2.2 Анализ характеристик косвенных налогов рф за 2008-2011 гг. В сравнении с характеристиками 2012г.
В Таблице 2.2 приведены данные о величине и структуре доходов расширенного правительства в Российской Федерации (куда входят доходы всех бюджетов и внебюджетных фондов бюджетной системы) в 2008 – 2011 годах. Из представленных данных видно, что величина налоговых доходов (рассчитываемая как сумма поступлений всех налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование и прочих платежей, имеющих квазиналоговый характер), на протяжении последних четырех лет существенно снизилась – с 36,2% ВВП в 2008 году до 31,7% ВВП по итогам 2011 года.
При этом по-прежнему существенную долю доходов бюджета продолжают составлять доходы, получаемые от обложения налогами и пошлинами добычи и экспорта нефти и нефтепродуктов.
Таблица 2.2 - Доходы бюджета расширенного правительства Российской Федерации в 2008 – 2011 гг. (% ВВП)
Характеристики
| 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
Доходы, всего | 39,9% | 38,8% | 35,1% | 35,3% |
Налоговые доходы и платежи | 36,2% | 36,2% | 31,0% | 31,7% |
в том числе |
|
|
|
|
Налог на прибыль организаций | 6,5% | 6,1% | 3,3% | 4,0% |
Налог на доходы физических лиц | 3,8% | 4,0% | 4,3% | 4,0% |
Налог на добавленную стоимость | 6,8% | 5,2% | 5,3% | 5,6% |
Акцизы | 0,9% | 0,8% | 0,9% | 1,1% |
Таможенные пошлины | 7,0% | 8,4% | 6,5% | 6,4% |
Налог на добычу полезных ископаемых | 3,6% | 4,1% | 2,7% | 3,2% |
Единый социальный налог и страховые взносы | 5,6% | 5,5% | 5,9% | 5,2% |
Прочие налоги и сборы* | 2,0% | 1,9% | 2,2% | 2,2% |
* налоги на совокупный доход, налоги на имущество, платежи за пользование природными ресурсами (за исключением НДПИ), государственная пошлина, таможенные сборы
На основе данных построена диаграмма (см. рис. 2.1), которая позволяет охарактеризовать долевое соотношение доходов.
Рисунок 2.1 – Диаграмма долевого соотношения доходов бюджета за 2008-2011гг.
Положение складывается таким образом, что процентное содержание таможенных пошлин в общей сумме доходов бюджета за анализируемый период в среднем составляет больший процент по отношению к другим косвенным налогам (7% в 2008 г. и 6,4% в 2011г.).
Второе место после таможенных пошлин удерживает НДС, объем поступлений, которых составляет 6,8% от ВВП. В поступлении НДС отмечается тенденция их уменьшения в 2011г. по сравнению с 2008г. на 1,2%.
Третье место после таможенных пошлин и НДС в налоговых доходах федерального бюджета занимают акцизы, поступления которых, в последние три года, также обеспечивают меньший доход бюджету с каждым годом. Разумеется, показатель удельного веса акцизов в доходах того или иного бюджета не даёт целостного представления об их фискальной значимости, так как он ежегодно предопределяется условиями распределения этого налога между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в процессе их формирования.
Теперь сравним результаты 2011 и 2012 гг.
Таблица 2.3- Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам, млрд. руб.
Виды налогов и сборов
| Январь-февраль 2012г. | В % к январю-февралю 2011г. | ||||||
консолиди- рованный бюджет | в том числе | консолиди- рованный бюджет | в том числе | |||||
феде-ральный бюджет | консолиди-рованные бюджеты субъектов РФ | феде- ральный бюджет | консолиди-рованные бюджеты субъектов РФ | |||||
Всего | 1316,3 | 733,9 | 582,5 | 118,8 | 116,0 | 122,6 | ||
из них: налог на прибыль организаций | 174,2 | 23,7 | 150,5 | 141,1 | в 1,5р. | 139,7 | ||
налог на доходы физических лиц | 281,5 | - | 281,5 | 117,1 | - | 117,1 | ||
НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, ввозимые из Республики Беларусь и Республики Казахстан | 255,4 | 255,4 | - | 86,7 | 86,7 | - | ||
из него НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ | 241,0 | 241,0 | - | 85,4 | 85,4 | - | ||
акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации | 112,9 | 50,0 | 62,9 | 142,9 | в 1,6р. | 131,1 | ||
налоги на имущество | 48,7 | - | 48,7 | 100,0 | - | 100,0 | ||
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 408,0 | 402,7 | 5,4 | 138,6 | 139,0 | 111,2 | ||
из них налог на добычу полезных ископаемых | 404,0 | 399,0 | 5,0 | 140,6 | 141,0 | 113,5 |
Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в январе-феврале 2012г. обеспечили поступления налога на добычу полезных ископаемых - 30,7%, налога на доходы физических лиц - 21,4%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, ввозимые из Республики Беларусь и Республики Казахстан - 19,4%, налога на прибыль организаций - 13,2%.
Рисунок 2.2 – Диаграмма долевого соотношения доходов бюджета за 2012г.
В январе-феврале 2012г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов 1231,3 млрд.рублей (93,6% от общей суммы налоговых доходов), региональных - 22,1 млрд.рублей (1,7%), местных - 26,6 млрд.рублей (2,0%), налогов со специальным налоговым режимом - 35,7 млрд.рублей (2,7%).
- Глава 1 Теоретические основы анализа косвенных налогов и их характеристик 6
- Глава 2 Анализ основных экономических характеристик косвенных налогов и их роли в формировании доходной части бюджета 35
- Глава 3 Рекомендации по совершенствованию характеристик косвенных налогов 46
- Введение
- Глава 1 Теоретические основы анализа косвенных налогов и их характеристик
- 1.1 Сущность, роль косвенного налогообложения и необходимость анализа его характеристик
- 1.2 Основные тенденции развития косвенных налогов
- 1.3 Основные проблемы и характеристики анализа косвенных налогов
- Глава 2 Анализ основных экономических характеристик косвенных налогов и их роли в формировании доходной части бюджета
- 2.1 Характерные особенности косвенного налогообложения рф
- 2.2 Анализ характеристик косвенных налогов рф за 2008-2011 гг. В сравнении с характеристиками 2012г.
- 2.3 Результаты анализа и формирование заключений
- Глава 3 Рекомендации по совершенствованию характеристик косвенных налогов
- Заключение
- Список использованных источников. Нормативно-правовые акты