Заключение
Для России, переживающей экономические трудности, особо значимы вопросы формирования доходной части государственного бюджета, осуществляемого в рыночной экономике в основном с помощью налогов. Среди налогов важное место занимает своеобразная группа косвенных налогов, обычно обозначаемых как налоги на потребление. Изучение зарубежного опыта использования этих налогов имело немаловажное значение, особенно в свете тех сложных процессов, которые происходили в ходе формирования и принятия части II Налогового Кодекса РФ и происходят сейчас. В ходе проведенного анализа роли и значения косвенных налогов и, в частности НДС, в формировании доходной части бюджета, можно сделать следующие выводы.
Косвенные налоги занимают одно из основных мест в отечественной налоговой системе. Они являются наиболее предпочтительными для бюджета именно благодаря своей высокой доходности. Кроме того, они включаются в цену товара, следовательно, платятся незаметно для потребителей. Однако, косвенные налоги имеют ряд недостатков: они находятся в обратной пропорциональной зависимости от платежеспособного спроса населения (имеют регрессивный характер); требуются большие расходы на взимание этих налогов (например, содержание таможенных органов); предполагают широкое вмешательство государства в предпринимательскую деятельность; мобилизация косвенных налогов сопровождается рядом проблем, в частности проблемой собираемости НДС.
Однако, не следует забывать, что косвенные налоги не должны иметь господствующий характер в цивилизованной рыночной экономике. Явно необходимо паритетное сочетание прямых и косвенных налогов с постепенным увеличением доли последних.
Налог на добавленную стоимость является самым молодым из налогов, формирующих основную долю доходов бюджетов. Часто НДС называют «европейским» налогом, отдавая должное его роли в становлении и развитии западноевропейского интеграционного процесса. Наличие НДС в налоговой системе страны является обязательным условием для вступления государства в члены ЕЭС. В то же время в ряде экономически развитых стран НДС не взимается. Так, например в США признано нецелесообразным введение этого налога из – опасения перекоса в сторону косвенных налогов в ущерб прямым.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что любой налог настолько хорош, насколько хороша его собираемость. Другими словами, эффективность любого налога определяется простотой его администрирования. В большинстве стран делается чересчур много для внедрения новых экономически необоснованных налоговых обязательств и слишком мало для повышения собираемости НДС и использования современных автоматизированных систем и методов проверки. В этом свете, основные усилия следует направить на совершенствование законодательства и процедур, требующих больших накладных расходов и в то же время мало, что дающих для увеличения платежей в бюджет.
Анализ существующих проблем косвенного налогообложения, из-за несовершенства законодательства и нестабильности экономической обстановки, ставит в зависимость актуальность повышения эффективности системы налогового контроля и управления в России. Устранение данных недостатков и улучшение системы администрирования налогов позволит в значительной степени устранить существующие проблемы косвенного налогообложения, увеличить собираемость косвенных налогов и не допустить рост задолженности косвенных налогов. В частности введение НДС-счетов является одним из решений, позволяющим решить проблему неправомерного возмещения НДС из бюджета, а также позволит решить и многие другие проблемы и не только косвенного налогообложения, но и других налогов, в частности налога на прибыль. В ходе такого жёсткого контроля снизиться число нарушений в области косвенного налогообложения и увеличатся налоговые доходы бюджета в результате полной и своевременной уплаты налогоплательщиками косвенных налогов. При этом стоит помнить, что одним жёстким контролем достичь максимального успеха невозможно, необходимо также и эффективная законодательная база в области налогообложения, без существующих на сегодняшний день недочётов и противоречий, для чего необходимо дальнейшее проведение налоговой реформы.
Реформирование налоговой системы является в настоящее время необходимым условием для дальнейшего успешного экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики, уровня жизни населения за счёт снижения налоговой нагрузки и решения других социальных задач. Кроме того основные задачи налоговых реформ должны быть направлены по-прежнему на достижение оптимального соотношения между регулирующей и фискальной функцией налоговыми функциями. Система администрирования налогов должна привести к снижению уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для его граждан. Успешное решение задач налогового реформирования - залог дальнейшего устойчивого развития экономики страны.
- Глава 1 Теоретические основы анализа косвенных налогов и их характеристик 6
- Глава 2 Анализ основных экономических характеристик косвенных налогов и их роли в формировании доходной части бюджета 35
- Глава 3 Рекомендации по совершенствованию характеристик косвенных налогов 46
- Введение
- Глава 1 Теоретические основы анализа косвенных налогов и их характеристик
- 1.1 Сущность, роль косвенного налогообложения и необходимость анализа его характеристик
- 1.2 Основные тенденции развития косвенных налогов
- 1.3 Основные проблемы и характеристики анализа косвенных налогов
- Глава 2 Анализ основных экономических характеристик косвенных налогов и их роли в формировании доходной части бюджета
- 2.1 Характерные особенности косвенного налогообложения рф
- 2.2 Анализ характеристик косвенных налогов рф за 2008-2011 гг. В сравнении с характеристиками 2012г.
- 2.3 Результаты анализа и формирование заключений
- Глава 3 Рекомендации по совершенствованию характеристик косвенных налогов
- Заключение
- Список использованных источников. Нормативно-правовые акты