Расходы государственного бюджета
Расходы государственных бюджетов развитых стран можно разделить на четыре группы, отражающие национальные приоритеты и последовательность выделения бюджетных ассигнований:
1) военные и внешнеполитические расходы;
2) социально-экономические расходы;
3) расходы на государственное управление и охрану правопорядка;
4) проценты по государственному долгу.
С начала XX в. основная тенденция в области расходов государственного бюджета постоянное их увеличение. Так, за 100 лет государственные федеральные расходы США выросли с 525 млн. дол. в 1901 г. до 1 835 033 млн. дол. в 2001-м, или в 3495 раз. В 2005 г. правительство США планирует израсходовать более 2 трлн. дол.
Скачкообразный рост расходов происходит в периоды войн, когда они увеличиваются в несколько раз. После войны расходы незначительно снижаются, а затем начинается их дальнейший рост. В США, Великобритании, Германии, Франции рост государственных расходов во второй половине XX в. во многом объяснялся милитаризацией экономики, «холодной войной», противостоянием двух систем.
В течение всего послевоенного периода ассигнования на национальную оборону занимали первое место среди расходных статей федерального бюджета США. При этом в 60-е годы в связи с войной во Вьетнаме был достигнут апогей: военные расходы составили более 50% всех правительственных ассигнований. Снижением удельного веса в федеральном бюджете и ВВП расходов на национальную оборону характеризуются 90-е годы. При этом впервые за всю послевоенную историю в 1993 г. расходы по программе «Национальная оборона» уступили первенство расходам по статье «Социальное обеспечение», составив соответственно 291,1 млрд. и 304,6 млрд. дол., или 20,7 и 21,6%.
Официальная американская статистика делит 18 программ расходной части федерального бюджета США на шесть групп:
1) национальная оборона (программа «Национальная оборона»);
2) людские ресурсы (программы «Образование, профессионально-техническое обучение, занятость и социальные услуги», «Здравоохранение», «Медикэр», «Страхование дохода», «Социальное обеспечение», «Пособия и услуги ветеранам»);
3) материальные ресурсы (программы «Энергетика», «Природные ресурсы и охрана окружающей среды», «Торговля и жилищный кредит», «Транспорт», «Местное и региональное развитие»);
4) процентные платежи по государственному долгу (программа «Процентные платежи по государственному долгу»);
5) прочие функции (программы «Международные отношения», «Общая наука, космос и технология», «Сельское хозяйство», «Охрана правопорядка», «Содержание органов государственного управления»);
6) нераспределенные компенсационные поступления.
- Тема 8. Финансовая система и финансовая политика государства
- Вопросы для самопроверки
- 8.1. Финансовое хозяйство как основа государственного регулирования Сущность финансов
- Понятие финансового хозяйства
- Функции финансового хозяйства
- Аллокация
- Перераспределение
- Стабилизация
- Финансовая система
- 8.2. Государственный бюджет Государственный бюджет
- Основные функции государственного бюджета
- Стимулирование нтп
- Социальные программы
- Расходы государственного бюджета
- «Государственная квота»
- Внешние эффекты
- Доходы госбюджета
- Бюджетный дефицит
- 8.3. Федеральный бюджет россии
- 8.4. Сущность, виды и функции налогов Налоги: их сущность
- Функции налогов
- Элементы налога
- Виды налогов
- Принципы построения налоговой системы
- Кривая Лаффера
- 8.5. Фискальная политика государства.
- Понятие фискальной политики
- Дискреционная фискальная политика
- Недискреционная фискальная политика