Расчет предельного объема расходов федерального бюджета
млрд. руб.
-
Показатель
Оценка
Прогноз
2009 год
2010 год
2011 год
2012 год
2
3
4
5
6
Доходы
6 561,3
6 636,2
7 346,9
8 097,4
%% к ВВП
17,0
15,7
15,7
15,5
Источники покрытия дефицита
3 418,8
3 186,6
2 011,7
1 563,8
%% к ВВП
8,9
7,5
4,3
3,0
Расходы (предельный объем) (1+2)
9 980,1
9 822,8
9 358,6
9 661,2
%% к ВВП
25,9
23,2
20,0
18,5
в том числе нераспределенные ресурсы
80,0*
234,0**
483,1**
%% к общему объему расходов
0,8
2,5
5,0
Изменения к предыдущему году
2409,2
- 157,3
- 464,2
302,6
% (в номинальном выражении)
6,3
- 1,6
- 4,7
3,2
% (в реальном выражении)
5,5
- 1,8
- 5,1
3,0
* - резерв в составе ведомственной структуры расходов; ** - условно утверждаемые расходы
Принятые для формирования проекта федерального бюджета объективно обусловленные макроэкономические ограничения задают «потолки» расходов федерального бюджета при их сокращении в номинальном выражении в 2010-2011 годах и некотором увеличении по сравнению с предыдущим годом в 2012 году.
При этом несмотря на сокращение общего объема расходов в реальном выражении и их доли в ВВП объем расходов федерального бюджета по отношению к ВВП в 2010-2012 годах будет превышать показатели 2005-2006 годов (15,9-16,3% ВВП) и 2007-2008 годов (18,1-18,2% ВВП). Особенно значительным это превышение будет в 2010 году, что вызвано необходимостью исполнения принятых расходных обязательств и реализации антикризисного плана Правительства Российской Федерации, включающего в том числе решение об отсрочке введения решения об увеличении страховых взносов в систему социального страхования, приводящее к значительному увеличению расходов федерального бюджета на финансирование дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации (таблица 5.2).
Таблица 5.2.
Динамика расходов федерального бюджета в %% к ВВП
Показатель | Отчет | Оценка | Прогноз | |||||
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | |
Расходы федерального бюджета , в %% к ВВП | 16,3 | 15,9 | 18,1 | 18,2 | 25,9 | 23,2 | 20,0 | 18,5 |
Формирование структуры расходов федерального бюджета с учетом задачи поэтапной адаптации бюджетной системы к сокращению бюджетных расходов в %% к ВВП осуществлялось на основе следующих подходов (таблица 5.3):
1) выделение расходных обязательств Российской Федерации, обусловленных действующим законодательством или международными соглашениями и подлежащих исполнению в полном объеме (публичных и приравненных к ним расходных обязательств), основными из которых являются:
обеспечение сбалансированности Пенсионного фонда Российской Федерации;
пенсионное обеспечение военнослужащих и приравненных к ним лиц;
социальные пособия и компенсации (федеральные мандаты);
формирование стипендиального фонда для обучающихся в федеральных учебных заведениях;
финансовое обеспечение судебной системы;
обслуживание государственного долга Российской Федерации;
выполнение международных и налоговых обязательств федеральных учреждений, выступающих в договорных отношениях от имени Российской Федерации;
предоставление субвенций субъектам Российской Федерации на выполнение «делегированных» полномочий;
2) выделение бюджетных ассигнований на реализацию приоритетных направлений государственной политики (мероприятий), основными из которых являются:
обеспечение федеральных обязательств по оплате труда и денежному довольствию военнослужащих;
обеспечение обороноспособности, безопасности и правоохранительной деятельности;
реализация приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Образование»;
поддержка высокотехнологичных отраслей и научно-технических инноваций;
развитие транспортной системы;
поддержка агропромышленного комплекса и развитие села;
обеспечение жильем, в том числе обеспечение жильем военнослужащих;
подготовка особо значимых международных мероприятий (проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, саммита АТЭС во г.Владивосток в 2012 году);
предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и межбюджетных субсидий социального характера;
3) определение объемов бюджетных ассигнований на исполнение других расходных обязательств с уточнением сроков решения поставленных задач, концентрации ресурсов на наиболее значимых мероприятиях и объектах, оптимизации расходов на обеспечение деятельности органов государственной власти и федеральных бюджетных учреждений с учетом отраслевых особенностей, повышение эффективности средств, направляемых на поддержку реального сектора экономики, отказа от непервоочередных расходов.
Таблица 5.3
- Основные направления бюджетной политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов
- 1. Параметры социально-экономического развития Российской Федерации в 2010-2012 годах
- 2. Цели бюджетной политики в 2010-2012 годах
- 1) Использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов стимулирования экономики в период выхода из кризиса.
- 2) Обеспечение средне- и долгосрочной макроэкономической и бюджетной устойчивости.
- 3) Повышение эффективности расходов бюджета
- 4) Повышение эффективности налоговой системы
- 5) Создание пенсионной системы, обеспечивающей достойный уровень жизни пенсионерам
- 6) Разработка и реализация совместно с Банком России мер по поддержанию стабильности банковской системы
- 3. Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов
- Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов
- Источники покрытия дефицита федерального бюджета
- Прогноз объемов Резервного фонда и Фонда национального благосостояния
- Иные источники финансирования дефицита федерального бюджета в 2010-2012 годах
- 4. Бюджетная политика в области доходов
- 5. Основные подходы к формированию бюджетных расходов
- 5.1. Общие принципы
- Расчет предельного объема расходов федерального бюджета
- Динамика расходов по группам расходных обязательств
- 5.2 Обеспечение исполнения публичных и приравненных к ним расходных обязательств
- Бюджетные ассигнования на исполнение публичных и приравненных к ним расходных обязательств
- Обеспечение сбалансированности Пенсионного фонда Российской Федерации
- Межбюджетные трансферты бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации
- Обеспечение исполнения обязательств по обязательному социальному и медицинскому страхованию
- Бюджетные ассигнования федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации
- Обеспечение исполнения других публичных нормативных обязательств Российской Федерации
- Бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных обязательств
- Обеспечение исполнения других обязательств, приравненных к публичным нормативным обязательствам
- 5.3 Обеспечение приоритетных направлений государственной политики
- Формирование бюджетных ассигнований по фонду оплаты труда
- Бюджетные ассигнования на оплату труда (денежное довольствие, денежное содержание)
- Реализация приоритетных национальных проектов «Образование» и «Здоровье»
- Бюджетные ассигнования на реализацию приоритетного национального проекта «Образование»
- Другие приоритетные направления в сфере социальной политики
- Другие приоритетные направления в сфере социальной политики
- Обеспечение обороноспособности
- Поддержка высокотехнологичных отраслей и научно-технических инноваций
- Развитие транспортной системы
- Поддержка агропромышленного комплекса и развитие села
- Бюджетные ассигнования на поддержку агропромышленного комплекса и развитие села
- Обеспечение жильем
- Подготовка особо значимых международных проектов
- 5.4 Другие направления расходов федерального бюджета
- Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение государственных услуг и функций федеральных органов государственной власти и федеральных бюджетных учреждений
- Бюджетные ассигнования на реализацию федеральных целевых программ и осуществление бюджетных инвестиций в объекты, не включенные в федеральные целевые программы
- Бюджетные ассигнования на реализацию федеральных целевых программ и непрограммной части федеральной адресной инвестиционной программы
- Бюджетные ассигнования на реализацию федеральных целевых программ
- Бюджетные ассигнования на реализацию новых федеральных целевых программ
- 6. Баланс федерального бюджета и источники финансирования дефицита
- Привлечение денежных средств на международных финансовых рынках в 2010-2012 годах
- 7. Межбюджетные отношения
- Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в 2008-2012 годах (млрд. Руб.)