logo
ПФР

3.2. Характеристика основных направлений пенсионной реформы и реализация их Пенсионным фондом рф

Основными направлениями пенсионной реформы 2010 года являются:

  1. Администрирование страховых взносов и регулирование тарифной политики.

В систему обязательного пенсионного страхования введено администрирование страховых взносов с полной отменой Единого социального налога (ЕСН).

Единая ставка страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2012 году составила 22% ( в 2011 году – 26%).

  1. Ликвидация регрессивной шкалы и изменение базы для исчисления страховых взносов.

Предельная величина базы для исчисления страхо­вых взносов (600 тыс. руб.) не изменялась с 2002 года. В 2005 году границы базы для начисления страховых взносов были изменены в сторону сокращения их количества, так, в период 2005-2009 годов при­менялись следующие границы: до 280 тыс. руб., от 280,001 тыс. руб. до 600 тыс. руб.

Актуарные расчеты показали, что потолок базы начисления необходим для госрегулирования долгосрочных пенсионных обязательств. Однако страхование высоких заработков в условиях сокращения численности лиц, за которых уплачиваются страховые взносы, и снижения темпов роста заработной платы приведет к существенному увеличению дефицита бюджет Пенсионного фонда РФ за счет увеличения потребности в средствах на выплату пенсии.

Единая ставка страхового взноса в 2010 году действует в отношении годового дохода до 415 000 руб. (т.е. в среднем 34 583 руб. в месяц). При этом он охватывает интересы 98% застрахованных лиц, за исключением 1,5-2% самых богатых, со средней зарплатой 2,3-3,5 млн руб./мес. Сверх этой суммы страховые взносы уплачиваться не бу­дут, но и пенсионные права на эти суммы тоже фор­мироваться не будут.

В 2012 году проиндексирована облагаемая страховыми взносами база каждого работника, то есть предельный годовой заработок, с которого уплачиваются страховые взносы. Он вырос с 463 до 512 тысяч рублей. Также установлен тариф страхового взноса свыше предельной величины базы для начисления страховых взносов в размере 10 процентов.25

В последующие годы (по мере роста средней зарплаты в стране) планируется ежегодная индексация верхней величины базы для исчисления страховых взносов и перевод всех организаций, независимо от отраслевой принадлежности, на уплату страховых взносов.

  1. Государственная поддержка пенсионной нагрузки на страхователей.

Общая страховая нагрузка в 2012 году составляет 30% (в 2011 году – 34%). Для малого (инновационного и проч.) бизнеса - 5-летний переходный период до общеустановленной страховой нагрузки - 2015 год.

В течение 2011-2014 годов для страхователей с льготным режимом уплаты страховых взносов будут применяться следующие тарифы: в течение 2011-2012 годов - 16%; в течение 2013-2014 годов - 21%. Необходимые трансферты из федерального бюджета для компенсации недопоступления взносов в течение переходного периода составят: в 2010 году - 72,1 млрд. руб., в 2011 году - 47,9 млрд. руб., в 2012 году - 55,7 млрд. руб., в 2013 году - 32,3 млрд. руб., в 2014 году - 37,3 млрд. руб.26

К указанной категории страхователей относятся: сельскохозяйственные товаропроизводители, организации и индивидуальные предприниматели, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящие выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие единый сельскохозяйственный на­лог, страхователи, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы.

С 1 января 2010 года в целях повышения уровня жизни нынешних получателей пенсии:

Основные показатели деятельности ПФР отражают вектор дальнейшего ускорения процесса проведения пенсионной реформы, что, в свою очередь, предполагает принятие мер, обеспечивающих более полное решение задач, поставленных пенсионной реформой.

Летом 2009 года был принят ряд законодательных актов, которые уже с 1 января 2010 года в значительной степени изменили российскую пенсионную систему. Изменения эти затрагивают не только нынешних и будущих пенсионеров, всех работодателей, но и ПФР.

Пенсионная реформа требует от ПФР точного администрирования: придется учитывать число пенсионеров, в том числе пенсионеров-минимальщиков, величину прожиточного минимума в каждом регионе, его соотношение с федеральным уровнем и величину дополнительных средств для каждой территории, причем в автоматическом режиме, поскольку все вышеприведенные показатели, естественно, находятся в постоянной динамике.

Второе направление деятельности Пенсионного фонда в рамках проводимой реформы - это установление социальной доплаты к пенсии: если размер пенсии в сумме с другими причитающимися пенсионеру выплатами остается ниже прожиточного минимума пенсионера в его регионе, то такому пенсионеру с января 2010 года установлена социальная доплата. Если пенсионер живет в регионе, где прожиточный минимум пенсионера ниже федерального, он получит федеральную соцдоплату к пенсии, которую выплачивает Пенсионный фонд РФ. Если в регионе, где живет пенсионер, прожиточный минимум выше федерального, то ему устанавливают региональную соцдоплату, которую выплачивают органы социальной защиты населения.

В рамках Пенсионного фонда РФ будут реализовываться и дальнейшие планы улучшения материального положения пенсионеров.

Еще одно важное нововведение 2010 года касается работодателей: Единый Социальный налог заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования РФ и Фонд обязательного медицинского страхования. При этом функция администрирования взносов в ПФР и ФОМС передана от налоговых органов в Пенсионный фонд.28