Образовательная политика как предмет исследования
Образовательная политика: понятие и термин. Прежде всего остано-
вимся на некоторых общих соображениях об образовательной политике, имеющих современный теоретический и практический интерес. И затем рассмотрим этот феномен применительно к теме настоящей книги.
Образование как явление общественной жизни выступает в трех основ-
ных ипостасях: как социальный институт, как система образовательных учреждений и как образовательная практика. Выстраивание и организация
«взаимодействия» этих трех основных граней, сущностей образования в соответствии с единой общенациональной целью, в единой социальной (соци-
ально-педагогической) логике – смысл и предмет образовательной политики.
Образовательная политика всегда решает две группы задач. «Внешние» по отношению к образованию – политические, социально-экономические и социокультурные задачи, т.е. проектирование, выстраивание и развитие системы образования как социального института в соответствии с потребностями и общей логикой общественного развития, с его новыми задачами и тенденциями. И «внутренние», собственно образовательные задачи, – направленные на образовательное обустройство этого института, на обеспечение его жизнедеятельности (функционирования и развития) в соответствии, вопервых, с общей и образовательной идеологией своего времени, требованиями педагогической науки, запросами образовательной практики и, во-вторых,
– с внутренней логикой и закономерностями эволюции самой системы образования.
Доминирующее положение в этой «паре» всегда занимают «внешние» задачи, ибо они задают ту рамку, в которой в конечном счете выстраиваются и решаются задачи «внутренние». Однако последние обладают и определенной самостоятельностью, способностью до некоторой степени даже противостоять (в позитивном и негативном плане) натиску «внешних» задач.