3.2. Характеристика основных направлений пенсионной реформы и реализация их Пенсионным фондом рф
Основными направлениями пенсионной реформы 2010 года являются:
Администрирование страховых взносов и регулирование тарифной политики.
В систему обязательного пенсионного страхования введено администрирование страховых взносов с полной отменой Единого социального налога (ЕСН).
Единая ставка страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2012 году составила 22% ( в 2011 году – 26%).
Ликвидация регрессивной шкалы и изменение базы для исчисления страховых взносов.
Предельная величина базы для исчисления страховых взносов (600 тыс. руб.) не изменялась с 2002 года. В 2005 году границы базы для начисления страховых взносов были изменены в сторону сокращения их количества, так, в период 2005-2009 годов применялись следующие границы: до 280 тыс. руб., от 280,001 тыс. руб. до 600 тыс. руб.
Актуарные расчеты показали, что потолок базы начисления необходим для госрегулирования долгосрочных пенсионных обязательств. Однако страхование высоких заработков в условиях сокращения численности лиц, за которых уплачиваются страховые взносы, и снижения темпов роста заработной платы приведет к существенному увеличению дефицита бюджет Пенсионного фонда РФ за счет увеличения потребности в средствах на выплату пенсии.
Единая ставка страхового взноса в 2010 году действует в отношении годового дохода до 415 000 руб. (т.е. в среднем 34 583 руб. в месяц). При этом он охватывает интересы 98% застрахованных лиц, за исключением 1,5-2% самых богатых, со средней зарплатой 2,3-3,5 млн руб./мес. Сверх этой суммы страховые взносы уплачиваться не будут, но и пенсионные права на эти суммы тоже формироваться не будут.
В 2012 году проиндексирована облагаемая страховыми взносами база каждого работника, то есть предельный годовой заработок, с которого уплачиваются страховые взносы. Он вырос с 463 до 512 тысяч рублей. Также установлен тариф страхового взноса свыше предельной величины базы для начисления страховых взносов в размере 10 процентов.25
В последующие годы (по мере роста средней зарплаты в стране) планируется ежегодная индексация верхней величины базы для исчисления страховых взносов и перевод всех организаций, независимо от отраслевой принадлежности, на уплату страховых взносов.
Государственная поддержка пенсионной нагрузки на страхователей.
Общая страховая нагрузка в 2012 году составляет 30% (в 2011 году – 34%). Для малого (инновационного и проч.) бизнеса - 5-летний переходный период до общеустановленной страховой нагрузки - 2015 год.
В течение 2011-2014 годов для страхователей с льготным режимом уплаты страховых взносов будут применяться следующие тарифы: в течение 2011-2012 годов - 16%; в течение 2013-2014 годов - 21%. Необходимые трансферты из федерального бюджета для компенсации недопоступления взносов в течение переходного периода составят: в 2010 году - 72,1 млрд. руб., в 2011 году - 47,9 млрд. руб., в 2012 году - 55,7 млрд. руб., в 2013 году - 32,3 млрд. руб., в 2014 году - 37,3 млрд. руб.26
К указанной категории страхователей относятся: сельскохозяйственные товаропроизводители, организации и индивидуальные предприниматели, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящие выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие единый сельскохозяйственный налог, страхователи, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы.
С 1 января 2010 года в целях повышения уровня жизни нынешних получателей пенсии:
Произведена дополнительная индексация (валоризация, повышение денежной оценки) пенсионных прав, приобретенных до 2002 года. Пенсионные права, приобретенные до 2002 года, дополнительно проиндексированы на 10% плюс 1% дополнительной индексации за каждый год стажа, заработанный до 1991 года. Данная мера затронула 98% нынешних получателей пенсии.
Произошла трансформация базовой части трудовой пенсии в фиксированный базовый размер страховой части, который не зависит от страховых отчислений застрахованного лица, а лишь от продолжительности его трудового стажа. Начиная с 2015 года устанавливается зависимость размера фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости от продолжительности страхового стажа в момент ее назначения. Жесткая зависимость фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости от продолжительности страхового стажа осуществляется путем снижения фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости на 3% за каждый полный год, недостающий до 30 лет, и повышения на 6% за каждый полный год, превосходящий 30 лет. С 1 января 2015 года страховой стаж, при отсутствии которого уменьшается/увеличивается сумма фиксированного базового размера, устанавливается равным 9 лет и увеличивается ежегодно на 1 год до достижения 30 лет.
В результате институционального изменения структуры пенсии механизм индексации фиксированного базового размера пенсии стал идентичен механизму индексации страховой части трудовой пенсии. Индексация трудовой пенсии в распределительной системе происходит по общему правилу — в течение года с учетом роста цен, кроме того, с 1 апреля предусмотрено увеличение пенсии с учетом роста доходов ПФР в расчете на одного пенсионера.
Введены социальные доплаты к пенсии с целью довести совокупный доход малообеспеченных категорий неработающих пенсионеров до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе.
Изменен механизм индексации социальной пенсии, помимо индексации, связанной с уровнем инфляции, предусмотрено проведение индексации, размер которой зависит от роста величины прожиточного минимума пенсионера.27
В настоящее время Пенсионный фонд РФ является одним из важнейших участников пенсионной реформы, которая ставит задачу радикально повысить уровень пенсионного обеспечения и ликвидировать бедность среди пенсионеров.
Основные показатели деятельности ПФР отражают вектор дальнейшего ускорения процесса проведения пенсионной реформы, что, в свою очередь, предполагает принятие мер, обеспечивающих более полное решение задач, поставленных пенсионной реформой.
Летом 2009 года был принят ряд законодательных актов, которые уже с 1 января 2010 года в значительной степени изменили российскую пенсионную систему. Изменения эти затрагивают не только нынешних и будущих пенсионеров, всех работодателей, но и ПФР.
Пенсионная реформа требует от ПФР точного администрирования: придется учитывать число пенсионеров, в том числе пенсионеров-минимальщиков, величину прожиточного минимума в каждом регионе, его соотношение с федеральным уровнем и величину дополнительных средств для каждой территории, причем в автоматическом режиме, поскольку все вышеприведенные показатели, естественно, находятся в постоянной динамике.
Второе направление деятельности Пенсионного фонда в рамках проводимой реформы - это установление социальной доплаты к пенсии: если размер пенсии в сумме с другими причитающимися пенсионеру выплатами остается ниже прожиточного минимума пенсионера в его регионе, то такому пенсионеру с января 2010 года установлена социальная доплата. Если пенсионер живет в регионе, где прожиточный минимум пенсионера ниже федерального, он получит федеральную соцдоплату к пенсии, которую выплачивает Пенсионный фонд РФ. Если в регионе, где живет пенсионер, прожиточный минимум выше федерального, то ему устанавливают региональную соцдоплату, которую выплачивают органы социальной защиты населения.
В рамках Пенсионного фонда РФ будут реализовываться и дальнейшие планы улучшения материального положения пенсионеров.
Еще одно важное нововведение 2010 года касается работодателей: Единый Социальный налог заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования РФ и Фонд обязательного медицинского страхования. При этом функция администрирования взносов в ПФР и ФОМС передана от налоговых органов в Пенсионный фонд.28
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Глава 1. Исторические, экономические и правовые основы Пенсионного фонда рф
- 1.1. История становления и развития пенсионной системы в России
- 1.2. Место и значение Пенсионного фонда рф в системе пенсионного обеспечения и страхования
- 1.3. Правовая основа пенсионной системы и Пенсионного фонда рф
- 1.4. Правовой статус Пенсионного фонда рф, его задачи и функции в пенсионной системе рф
- Глава 2. Финансовые аспекты функционирования Пенсионного фонда рф
- 2.1. Основные виды пенсионного обеспечения граждан рф
- 2.2. Бюджет Пенсионного фонда рф как финансовая основа пенсионной системы: его содержание и порядок формирования
- 2.3 Анализ источников доходов Пенсионного фонда рф.
- 2.4. Состав и характеристика направлений использования средств Пенсионного фонда рф.
- 2.5. Анализ и актуальные проблемы формирования бюджета Пенсионного фонда рф в современный момент
- Глава 3. Пенсионная реформа и роль Пенсионного фонда рф в ее осуществлении
- 3.1. Проблемы современной пенсионной системы и ее реформирование
- 3.2. Характеристика основных направлений пенсионной реформы и реализация их Пенсионным фондом рф
- 3.3. Совершенствование пенсионного страхования и обеспечения в перспективе
- Заключение
- Список литературы