logo
Днепров

Первая волна образовательных контрреформ 1870-х годов

Почвой, на которой выросли образовательные контрреформы, были феодально-крепостнические пережитки, в значительной мере сохранившиеся во всех областях русской жизни после отмены крепостного права. Консервация этих пережитков в сфере образования стала главной задачей школьных контрреформ, начатых в 70-х гг. и продолженных спустя десятилетие.

Одним из основных пережитков крепостничества во второй половине XIX в. было засилие дворянства во всех государственных институтах, его преобладающее влияние на государственные дела. Дворянство сохраняло в своих руках политическую власть, играло решающую роль в определении направления и методов правительственной политики.

Уже сразу за порогом эпохи реформ 60-х гг., значительно поколебавших силу крепостников, самодержавие выступило в поддержку крепостнической реакции. Один из глашатаев этой реакции граф М.Н. Муравьев (прозванный «вешателем» за жестокость при подавлении восстания 1863 г. в Литве и Белоруссии) призвал правительство «энергически поддерживать и восстановлять дворянство и землевладение, так как без этих элементов, консервативных и здоровых, не может существовать правильно организованное общество». В дворянстве Муравьев видел не только основную социальноэкономическую опору самодержавия, но и единственно надежную и преданную ему политическую и идеологическую силу, противостоящую различным «социальным утопиям». Дворянство, писал Муравьев, «как консервативный элемент» «представляет собой лучшее орудие для противопоставления демо-