1.1. История становления и развития пенсионной системы в России
Россия имеет богатую историю развития пенсионных систем. Еще при Петре I в XVIII в. было введено пенсионное обеспечение вдов и сирот морских чинов. В последующем, в XVIII—XIX вв., пенсионное обеспечение за государственный счет постепенно вводилось для различных категорий военнослужащих, а также для гражданских лиц. В XIX в. получили распространение такие пенсионные институты, как эмеритальные (от «эмеритура» — специальная пенсия уволенным в отставку государственным служащим в России до 1917 г.) кассы, пенсионные кассы страхового типа и сберегательно-вспомогательные кассы, представлявшие собой различные виды пенсионных учреждений. Пенсия в указанных пенсионных институтах финансировалась как за счет государственной казны, так и из иных источников, в том числе из заработной платы служащих.1
В советское время пенсионное обеспечение, носившее сугубо распределительный характер, продолжало развиваться, в частности было введено льготное пенсионное обеспечение для отдельных категорий граждан, работающих на производствах с особыми условиями труда. Необходимо отметить закон от 14 мая 1956 г. «О государственном пенсионном обеспечении в СССР». В рамках закона был установлен пенсионный возраст для женщин 55 лет, для мужчин — 60 лет. Необходимый для получения пенсии трудовой стаж для женщин составил 20 лет, для мужчин — 25 лет. При этом была принята методология расчета пенсии с учетом размера заработной платы за определенный период, а также установлен минимальный и максимальный размеры пенсии. Пенсионная система носила распределительный характер и формировалась за счет средств государственного бюджета.
Закон от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» регламентирует систему пенсионного обеспечения в Российской Федерации, работу Пенсионного фонда Российской Федерации, определяет условия выплат льготных пенсий, при этом он частично сохранил, а также и расширил положения закона от 1956 г. Законом от 21 июля 1997 г. № 113-ФЗ «О порядке начисления и увеличения государственных пенсий» впервые вводится индексация пенсий в зависимости от роста заработной платы в стране.
В 2002 г. в пенсионной системе Российской Федерации произошли большие изменения: введены три составляющие пенсии. Базовая (распределительная) часть пенсии устанавливается в твердом размере, ее размер зависит от возраста застрахованного лица и группы инвалидности. Страховая (условно накопительная) и накопительная составляющие пенсии основаны на принципах зависимости от уровня заработной платы, а накопительная - и от инвестиционной составляющей в виде дохода от инвестирования накопительной части трудовой пенсии в различные финансовые инструменты.2
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Глава 1. Исторические, экономические и правовые основы Пенсионного фонда рф
- 1.1. История становления и развития пенсионной системы в России
- 1.2. Место и значение Пенсионного фонда рф в системе пенсионного обеспечения и страхования
- 1.3. Правовая основа пенсионной системы и Пенсионного фонда рф
- 1.4. Правовой статус Пенсионного фонда рф, его задачи и функции в пенсионной системе рф
- Глава 2. Финансовые аспекты функционирования Пенсионного фонда рф
- 2.1. Основные виды пенсионного обеспечения граждан рф
- 2.2. Бюджет Пенсионного фонда рф как финансовая основа пенсионной системы: его содержание и порядок формирования
- 2.3 Анализ источников доходов Пенсионного фонда рф.
- 2.4. Состав и характеристика направлений использования средств Пенсионного фонда рф.
- 2.5. Анализ и актуальные проблемы формирования бюджета Пенсионного фонда рф в современный момент
- Глава 3. Пенсионная реформа и роль Пенсионного фонда рф в ее осуществлении
- 3.1. Проблемы современной пенсионной системы и ее реформирование
- 3.2. Характеристика основных направлений пенсионной реформы и реализация их Пенсионным фондом рф
- 3.3. Совершенствование пенсионного страхования и обеспечения в перспективе
- Заключение
- Список литературы