5. Основные подходы к формированию бюджетных расходов
Проектировки расходов федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов определены в соответствии с принципами, сформулированными в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2102 годах, в котором, в частности, отмечено:
«Снижение под воздействием мирового финансового кризиса доходов федерального бюджета и необходимость соблюдения объективно обусловленных ограничений размера дефицита бюджета, а также обеспечение сбалансированности пенсионной системы в условиях ее реформирования определяют потребность пересмотра объемов и структуры бюджетных расходов, что может привести по ряду направлений к сокращению объемов расходов федерального бюджета в 2010–2012 годах по сравнению с 2009 годом.
Эта вынужденная мера должна реализовываться совместными усилиями всех участников бюджетного процесса, направленными на оптимизацию бюджетных расходов. Необходимо обеспечить максимально эффективное использование ресурсов, отказаться от реализации задач, не носящих первоочередной характер, пересмотреть сроки реализации и объемы финансового обеспечения ранее заявленных проектов и программ, сократить участие государства в тех сферах, где в необходимых объемах и качественно услуги гражданам могут предоставляться рыночными частными институтами.»
В качестве основных приоритетов бюджетных расходов Бюджетным посланием определены финансовое обеспечение пенсионной реформы, безусловное выполнение социальных обязательств государства с одновременным повышением адресности социальной помощи, формирование заделов на будущее (прежде всего, путем реализации приоритетных национальных проектов, поддержки жилищного строительства, повышения качества услуг образования и здравоохранения), стимулирование прогрессивных структурных сдвигов в экономике, повышение обоснованности и прозрачности отбора получателей государственной поддержки, реализация мер, направленных на стабилизацию ситуации на рынке труда, финансовое обеспечение модернизации армии и формирования ее качественно нового облика, выполнения принятых Российской Федерацией международных обязательств, в том числе – по проведению крупных международных мероприятий.
Наряду с реализацией указанных приоритетов при планировании расходов федерального бюджета учтены внесенные в соответствии с Бюджетным посланием, изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, предусматривающие формирование бюджетных ассигнований в ведомственной структуре расходов федерального бюджета только на 2010 год с определением на плановый период 2011-2012 годов среднесрочных «потолков» расходов по разделам классификации расходов и субъектам бюджетного планирования. Такой подход, сохраняя базовые принципы среднесрочного федерального бюджета, создает необходимые ориентиры для субъектов бюджетного планирования по бюджетным проектировкам и стимулы для реструктуризации и повышения эффективности расходных обязательств.
- Основные направления бюджетной политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов
- 1. Параметры социально-экономического развития Российской Федерации в 2010-2012 годах
- 2. Цели бюджетной политики в 2010-2012 годах
- 1) Использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов стимулирования экономики в период выхода из кризиса.
- 2) Обеспечение средне- и долгосрочной макроэкономической и бюджетной устойчивости.
- 3) Повышение эффективности расходов бюджета
- 4) Повышение эффективности налоговой системы
- 5) Создание пенсионной системы, обеспечивающей достойный уровень жизни пенсионерам
- 6) Разработка и реализация совместно с Банком России мер по поддержанию стабильности банковской системы
- 3. Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов
- Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов
- Источники покрытия дефицита федерального бюджета
- Прогноз объемов Резервного фонда и Фонда национального благосостояния
- Иные источники финансирования дефицита федерального бюджета в 2010-2012 годах
- 4. Бюджетная политика в области доходов
- 5. Основные подходы к формированию бюджетных расходов
- 5.1. Общие принципы
- Расчет предельного объема расходов федерального бюджета
- Динамика расходов по группам расходных обязательств
- 5.2 Обеспечение исполнения публичных и приравненных к ним расходных обязательств
- Бюджетные ассигнования на исполнение публичных и приравненных к ним расходных обязательств
- Обеспечение сбалансированности Пенсионного фонда Российской Федерации
- Межбюджетные трансферты бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации
- Обеспечение исполнения обязательств по обязательному социальному и медицинскому страхованию
- Бюджетные ассигнования федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации
- Обеспечение исполнения других публичных нормативных обязательств Российской Федерации
- Бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных обязательств
- Обеспечение исполнения других обязательств, приравненных к публичным нормативным обязательствам
- 5.3 Обеспечение приоритетных направлений государственной политики
- Формирование бюджетных ассигнований по фонду оплаты труда
- Бюджетные ассигнования на оплату труда (денежное довольствие, денежное содержание)
- Реализация приоритетных национальных проектов «Образование» и «Здоровье»
- Бюджетные ассигнования на реализацию приоритетного национального проекта «Образование»
- Другие приоритетные направления в сфере социальной политики
- Другие приоритетные направления в сфере социальной политики
- Обеспечение обороноспособности
- Поддержка высокотехнологичных отраслей и научно-технических инноваций
- Развитие транспортной системы
- Поддержка агропромышленного комплекса и развитие села
- Бюджетные ассигнования на поддержку агропромышленного комплекса и развитие села
- Обеспечение жильем
- Подготовка особо значимых международных проектов
- 5.4 Другие направления расходов федерального бюджета
- Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение государственных услуг и функций федеральных органов государственной власти и федеральных бюджетных учреждений
- Бюджетные ассигнования на реализацию федеральных целевых программ и осуществление бюджетных инвестиций в объекты, не включенные в федеральные целевые программы
- Бюджетные ассигнования на реализацию федеральных целевых программ и непрограммной части федеральной адресной инвестиционной программы
- Бюджетные ассигнования на реализацию федеральных целевых программ
- Бюджетные ассигнования на реализацию новых федеральных целевых программ
- 6. Баланс федерального бюджета и источники финансирования дефицита
- Привлечение денежных средств на международных финансовых рынках в 2010-2012 годах
- 7. Межбюджетные отношения
- Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в 2008-2012 годах (млрд. Руб.)