logo
Днепров

Дискуссии об обязательности начального обучения

С вопросом всеобщности обучения был тесно связан вопрос о его обязательности. В принципе рубежами на пути полноценного развития начального образования являются его доступность, его всеобщность и его обязатель-

ность. Эти рубежи отражают не только внутреннюю логику развития образования, но прежде всего – его востребованность в обществе и готовность общества к преодолению того или иного рубежа. Естественно, что в каждом случае речь идет о бесплатном образовании.

В начале главы мы уже говорили о взглядах К.Д. Ушинского на проблему обязательности начального образования как на одну из наиболее либеральных идей. Обязательность понималась им диалектично: как обязанность каждого ребенка пройти путь начального обучения и как обязанность государства обеспечить всем детям беспрепятственность прохождения этого пути.

Эту точку зрения К.Д. Ушинского разделяли многие передовые отечественные педагоги – Н.Ф. Бунаков, В.П. Вахтеров, Н.А. Корф и другие. Однако и среди прогрессивной части русских педагогов было немало противников идеи введения всеобщего обязательного начального образования – В.И. Водовозов, П.Ф. Каптерев, Г.А. Фальборк и возглавляемая им Лига образования. К безусловным противникам обязательности начального обучения принадлежали и официальная педагогика, педагогические, а также политические ретрограды всех мастей.

Этот феномен представляет интерес и с методологической, и с социаль- но-педагогической, и с политической точек зрения.

Во-первых, он еще раз наглядно показывает, что в природе не существует политически нейтральных, политически независимых педагогических идей. Очевидно, к примеру, что П.Ф. Каптерев и М.Н. Катков отрицали введение всеобщего обязательного обучения с полярно противоположных политических позиций.

Во-вторых, ту группу передовых русских педагогов, которые отрицали введение обязательного обучения, вряд ли можно назвать его противниками. Они возражали не против обязательного обучения в принципе, а против поспешности его введения, считая, что русская начальная школа, родившаяся только в 1860-х гг., еще не подошла к этому рубежу и еще не всюду может обеспечить преодоление предшествовавших рубежей – доступности и всеобщности начального обучения. (Об этом говорилось, в частности, в цитированной ранее платформе Лиги образования.) И это действительно соответствовало реальному положению вещей в стране.