Налоговая классификация
- 15.3. Налоговые системы, принципы их построения и функции
- Практические задания к теме: «Налогообложение и тенденции налоговой политики»
- 16.2. Сущность, сферы и формы социального обеспечения
- 16.3. Особенности социальной политики в России
- 16.4. Финансовое регулирование экономических процессов
- 16.5. Финансовый рынок
- Практические задания к теме: «Роль финансов в социально-экономических процессах»
- 17.2. Проблемы социального равенства и справедливости
- 17.3. Политика государства по регулированию доходов населения
- 17.4. Система социальной защиты населения, ее принципы
- 17.5. Доходы населения
- 17.6. Социальная политика государства
- Практические задания к теме: «Социальная политика государства»
- 18.2. Роль государства в управлении финансами
- 18.3. Субъекты и структура органов государственного управления финансами
- Практические задания к теме: «Управление государственными финансами»
- 19.2. Формы финансового контроля
- 19.3. Методы финансового контроля
- Практические задания к теме: «Финансовый контроль»
- 20.2. Негосударственный финансовый контроль
- Аудиторский контроль.
- 20.3. Аудиторский контроль
- Практические задания к теме: «Виды финансового контроля»
- 21.2. Пути совершенствования финансового контроля в России
- Практические задания к теме: «Организация финансового контроля в Российской Федерации»
- 1.Современные проблемы в исполнении федерального бюджета органами казначейства
- 2. Деятельность казначейства рт по исполнению федерального бюджета.
- 1.Современные проблемы в исполнении федерального бюджета органами казначейства
- 3.2. Деятельность казначейства рт по исполнению федерального бюджета.
- 22.2. Учет поступлений Федерального бюджета
- 22.3. Структура аналитического учета
- Практические задания к теме: «Организация исполнения федерального бюджета по доходам органами Федерального казначейства»
- Глоссарий