Глава 2. Наследие XVIII века
Эволюция государственной образовательной доктрины XVIII веке
ВXVIII в. государство все более осознает значение образования для развития страны. При Петре I это осознание принимает прагматический характер.
Вцентре внимания государства оказывается создание и распространение профессиональных школ, направленных на ускорение экономической модернизации страны. Общее образование отходит на задний план. Профессиональное образование приобретает сословный характер – каждое сословие должно получать образование, соответствующее его положению и обязанностям.
Преимущественное положение в профессиональном образовании получают военные школы, начиная со Школы математических и навигационных наук, которая готовила не только к морскому делу, но и по всем родам службы. Позднее были открыты Сухопутный шляхетный корпус (1731 г.), Артиллерийский и Инженерный шляхетный корпус (1762 г.). обучение в них было для дворянства сословной повинностью, уклонение от которой каралось крайне строго. Открываются и военные школы для низших сословий.
При Петре I было положено начало горному и медицинскому образованию, а также общеобразовательным «цифирным школам» для обязательного обучения арифметики и геометрии лиц разных сословий от 10 до 15 лет. Уклоняющимся от этих школ грозило запрещение жениться. Однако и при этом данный первый энергичный приступ к насаждению обязательного элементарного, хотя и одностороннего математического образования потерпел полную неудачу. При господстве профессионально-сословной системы образования, когда каждому классу населения предназначалась своя специальная школа, в общей элементарной школе некому было учиться.
Витоге от Петра I до Екатерины II сложилось профессиональное образование, проникнутое строго сословным духом. Ни в учебном, ни в административном отношении оно не было подчинено ни единому общему плану, ни стройной системе. Профессиональные школы призваны были удовлетворять неотложные практические потребности разных ведомств и, соответственно, оно было подчинено этим ведомствам – военному, морскому, горному, медицинскому и др.
Единственной общеобразовательной вершиной над этим мелким прагматическим полем профессиональных школ возвышался основанный в царствование Елизаветы Петровны в 1755 г. по проекту П.И. Шувалова и М.В. Ломоносова Московский университет. Созданный в составе трех факультетов – философского, юридического и медицинского и гимназии при нем Московский университет положил начало прочной, непрерывной традиции высшего и среднего образования в России.
Царствование Екатерины II составило новую эпоху в истории отечественного просвещения. Образование, по мысли Екатерины, должно было решать не только прагматические задачи Российского государства, но и задачи его социального, а шире – цивилизационного развития.