1. Базовые понятия и научный инструментарий финансового менеджмента
Финансовый менеджмент (в практической плоскости) – это система взаимоотношений, возникающих в организации по поводу привлечения и использования финансовых ресурсов.
Финансовый менеджмент как самостоятельное научное направление сформировался в начале 1960-х гг. Он возник для теоретического обоснования роли финансов на уровне фирмы.
Отдельные фундаментальные разработки по теории финансов велись еще до Второй мировой войны; в частности, можно упомянуть об известной модели оценки стоимости финансового актива, предложенной Дж. Уильямсом в 1938 г. и являющейся основой фундаментального подхода. Своему созданию финансовый менеджмент обязан представителям англо-американской финансовой школы Г. Марковицу, Ф. Модильяни, М. Миллеру, Ф. Блэку, М. Скоулзу, Ю. Фаме, У. Шарпу и другим ученым - основоположникам современной теории финансов.
Финансовый менеджмент охватывает три крупных области анализа:
1. Управление инвестиционной деятельностью.
2. Управление источниками финансовых ресурсов.
3. Общий финансовый анализ и планирование.
Всю совокупность решений, принимаемых финансовым менеджером, можно разделить на две большие группы: инвестиционные и финансовые.
Система целей финансового менеджмента включает: выживание фирмы в условиях конкурентной борьбы; избежание банкротства и крупных финансовых неудач; максимизацию рыночной стоимости фирмы; рост объемов производства и реализации; максимизацию прибыли; минимизацию расходов; обеспечение рентабельности деятельности.
Основной задачей финансового менеджмента является построение эффективной системы управления финансами, обеспечивающей достижение тактических и стратегических целей деятельности. Исходя из объема и сложности решаемых задач, финансовая служба может быть представлена финансовым управлением (на крупных предприятиях), финансовым отделом (на средних предприятиях), одним финансовым директором или главным бухгалтером (на малых предприятиях).
Финансовый менеджмент базируется на ряде взаимосвязанных фундаментальных концепций.
Концепция денежного потока – это проведение следующих мероприятий: идентификация денежного потока, его продолжительность и вид; оценка факторов, определяющих величину его элементов; выбор коэффициента дисконтирования; оценка риска, связанного с данным потоком.
Смысл концепции временной ценности - денежная единица, доступная сегодня, не равноценна денежной единице, доступной через какое-то время.
Концепция компромисса между риском и доходностью - получение любого дохода в бизнесе всегда сопряжено с риском.
Концепция стоимости капитала - обслуживание того или иного источника финансирования обходится компании не одинаково, поскольку каждый источник имеет свою стоимость.
Концепция эффективности капитала - в условиях рыночной экономики большинство компаний в той или иной степени связано с рынком капитала.
Концепция асимметричной информации - отдельные категории лиц могут владеть информацией не доступной всем участникам рынка в равной мере.
Концепция агентских отношений. Поскольку большинству фирм в той или иной степени присущ разрыв между функцией владения и функцией управления и контроля, то интересы владельцев компании и ее управленческого персонала могут не совпадать.
Концепция альтернативных затрат – принятие любого решения финансового характера в подавляющем большинстве случаев связано с отказом от какого-то альтернативного варианта.
Концепция временной неограниченности функционирования хозяйствующего субъекта - компания, однажды возникнув, будет существовать вечно.
Объектом управления является совокупность условий существования денежного оборота, кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов и финансовых отношений в хозяйственном процессе.
Субъект представлен группой людей, выполняющих обязанности финансовой службы предприятия.
Функции объекта:
1) организация денежного оборота;
2) снабжение финансовыми средствами и инвестиционными инструментами;
3) обеспечение основными и оборотными фондами;
4) организация финансовой работы.
Финансовый инструмент - контракт, по которому происходит одновременное увеличение финансовых активов одного предприятия и финансовых обязательств долгового или долевого характера другого предприятия.
Исходя из объема и сложности решаемых задач, финансовая служба может быть представлена финансовым управлением (на крупных предприятиях), финансовым отделом (на средних предприятиях), одним финансовым директором или главным бухгалтером (на малых предприятиях).
Финансовый директор обеспечивает работу компании в финансовом и административном отношении; совместно с генеральным директором определяет целевые финансовые показатели и задачи компании; координирует работу подотчетных ему отделов.
На финансовую бухгалтерию возлагается обязанность вести бухгалтерский учет и формировать публичную отчетность.
- 1. Базовые понятия и научный инструментарий финансового менеджмента
- 2. Функционирование финансового механизма
- 3. Методы финансового менеджмента
- 4. Управление стоимостью капитала
- 5. Управление текущей деятельностью
- 6. Управление оборотным капиталом
- 7. Дивидендная политика предприятия
- 8. Финансовые методы управления инвестициями
- 9. Специальные темы финансового менеджмента
- 10. Организация финансового управления на предприятии
- 11. Финансовые технологии: общие понятия
- 12. Технологии формирования денежных потоков
- 13. Технологии привлечения финансовых ресурсов
- 14. Концепция риск – менеджмента
- 15. Операционные риски
- 16. Рыночные риски
- 17. Управление валютным риском
- 18. Кризисы в социально – экономическом развитии
- 19. Государственное регулирование финансового оздоровления и реструктуризации предприятий
- 20. Стратегия и тактика финансового оздоровления предприятия.
- 21. Мониторинг финансового состояния предприятия как инструмент диагностики кризиса
- 22. Планирование и моделирование деятельности предприятия в кризисной ситуации
- 23. Организация работы по финансовому оздоровлению предприятия
- 24. Нормативно-правовое обеспечение оценочной деятельности
- 25. Основные понятия оценки бизнеса
- 26. Доходный подход к оценке стоимости действующего предприятия
- 27. Оценка бизнеса сравнительным подходом.
- 28. Затратный подход к оценке бизнеса
- 29. Определение и выбор стратегических альтернатив бюджетного плана коммерческой организации
- 30. Бюджетная политика управления текущими активами и пассивами предприятия
- 31. Место бюджетирования в системе финансового менеджмента.
- 32. Параметры эффективности системы бюджетирования.
- 33. Характеристика задач бюджетирования на различных фазах развития предприятия
- 34. Определение и структура бюджета коммерческой организации
- 35. Классификация бюджетов предприятия
- 36. Общая характеристика методов бюджетирования
- 37. Формирование сводного бюджета кредиторской и дебиторской задолженности предприятия
- 38. Организация работы по формированию сводного плана доходов и расходов предприятия, плана движения денежных средств и прогнозного баланса
- 39. Роль капитала в системе финансового менеджмента, механизм его функционирования
- 40. Необходимость и особенности управления движением капитала
- 41. Заемный капитал предприятия, его источники и этапы управления
- 42. Управление облигационным займом предприятия
- 43. Управление собственным капиталом предприятия
- 44. Понятие и основные принципы технического анализа
- 45. Графические методы технического анализа
- 46. I этап фундаментального анализа
- 47. II этап фундаментального анализа
- 48. III этап фундаментального анализа
- 49. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
- 50. Сущность и значение налогового планирования
- 51. Специальные методы налоговой оптимизации
- 52. Разработка элементов учетной политики организации как форма оптимизации налогообложения
- 53. Оптимизация налогообложения через договор. Методика экономико-правового анализа (экспертизы) договора