logo
Налоговая система РФ, принципы ее построения и функции

Налоговая система рф, принципы ее построения и функции.

Налоговая система - с 1.1.92 г.

До этого существовала система платежей, которые не были налогами по своей сути. Налоги были очень малы - 6,9-7,1%. Подавляющая часть осуществлялась государственными предприятиями и организациями.

Налоги выражают экономические отношения, связанные с трансформацией одной формы собственности в другую.

Налоги - атрибут рыночной экономики. Рыночная экономика характеризуется многообразием форм собственности. При переходе от плановой к рыночной экономике образуются различные формы собственности. В условиях появления форм собственности потребовалось изменить систему платежей в государственную казну, и с 1.1.92 г. была введена налоговая система.

С правовой стороны налоговая система РФ опирается на Конституцию РФ и Закон об основах налоговой системы в РФ. По отдельным налогам применяются отдельные самостоятельные законы, а механизм реализации этих законов заложены в инструкции государственной налоговой службы, а также в ее письмах, разъясняющих отдельные положения инструкций.

Под налогом, сбором, пошлиной, другим платежом понимается обязательный взнос в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды в законодательно установленном порядке.

Любой налог состоит из следующих основных элементов:

1) субъекты налога, то есть круг его плательщиков;

2) объект налога - предмет, который подлежит налогообложению. Им может быть доход, прибыль, земельные участки, другие виды имущества и определенные виды финансовых сделок и операций;

3) ставка налога - размер налога с единицы объекта налогообложения. Ставки имеют различные формы выражения. Могут быть процентные, могут быть в абсолютной сумме с единицы натурального измерения объекта налогообложения (пример: НДС с квадратного метра);

4) налоговые льготы - изъятия, исключения из общего порядка налогообложения;

5) порядок и сроки уплаты налога. Под первым понимается периодичность уплаты налога.

Принципы построения налоговой системы.

1. Разграничение налогов по уровню их законодательного регулирования и значимости. В этой связи все налоги можно разделить на 3 группы: 1) федеральные; 2) налоги субъектов РФ; 3) местные.

2. Распределение налогов между бюджетами различных уровней и внебюджетные фонды;

3. Сочетание прямых и косвенных налогов;

4. Разграничение компетенции по вопросам налогообложения между органами государственной и местной власти различных уровней.

Наиболее многочисленная группа налогов - местные (около 30). Федеральные - 17. Налоги субъектов РФ - 4.

К федеральным относится НДС, акцизы, налог на прибыль предприятий и организаций, налог на имущество предприятий, налоги, зачисляемые в дорожные фонды, государственная пошлина, таможенная пошлина, подоходный налог с физических лиц, налог на имущество, переходящего в порядке наследования или дарения, и др.

Особенность федеральных налогов - они регламентируются федеральными законами и взымаются на всей территории РФ.

Налоги субъектов РФ:

1) налог на имущество предприятий;

2) "лесной" доход;

3) плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;

4) сбор на нужды образовательных учреждений.

Первые три налога регламентируются федеральными нормативными актами, а конкретные размеры ставок устанавливаются государственными представительными органами субъектов РФ.

Четвертый вводится на территории субъектов РФ и их законодательными актами, но федеральный закон устанавливает предельный размер ставки этого сбора, а конкретный определяется органами власти.

18 февраля 1998 года.

НДС

1. Сущность, значение НДС, его плательщики и объекты обложения.

2. Облагаемый оборот и особенности его определения.

3. Льготы по НДС.

1. НДС является по своей сущности косвенным, так как представляет собой надбавку к цене реализуемых товаров, работ, услуг.

Когда говорим о значимости НДС, то имеем в виду фискальную значимость.

НДС занимает 2-е место (после налога на прибыль) и 1-е место в отдельных бюджетах, следовательно, его фискальная значимость высока. Но надбавки к ценам - дополнительные расходы показателей, среди которых значительное место занимают бюджетные организации, следовательно, фискальная значимость не бесспорна, но данных точных нет в официальной печати.

Плательщики НДС - продавцы товаров, работ и услуг, являющиеся российскими и иностранными юридическими лицами, осуществляющими производственную и иную КД. Кроме того, плательщиками НДС являются филиалы предприятий и другие обособленные подразделения, самостоятельно осуществляющие реализацию продукции, работ, услуг.

При определении круга налогоплательщиков НДС форма собственности и отраслевая принадлежность не имеют значения.

Физические лица, занимающиеся предпринимательством без образования юридического лица физические лица ныне не являются плательщиками НДС. Но проект Налогового кодекса предусматривает включение физических лиц в круг налогоплательщиков НДС.

Объектами обложения НДС являются обороты по реализации товаров, работ и услуг на территории РФ. НДС принимется и при перепродаже.

Под товаром понимается любая реализуемая продукция, в т.ч. производственно-технического назначения, также объекты недвижимости, электро- и теплоэнергия, газ, вода.

Под реализацией понимается не только продажа на сторону, но и безвозмездная передача, обмен или использование для непроизводственных нужд предприятия, также при оплате труда;

- во-вторых, полученные денежные средства предпринимателями, что связано и расчетом по оплате товаров, работ, услуг (авансы, полученные в счет предстоящих поставок товаров, услуг); суммы, полученные в порядке частичной оплаты, также штрафы, полученные за нарушение хозяйственных договоров поставки;

- товары, ввозимые на территорию РФ.

2. Облагаемый оборот определяется исходя их стоимости реализуемых товаров, работ, услуг в соответствующих ценах.

Для исчисления облагаемого оборота принимаются следующие виды цен:

- свободные рыночные цены без включения в них НДС;

- государственно регулируемые оптовые цены без включения в них НДС. Эти цены имеют ограниченный масштаб применения 9в основном отдельные виды продукции ТЭКа, услуги связи, грузовые перевозки);

- государственно регулируемые розничные цены с включением в них НДС. Они применяются на электро-, теплоэнергию, газ, отпускаемые населению.

Основное распределение имеет 1-й вид цен.

Определение облагаемого оборота исходя из стоимости реализуемых товаров, работ, услуг осуществляет подавляющее большинство налогоплательщиков (производственные предприятия, оптовые, снабженческо-сбытовые и другие, осуществляющие продажу и перепродажу товаров за исключением предпринимательской розничной торговли, предприятий общественного питания и аукционной продажи товаров.

Предприятия розничной торговли, общественного питания имеют другой метод определения облагаемого оборота. Они исчисляют облагаемый оборот в виде разницы между ценой реализации и ценой их приобретения у поставщиков с учетом НДС. Аналогичный способ и при аукционной продаже товаров.

По предприятиям, оказывающим постоянные услуги, облагаемый оборот определяется в сумме полученной выручки. Этот метод применяется по всем предприятиям, у которых в цену слуг включаются использованные материалы, детали (ремонт обуви, ремонт часов, прачечные и др.).

По предприятиям, оказывающим постоянные услуги, у которых используемые материалы, детали оплачиваются отдельно заказчиком от стоимости работы, облагаемый оборот складывается из следующих частей:

- из стоимости выполненных работ и услуг;

- из разницы между стоимостью материалов, деталей, полученной от заказчиков и их стоимостью, уплаченной поставщикам с учетом НДС (ремонт мебели, радио- и телеаппаратуры и др.).

По товарам, ввозимым на территорию РФ, облагаемый оборот определяется исходя из таможенной пошлины, а по акцизным товарам также с учетом акциза.

В ряде случаев при определении облагаемого оборота имеются некоторые особенности. В частности, в следующих случаях:

- при реализации ТРУ по ценам, не выше фактической стоимости.

В этом случае облагаемый оборот определяется исходя из действующих рыночных цен на данный вид продукции на сигмент совершаемой сделки, но не выше фактической с/с.

Если в течение 30 дней до совершения данной сделки реализация ТРУ осуществлялась по ценам выше фактической с/с, то за определение облагаемого оборота принимается максимальная цена, сложившаяся за этот 30-дневный период.

Фактическая цена реализации применяется для определения облагаемого оборота. В этом случае только при условии, если реализация продукции частично потеряла потребительские качества и не может быть продана выше фактической себестоимости на ее уровне.

- при осуществлении безвозмездной передаче или обмене.

В этом случае облагаемый оборот исчисляется исходя из действующей рыночной цены, сложившейся в течение того месяца, в котором произведена безвозмездная передача, или обмен, но она не должна быть ниже фактической с/с данной продукции.

- при натуральной оплате труда.

В данном случае применяются средние рыночные цены, но не ниже фактической с/с товаров собственного производства или приобретенных.

- при реализации подакцизных товаров.

В этом случае в состав облагаемого оборота включается сумма акциза.

- при реализации товаров, изготовленных товаропроизводителем из давальческого сырья и материалов (сырье и материалы, предоставленные в переработку заказчиком).

В этом случае облагаемый оборот определяется исходя из стоимости переработки сырья, материалов, то есть затраты по переработке + прибыль переработчика.

При определении порядка облагаемого оборота необходимо иметь в виду, что некоторое обороты и некоторые виды получаемых средств налогом не облагаются:

- внутризаводской оборот продуктов, полуфабрикатов, работ, услуг между структурными единицами промышленного предприятия для производственных нужд.

Структурная единица каждого его подразделения, которое не имеет своего р/с в банке и не осуществляет самостоятельно реализацию ТРУ;

- средства, полученные промышленным предприятием от учредителей для зачисления в уставной фонд;

- бюджетные средства, полученные на возвратной основе (или безвозвратной) для осуществления соответствующих целевых программ;

- средства, полученные для осуществления совместной деятельности несколькими промышленными предприятиями без образования юридического лица;

- средства, передаваемые для благотворительных целей некоммерческим организациям;

- гранты (безвозмездное предоставление средств), полученные от иностранных организаций для осуществления целевых программ.

3. Льготы по НДС выступают в виде перечня ТРУ, которые полностью освобождаются от обложения этим налогом. Весь перечень является единым для всей территории РФ. Прежде всего необходимо отметить следующие пункты:

1. ТРУ, экспортируемые за пределы стран СНГ.

2. Услуги городского транспорта (кроме такси), а также пригородной пассажироперевозки ж/д, морским и другим транспортом.

3. Квартплата, включая плату за проживание в общежитии.

4. Действия, за которые взымается государственная пошлина.

5. Продукция собственного производства промышленных предприятий общественного питания, обслуживающих учреждения социально-культурной сферы, находящиеся на бюджетном финансировании.

6. Услуги образовательных учреждений в области учебно-воспитательного процесса, в т.ч. услуги детских кружков, плата за содержание детей в детских дошкольных учреждениях.

7. Услуги учреждений культуры и искусства (входные билеты свободны от НДС).

8. Платные медицинские услуги, лекарственные средства, медицинская техника, изделия медицинского назначения (в т.ч. импортные).

9. Уход за больными, престарелыми, ритуальные услуги кладбищ, крематориев.

10. Научно-исследовательские работы, осуществляемые за счет бюджетных восстановлений, а также научных работ, осуществляемые по хозяйственным договорам научными учреждениями.

11. Конверты, марки.

12. Имеются и другие позиции.

Применяются следующие ставки НДС:

- 10% по продаваемым товарам согласно перечню, установленному Правительством РФ, включая импортные товары.

- 10% по детским товарам согласно перечню установленному Правительством РФ, включая импортные товары.

- 20% по всем остальным товарам.

Ставки 10 и 20% применяются к облагаемому обороту, который исчисляется в ценах без включения в них НДС. В некоторых случаях, когда реализуются ТРУ по ценам с включением в них НДС, для исчисления налога применяются следующие расчетные ставки:

9,09% - производная от 10%

16,67% - от 20%.

Расчетные ставки имеют широкое применение в розничной торговле, аукционных продажах, в системе платных услуг и других сферах деятельности, где доход вступает в виде надбавок к цене торговых сделок.

В связи с тем, что промышленные предприятия розничной торговли и общепита одновременно осуществляет реализацию товаров, облагаемых различными ставками для исчисления НДС эти предприятия могут применять среднюю расчетную ставку. Она определяется в виде %-го отношения суммы НДС по поступившим за соответствующий отчетный период товарам к стоимости этих товаров по ценам поставщиков с учетом НДС. В связи с тем, что торговые операции могут осуществлять реальный учет реализации товаров, облагаемых различными ставками, для исчисления суммы НДС в этих предприятиях применяются соответствующие расчетные ставки.

Если розничное предприятие по каким-либо причинам не исчисляет расчетную ставку и не ведет раздельного учета реализованных товаров, в разрезе применяемых ставок НДС, то для исчисления НДС применяется ставка 16,67%.

В соответствии с Указом Президента от 8.5.96 №5 "Об основных направлениях налоговой реформы в РФ и мерах по укреплению налогов и платежной дисциплины", все плательщики НДС при реализации ТРУ должны составлять счета-фактуры по установленной форме.

Счет-фактура - обязательный документ, на основании которого производится расчет НДС и осуществляется контроль налоговых органов. С введением счетов-фактур сохраняются все применяемые расчетные документы.

Счета-фактуры составляются в 2 экземплярах: 1 - покупателю. 2 - остается у поставщика.

Сумма НДС в счетах-фактурах отражается отдельной строкой.

В расчетных документах сумма НДС также сохраняется отдельной строкой.

По тем ТРУ, которые освобождены от налогообложения, в счетах-фактурах и расчетных документах проставляется штамп без НДС.

25 февраля 1998 г.

Действительное законодательство при исчислении НДС предоставляет налогоплательщикам возможность возместить суммы НДС, уплаченной поставщикам при приобретении товаров и услуг. Возможность осуществляется путем отнесения уплаченных поставщикам сумм НДС на расчеты с бюджетом. При исчислении величины НДС, подлежащей взносу в бюджет, происходит следующим образом: из суммы налога, полученной от покупателей за реализованные товары, расчеты, услуги суммы НДС, уплаченной поставщикам. При этом вычет производится только той части заплаченных суммы НДС, которая связана с приобретением материальных и нематериальных ценностей для производственных нужд. Эти ценности включаются в издержки производства и обращения предприятий, но без учета НДС, уплаченной поставщикам. Суммы НДС, уплаченные поставщикам при приобретении материальных и нематериальных ценностей для производственных нужд в себестоимость готовой продукции не включаются, а возмещаются путем отнесения на счет "Расчеты с бюджетом".

Разница, полученная после произведенного вышеуказанного вычета вносится в бюджет в виде НДС. Если полученная разница окажется величиной отрицательной, то эта сумма записывается в счет будущих платежей налогоплательщику НДС или по заявлению налогоплательщику может быть возвращена ему налоговым органом в 10-дневный срок с момента предоставления расчета по налогу за соответствующий отчетный период.

Части сумм НДС по приобретению у поставщиков ценностей для производственных нужд производится в том отчетном периоде, когда приобретенные ценности оплачены и оприходованы покупателем.

Уплаченная поставщиком сумма НДС учитывается на Д-19, а суммы НДС, подлежащие взносу - на счете 68. При списании с К-19 списывается и записывается в Д-68, а кредитовое сальдо (сальдо, которое показывает сумму НДС по счету 68, которое подлежит взносу в бюджет). Аналогичным образом происходит возмещение уплаченных сумм НДС по приобретенным импортным ценностям. В данном случае уплата производится таможенным органам. Предприятия оптовой торговли, заготовительные, снабженческо-сбытовые, производят вычет сумм НДС, уплаченных поставщикам как за приобретенный товар, так и за приобретенные другие ценности, стоимость которых включается в издержки производства и обращения.

Предприятия розничной торговли относят на расчеты с бюджетом только суммы НДС, уплаченные поставщикам по приобретенным ценностям, стоимость которых включается в издержки обращения (НДС, уплачиваемый поставщикам по приобретенным товарам и реализованные на расчеты с бюджетом не относятся - распространяется на предприятия общественного питания и предприятия, занимающиеся аукционной продажей товаров).

В ряде случаев суммы НДС, уплаченные поставщикам, не подлежат вычету из налоговых сумм, полученных от покупателей, то есть не относятся на расчеты с бюджетом. Это происходит в следующих случаях:

1. При приобретении материальных и нематериальных ценностей для непроизводственных нужд предприятия, которые финансируются за счет соответствующих источников.

2. При приобретении ценностей для осуществления производства ТРУ, не облагаемых НДС (кроме ТРУ, реализуемых в порядке экспорта). В этом случае суммы НДС, уплаченные поставщиком, относятся в составе стоимости приобретенных ТРУ на издержки производства и обращения.

Аналогичный порядок возмещения НДС, уплаченного поставщиком, распространяется на субъекты МП, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН).

3. При приобретении материальных ресурсов для производственных нужд у предприятий розничной торговли и населения. В этом случае полная стоимость приобретенных ценностей с учетом НДС включается в издержки производства и обращения.

4. При приобретении материальных ценностей для производственных нужд за счет целевого бюджетного финансирования. В этом случае суммы НДС, уплаченные поставщиком за приобретенные ценности на издержки производства и обращения не относятся, а оплачиваются за счет целевого бюджетного финансирования.

Сроки уплаты НДС в бюджет зависят от размера среднемесячных платежей.

Размеры среднемесячных платежей определяет сам налогоплательщик за предыдущий квартал.

Различают следующие сроки:

- при среднемесячном размере платежей более 10000 рублей применяются декадные платежи 15 числа, 25 числа текущего месяца и 5 числа следующего месяца в размере 1/3 платежа по последнему ежемесячному расчету. По окончании отчетного месяца производится расчет НДС, исходя из фактического оборота по реализации за этот месяц до 20 числа следующего месяца.

- при среднемесячном размере платежей от 3000 до 10000 уплата НДС производится 1 раз в месяц исходя из фактического оборота по реализации за отчетный месяц до 20 числа следующего месяца.

- при среднемесячном размере платежей до 3000 рублей расчеты с бюджетом по НДС производится 1 раз в квартал исходя из фактического оборота по реализации за истекший квартал до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Малые предприятия (МП), являющиеся плательщиками НДС в бюджет уплачивают НДС ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом) независимо от размера среднемесячного платежа.

Налогообложение для МП.

МП имеют право переходить на добровольной основе на УСН. При этой системе МП освобождаются от уплаты основной совокупности федеральных налогов, налогов субъектов федерации и местных налогов. Но при этом для них сохраняются таможенные и государственные пошлины, лицензионные сборы, а также отчисления в социальные фонды (внебюджетные социальные фонды - фонд социального страхования, пенсионный фонд и т.д.).

Перейти на УСН разрешается МП, если в течение года, предшествующему кварталу, было подано заявление о предоставлении права применения УСН и валовая выручка не превышала 100000-кратного МРОТ.

МРОТ в расчет принимается исходя из состояния на начало квартала, в котором было подано заявление о переходе на УСН.

Закон не разрешает переходить на УСН предприятиям, занимающимся производством подакцизной продукции, кредитным и страховым организациям, предприятиям игорного бизнеса и некоторым другим предприятиям по определению МинФина РФ.

МП, перешедшие на УСН платят вместо совокупности федеральных, региональных и местных налогов единый налог за каждый отчетный квартал.

Объектом налогообложения может быть:

- валовый доход;

- валовая выручка.

Выбор объекта налогообложения осуществляется органами государственной власти субъектов РФ.

Федеральный закон устанавливает размер ставок для исчисления единого налога.

Они таковы:

- от валового дохода в федеральный бюджет по ставке 10%, в бюджеты субъектов РФ - по ставке не более 20%.

- от валовой выручки налог уплачивается в федеральный бюджет по ставке 3,33%, в бюджеты субъектов РФ - не более 6,67%.

Конкретный размер ставок единого налога, зачисляемые в бюджеты субъектов РФ устанавливается органами представительной власти субъектов РФ.

Органами государственной власти субъектов РФ предоставлено право устанавливать льготы по единому налогу, зачисляемому в бюджеты.

4 марта 1998 года.

Документом, дающим право на УСН является патент. Он выдается на год налоговым органом по месту регистрации налогоплательщика. Стоимость патента определяется законодательными органами власти субъектов РФ с учетом ставок единого налога. Уплата стоимости патента осуществляется поквартально. Распределение стоимости патента по кварталам производится органами государственной власти субъектов РФ.

Стоимость приобретенного патента зачитывается в счет уплаты единого налога за соответствующие отчетные периоды, то есть за 1 квартал, 1 полугодие, 9 месяцев и год.

Как и сумма единого налога, стоимость патента распределяется между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами. Это распределение осуществляется в соотношении 1:2.

Органам представительной власти субъектов РФ предоставляется право устанавливать льготы по единому налогу для субъектов МП-ва.

По окончании каждого отчетного периода МП, использующие УСН, исчисляют сумму единого налога с зачетом внесенной в бюджет стоимости патента.