«Государственная квота»
Масштаб расходования государственных средств (называемый «государственной квотой») представляет собой важный макроэкономический показатель. Его уровень наглядно свидетельствует о роли государства в экономике. Он позволяет сравнивать государственные расходы с ВВП. Статистические данные по ведущим западным странам показывают следующую дифференцированную картину (табл. 8.1).
Таблица 8.1 «Государственная квота» в странах ОЭСР
(совокупная сумма бюджетных расходов)
(в % к ВВП)
Конкретные цифры свидетельствуют о значительном росте данного показателя на протяжении всего ХХ в. Вместе с тем видно, что в разных странах его динамика различна. Относительно низкая доля государственной активности проявляется в США, Японии, наиболее высокая в Швеции и Франции. В среднем показатель колеблется между 35 и 50%.
Для сравнения отметим, что данный показатель в России имел иную, обратную динамику: 65% в 1992 г., 49% в 1993-м, 48% в 1994-м, 41% в 1995-м, 43% в 1996-м, 43% в 1997-м. Объясняется это тем, что в условиях централизованной экономики (т. е. до начала ее реформирования в направлении рыночного варианта) основная масса финансовых потоков проходила через государственный бюджет. По мере обретения экономическими субъектами самостоятельности степень активности перераспределения финансовых потоков через бюджет стала снижаться. Номинально она сегодня уже ниже, чем в ряде других западноевропейских стран. Одна из причин такого резкого снижения данного показателя заключается в том, что значительное количество предприятий стало уходить от налогообложения. Соответственно, уменьшились и многие социальные выплаты, а также платежи заработной платы государственным служащим из средств бюджета.
Одним из важных вопросов в экономической теории является следующий: на производство и поставку каких благ должно затрачивать средства государство? Прежде чем ответить, следует еще раз отметить общественно-политическую идею, на которой базируется рыночная экономика. Соответствие спроса и предложения на уровне национальной экономики в основном достигается в результате действия механизмов рынка. И лишь в случае отказа механизма рыночной системы в процесс вмешивается государство.
В более конкретном плане ответ зависит от того, о каком благе идет речь: частном или общественном. Кроме того, значительную роль играет наличие так называемых внешних эффектов при потреблении благ.
- Тема 8. Финансовая система и финансовая политика государства
- Вопросы для самопроверки
- 8.1. Финансовое хозяйство как основа государственного регулирования Сущность финансов
- Понятие финансового хозяйства
- Функции финансового хозяйства
- Аллокация
- Перераспределение
- Стабилизация
- Финансовая система
- 8.2. Государственный бюджет Государственный бюджет
- Основные функции государственного бюджета
- Стимулирование нтп
- Социальные программы
- Расходы государственного бюджета
- «Государственная квота»
- Внешние эффекты
- Доходы госбюджета
- Бюджетный дефицит
- 8.3. Федеральный бюджет россии
- 8.4. Сущность, виды и функции налогов Налоги: их сущность
- Функции налогов
- Элементы налога
- Виды налогов
- Принципы построения налоговой системы
- Кривая Лаффера
- 8.5. Фискальная политика государства.
- Понятие фискальной политики
- Дискреционная фискальная политика
- Недискреционная фискальная политика