logo
Налоговая система РФ, принципы ее построения и функции

Налог на прибыль предприятий и организаций.

1. Плательщики, объект обложения и ставки налога на прибыль.

2. Льготы по налогам.

3. Исчисление налога и сроки уплаты.

Литература:

1. Закон РФ от 27.12.91 "О налоге на прибыль" (с учетом последующих изменений и дополнений".

2. Федеральный закон РФ от 29.12.95 "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства.

3. Положение "О составе затрат по производству и реализации продукции, работ, услуг, включаемых в себестоимость продукции, работ, услуг и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении предприятий (утверждено Постановлением Правительства РФ № 552 от 5.8.92).

4. Изменения и дополнения, вносимые в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции, работ, услуг.. (утверждено Постановлением Правительства РФ № 661 от 1.7.95).

5. Постановление Правительства РФ № 315 от 21.04.96 "Об утверждении порядка исчисления индекса информации, применение его при индексации стоимости основных фондов и иного имущества предприятий при их реализации в целях определения налогооблагаемой прибыли".

5. Инструкция ГНС РФ № 37 от 10.8.95 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (с учетом изменений и дополнений).

1. Плательщиками налога на прибыль являются российские и иностранные юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельности на территории России, а также финансы юридических лиц, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, либо текущий счет.

К числу плательщиков также КБ и кредитные организации, имеющие лицензию ЦБ РФ на осуществление банковских операций. Сюда также относятся страховые организации, финансы банковских, кредитных организаций, страховые организации, имеющие отдельный баланс, р/с либо текущий счет. Также относится ЦБР по прибыли, не связанной сего основной деятельностью.

Не являются плательщиками налога на прибыль:

1) все предприятия и организации по прибыли, полученной от производственной ими и реализованной с/х продукции, а также по прибыли, полученной от производственной и переработанной собственной с/х продукции (за исключением с/х предприятий индустриального типа).

Перечень предприятий индустриального с/х типа определяется органами субъектов РФ (существуют перечни).

2) Прибыль ЦБР, связанная сего основной деятельностью.

3) Прибыль малых предприятий, принимающих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.

Объектом налогообложения выступает валовая прибыль предприятий, повышенная или сниженная в соответствии с отдельными законными положениями.

Валовая прибыль складывается из следующих составных элементов:

1. Из прибыли от реализации продукции, работ, услуг.

2. Из прибыли от реализации основных фондов и иного имущества.

3. Из внереализационных доходов за вычетом внереализационных расходов.

1. Прибыль от реализации продукции, работ, услуг (ПРУ) определяется как разница между выручкой за вычетом НДС и себестоимости реализованной продукции.

В целях налогообложения эта прибыль корректируется. Коррективы вносятся как в выручку, так и в себестоимость реализованной продукции.

Если реализация продукции осуществляется по ценам не выше фактической себестоимости, то приходится корректировать в этой связи показатель выручки или рассчитывать условную выручку, то есть такую выручку, которая отклоняется от показателей бухучета.

Если реализованная продукция продается по ценам не выше фактической с/с, то для определения выручки принимается реальная цена на такую же или аналогичную продукцию, сложившаяся в данном регионе на момент совершения сделки.

Если цены не ниже фактической с/с.

При осуществлении обменных операций или при передаче продукции безвозмездно для определения выручки по такого рода сделкам применяется средняя цена реализации за месяц, в течение которого осуществлялись эти сделки, но не ниже фактической с/с данной продукции.

Если в данном месяце не производилась реализация продукции, то за счет выручки принимается цена последней реализации, но она должна быть не ниже фактической с/с данной продукции.

Фактическая цена реализации для определения выручки может быть перенесена лишь в 2 случаях:

1) когда реализованная продукция частично утратила свои потребительские качества;

2) если расчетные цены в данном регионе на данную продукцию ниже ее фактической с/с.

2. Прибыль от реализации основных фондов и иного имущества определяется в виде разницы между продажной ценой указанных объектов и остаточной, либо первоначальной стоимостью, скорректированной на индекс инфляции. При этом по тем объектам, по которым производится начисление амортизации в расчет принимается остаточная стоимость.

Стоимость иного имущества в расчет принимется исходя из его первоначальной стоимости. Это материалы, топливо и т.п. материальные элементы, из которых складываются оборотные фонды.

Индекс инфляции определяется в порядке, установленном Правительством РФ. В настоящее время индекс инфляции исчисляется Госкомстатом России на основе Постановления Правительства № 315 от 21.3.96.

Индекс инфляции не принимается при реализации имущества в виде ценных бумаг, валюты, материальных активов.

Индекс инфляции не принимается в случае реализации основных фондов и иного имущества по ценам равной или ниже их остаточной (первоначальной) стоимости.

Если в итоге реализации основных фондов или иного имущества образуется отрицательный результат, то он не отражается на величине налогооблагаемой прибыли.

3. В состав доходов от нереализационных операций включаются:

- доходы, полученные от долевого участия в деятельности других предприятий;

- доходы от сдачи имущества в аренду;

- дивиденды по акциям, принадлежащих предприятию акционеру; процент, полученный по ценным бумагам;

- денежные средства и имущества, полученные безвозмездно от других предприятий при отсутствии договора о совместной деятельности (за некоторыми исключениями);

- прибыль, полученная от совместной деятельности предприятий;

- другие доходы. не связанные с производством ТРУ, определяемые в соответствии с федеральными законами.

Выручка, полученная в валюте, пересчитывается по курсу ЦБР в рубли на момент определения выручки за отчетный период, и, таким образом, включается в расчет валовой прибыли как объекта налогообложения.

Для исчисления суммы налога в составе валовой прибыли выделяется налогооблагаемая прибыль. Для ее определения надо из валовой прибыли произвести ряд вычетов. Расчету подлежат:

- суммы дивидендов, полученных по акциям, принадлежащим предприятию-акционеру, сумма процента по государственным и муниципальным ценным бумагам;

- суммы доходов, полученные от долевого участия в деятельности других предприятий кроме доходов, полученных за пределами России;

- доходы, полученные от игорного бизнеса, видеопрокатов, видеосалонов;

- прибыль от посреднической, страховой деятельности и от осуществления отдельных банковских операций, если ставка налога, зачисляемого в бюджет субъектов РФ отличается от ставки налога по основному виду деятельности;

25 марта 1998 года.

Ставки налогообложения.

Для исчисления налога применяются следующие ставки:

1) по налогу, зачисляемому в федеральный бюджет - 13%;

2) по налогу, зачисляемому в бюджет субъектов РФ - ставки определяются органами законодательной власти субъектов РФ, но не выше предельного размера, установленного федеральным законом. Предельный размер налога, зачисляемого в бюджет РФ установлен федеральным законом для предприятий и организаций - 22%; для бирж, брокерских контор, банковских, страховых организаций и для налогообложения прибыли от посреднической деятельности - 30%.

Таким образом, предельная ставка налога на прибыль для предприятий и организаций - 35%; для бирж, брокерских контор, ... - 43%.

У нас в СПб - 20% на этот год, на следующий - 19; в федеральный бюджет - 13%; для бирж, ... - 22%.

В случае малых предприятий:

В случае первых 100 т. - 22%, потом - обычная ставка.

2. Все льготы, принимаемые по налогам на прибыль в зависимости от их характера могут быть разделены на 3 группы:

1) снижение налогооблагаемой прибыли на сумму определенных затрат, которые фактически произведены предприятием за счет прибыли, остающейся в его распоряжении;

2) полное освобождение о налога на прибыль отдельных видов деятельности или отдельных предприятий;

3) применение пониженных ставок налогообложения прибыли.

1) Снижение налогооблагаемой прибыли осуществляется при наличии у предприятия следующих фактически произведенных расходов:

- финансирование капитальных вложений производственного характера (для предприятий отраслей сфер материального производства;

- финансирование жилищного строительства (для предприятия всех отраслей хозяйства). Указанная льгота предоставляется предприятиям и организациям при условии полного использования начисленного износа на последнюю отчетную дату;

- направление прибыли на НИиОКР, но сумма этих затрат не должна превышать 10% облагаемой прибыли;

- направление средств из прибыли на затраты по содержанию объектов социально-культурной сферы, находящихся на балансе предприятия (учреждение здравоохранения, образования, спорта, лагеря). Размер затрат, учитываемых при предоставлении льготы, определяется на эту цель исходя из нормативов, устанавливаемых местными органами власти субъектов РФ. А при отсутствии таких нормативов указанные затраты определяются исходя из размера фактических расходов, сложившихся по аналогичным учреждениям, находящихся в ведении органов местного самоуправления;

- направление средств на благотворительные цели, в экологические и оздоровительные фонды, общественным организациям инвалидов, учреждениям здравоохранения, народного образования, социального обеспечения. Эти затраты в качестве льготируемых разрешается осуществлять в размере не больше 3% облагаемой прибыли;

- перечисление средств государственным учреждениям, культуры, искусства, кино, архивной службы (государственные учреждения), а также взносы в благотворительные чернобыльские организации. При предоставлении льготы налога на прибыль эти затраты не должны быть 5% облагаемой прибыли;

- на покрытие убытков, полученных предприятием в предыдущем году. Покрытие убытков можно осуществлять в течение 5 лет в размере 20% ежегодно. В расчет принимаются убытки от реализации ПРУ, а убытки от прочих операций в расчет не принимаются;

- имеются и другие виды затрат, предусмотренных действующим законодательством на суммы, которые производится понижение налогооблагаемой прибыли.

Указанные льготы, обуславливающие понижение налогооблагаемой прибыли разрешается принимать в размере, пи котором фактическая сумма налога, исчисленного без учета льгот, уменьшается не более, чем на 50%.

Пример: налогооблагаемая прибыль предприятия = 5000 руб. Ставка налога (и налога в федеральный и местный бюджеты) = 34%. Сумма налога без учета льгот = 5*34 / 100 = 1700 р. Сумма расходов, осуществляемых за счет прибыли, оставляемой в распоряжении предприятия за отчетный период = 2800 р. Существуют льготы. Сумма налога с учетом производственных расходов (5-2,8) / 100 * 34 = 748 р.

Контрольная сумма налога = 50 * 1,7 / 100 = 850 руб.

Взносу в бюджет подлежит 850 руб.

Если предприятие имеет виды деятельности прибыли, от которой облагается налог по разным ставкам, то льготы распределяются пропорционально выручке, полученной от каждого вида деятельности.

Не подлежит налогообложению прибыль:

- общественных организаций инвалидов и предприятий и учреждений, находящихся в собственности этих организаций. Указанная льгота не распространяется на прибыль от производства и реализации подакцизной продукции;

- прибыль протезно-ортопедических предприятий;

- прибыль религиозных объединений и предприятий, находящихся в их ведении от культовой деятельности, от производства и реализации предметов культа, за исключением производства и реализации подакцизной продукции как собственного производства, так и приобретенной;

- прибыль от производства технических средств профилактик инвалидности;

- прибыль от реализации продуктов детского питания;

- прибыль предприятия, в которых не менее 50% численности работающих составляют инвалиды при условии, что не менее 50% полученной прибыли используется на социальные нужды инвалидов;

- прибыль производственных предприятий от реализации производственной или медицинской продукции особо важного значения (перечень - Постановление Правительства);

- и к другим случаям.

1 апреля 1998 года.

Понижение ставки налогообложения применяется предприятиями, в которых численность работающих инвалидов - не менее 50%.

При применении указанной льготы в общую численность работающих включаются инвалиды, работающие по совместительству, договорам подряда и другим трудовым договорам.

Федеральный закон предоставляет право органам государственной власти субъектов РФ устанавливать дополнительные льготы для отдельных категорий налогоплательщиков, но в пределах сумм платежей налога на прибыль, зачисляемых в бюджет.

В соответствии с федеральным законом о налоге на прибыль вновь организованные предприятия освобождаются от уплаты налога на прибыль в течение первых 2 лет своей работы.

Но такая льгота предоставляется не всем предприятиям, а таким, которые одновременно занимаются производством и переработкой произведенной с/х продукции, производством продовольственных товаров, непродовольственных товаров народного потребления, изделия медицинской техники, лекарственных изделий и других товаров медицинского назначения, а также эта льгота предоставляется малым предприятиям, занимающихся строительством общественного, социального, правоохранительного назначения (включая ремонтно-строительные работы).

Льгота применяется при условии, чтобы удельный вес выручки от амортизируемых видов деятельности составлял в общей сумме выручки свыше 70%. При этом в состав общей выручки от реализации при определении данной льготы не включается выручка по видам деятельности, которая облагается налогом на доход, а также выручка от реализации основных фондов и иного имущества (деятельность видеосалонов - налог на доход - шоу бизнес).

Во 2 и 3 группы работ указанные категории малые предприятия от налога на прибыль не освобождаются, но уплачивают его

В 3 группе налоговая ставка для таких предприятий - 25%, а в 4 - 50% от основной ставке.

Пониженные ставки в 3 и 4 принимается при условии, если удельный вес выручки от альтернативных видов деятельности (от основной выручки) составляет более 90%.

Федеральный закон предусматривает материальную ответственность для тех малых предприятий, которые перепрофилируются и т.п. до 5 лет работы.

Если указанные малые предприятия прекращают свою деятельность до истечения 5-летнего срока, то за весь период своей деятельности они обязаны уплатить налог на прибыль по полной ставке и внести его в федеральный бюджет.

Все рассмотренные льготы, предоставляемые малым предприятиям, занимающихся указанными видами деятельности, не распространяются на такие малые предприятия, которые создаются на базе ликвидированных предприятий и их филиалах.