Вопрос 2. Государственное регулирование цен за рубежом.
В зарубежных странах с развитой рыночной и смешанной экономикой сфера регулируемого и контролируемого государством ценообразования составляет от 10 до 40% общего объема выпускаемой продукции. Так, удельный вес контролируемых и регулируемых государством цен в Австрии достигает 10%, Германии – до 40%, Греции – 20%, Дании – 5%, Испании – 10%, Италии – до 30%; Китае – до 30%, США – до 10%, Франции – 20%, Финляндии – до 40%, Швеции – до 40%, Японии – до 20%.
В США цены на пшеницу, кукурузу, рис, кормовое зерно, арахис, хлопок, табак поддерживаются преимущественно через залоговые операции и закупки у фермеров, а на молочные продукты – через закупки излишков у перерабатывающих фирм. Правительство гарантирует минимальные уровни залоговых цен для фермеров, а также поддерживает соотношение между ценами на сельскохозяйственную продукцию и товарам, которые приобретают фермеры. Данную функцию выполняет Министерство сельского хозяйства; в целом контроль над ценами осуществляют антитрестовское управление Министерства юстиции и Федеральная торговая комиссия.
Во Франции, несмотря на действие принципа свободного установления цен в условиях рыночного хозяйства, роль государства сводится к прямому регулированию цен на сельскохозяйственную продукцию, газ, электроэнергию, транспортные услуги либо к осуществлению наблюдения (контроля) за ценами в условиях конкуренции. Во Франции имеется около 3 тыс. государственных контролеров по ценам, которые осуществляют наблюдение за государственной дисциплиной цен (составляют акты по нарушению правил ценообразования, затем передают их в финансовый трибунал, который принимает решение о санкциях по отношению к юридическим лицам, связанным с нарушением законодательства по ценам).
В Испании государство осуществляет регулирование и контроль за ценами на основе закона о защите конкуренции. Это относится к товарам и услугам, производство которых монополизировано. Списки товаров и услуг, подпадающих под принудительное ценообразование, регулярно публикуются в бюллетенях коммерческой информации. Это касается в основном продукции предприятий госсектора и некоторых частных компаний. Органом, осуществляющим контроль над формированием цен, является Высший совет по ценам при Министерстве экономики и финансов Испании.
В Дании государственное воздействие на формирование цен сводится к формированию максимально благоприятных условий для свободной конкуренции частных производителей, которые самостоятельно устанавливают цены на свою продукцию исходя из таких критериев, как объем производственных затрат, соотношение спроса и предложения и т. д. Гибкое использование системы потребительских налогов позволяет правительству влиять на уровень цен тех или иных товаров, воздействовать на их потребление с определенной целью (например, ограничить потребление спиртных напитков). Цены и тарифы в государственном секторе, устанавливаются фолькетингом (парламентом), муниципальными и государственными властями. Процесс ценообразования на сельхозпродукцию складывается под воздействием механизма сельскохозяйственной политики ЕС. При этом в Дании существует довольно разветвленная система государственной поддержки фермеров, предусматривающая предоставление им государственных гарантий на займы и льготные рентные условия для капитального строительства, ведения дренажных и оросительных работ, внедрения энергосберегающих систем. Молодым фермерам, купившим собственное хозяйство, предоставляются льготные кредиты.
В Швеции приняты и действуют закон о регулировании цен и закон об обязательности предоставления сведений о ценах и условиях конкуренции. Согласно закону государство имеет возможность устанавливать максимальный уровень цен для отдельных товаров, вводить порядок, при котором повышение цен допускается только после подачи предварительного уведомления об этом и обоснования размера повышения цен. Кардинальные решения по вопросам государственного регулирования цен, конкуренции и доходов принимаются только риксдагом (парламентом). Уровень цен регулируется с помощью государственной монополии и государственных мероприятий. Так, существует государственная монополия на винно-водочные изделия, аптечную торговлю, почтовые и другие виды коммуникаций. Кроме того, государство жестко регулирует закупочные цены на важнейшие виды сельскохозяйственной продукции: зерно, молоко, мясо, яйца и ряд других продуктов питания и сельскохозяйственного сырья. Ежегодно в переговорах между правительством и объединением сельскохозяйственных производителей с участием представителей потребителей устанавливается уровень цен на продовольственные товары. Основная форма возмещения издержек сельскохозяйственным производителям связана с ежегодным фиксированием в переговорах между правительством и фермерами относительно высокого гарантированного уровня цен. Важный источник средств для субсидирования шведского сельского хозяйства — таможенные сборы на импортируемое сырье. Они устанавливаются в размере разницы между более высокими ценами внутреннего рынка и ценами внешнего рынка. Особая сфера ценообразования — цены на жилье. Если они слишком высоки, то государство выдает жилищные субсидии и займы. Следует отметить, что с учетом роста цен на товары, входящие в минимальную потребительскую корзину, ведется индексация доходов населения (один раз в год).
В Японии государство регулирует цены на рис, пшеницу (утверждает парламент), мясо и молочные продукты (Министерство земледелия, лесоводства и рыболовства), железнодорожные тарифы (Министерство транспорта), тарифы на воду и теплоснабжение, электроэнергию и газ (Агентство природных ресурсов и энергии), стоимость образования и медицинского обслуживания. Законодательная база для регулирования цен включает в себя антимонопольный закон, закон о регулировании рынка продовольственных товаров, закон о стабилизации цен на продукцию животноводства. В стране запрещено устанавливать как монопольно высокие, так и монопольно низкие цены, преследующие цель выбить конкурента из рынка. Введены ограничения на единовременное повышение цен.
В Финляндии Министерство торговли осуществляет планирование и контроль цен на продукты питания, зерно, энергоносители (особенно бензин), продукцию винно-водочной промышленности. Существенную роль играет государственный сектор в кредитовании предпринимательства, ориентированного на реализацию товаров и услуг по ценам, доступным для средних и низших слоев населения. Фирмы, организующие продажу товаров по низким ценам, получают от государства кредит на значительные сроки и под щадящий процент. Система ценообразования в стране отличается гибкостью и стимулированием потребления, особенно в области розничных цен и услуг. Например, в кафе-ресторане цена целой порции дороже половины не в два раза, а всего на 25–30 %. Следовательно, создается заинтересованность в потреблении. Другой пример — цены на гостиничные услуги. В первый день они дороже, чем в остальные, на 50–69 %. Сообразно длительности проживания в гостинице цены на услуги прачечной или химчистки снижаются в геометрической прогрессии.
В Норвегии внутренние цены устанавливаются на основе мировых цен. Ценообразование в этой стране осуществляется в соответствии с Законом о контроле за ценами, прибылью и ограничением конкуренции. Государство определяет максимальные и минимальные уровни цен, производит замораживание цен, устанавливает порядок исчисления цен, скидок и надбавок (наценок), максимальные уровни прибыли и другие правила в области ценообразования, а также предельные уровни цен на мясо, молоко, маргарин, химические удобрения, цемент, лекарства.
В Австрии ценообразование происходит на основе закона о ценах, закона о картелях и антидемпингового закона. Государство регулирует около 10 % цен (на лом и отходы черных металлов, фармацевтическое сырье и лекарственные препараты, электроэнергию и газ, теплоснабжение). Парламент устанавливает цены на табак, табачные изделия, соль, почтовые сборы, телефонные, телеграфные и железнодорожные тарифы. Министерство экономики имеет право регулировать цены до шести месяцев на любые товары или виды услуг.
В Швейцарии в законодательном порядке регулируются цены почти на половину товарной продукции сельского хозяйства. Государственное регулирование охватывает также цены на пищевое и кормовое зерно, сахарную свеклу, рапс, молоко. Справочные цены устанавливаются на мясо. Ограниченное регулирование цен с наблюдением за ними осуществляется по текстильным товарам, одежде, игрушкам, музыкальным инструментам и некоторым другим товарам. Цены на товары, которые защищает или субсидирует государство, также находятся под контролем.
- Министерство сельского хозяйства
- Введение
- Рекомендуемая литература
- 1Перечень тем для изучения
- Тема 1. Цены в механизме функционирования национальной экономики
- Тема 2. Технология обоснования цены
- Тема 3. Государственное регулирование цен
- 2 Материалы для подготовки к выполнению контрольных работ
- Тема 1. Цены в механизме функционирования национальной экономики
- Вопрос 1. Цена как экономическая категория. Теории ценообразования.
- Вопрос 2. Функции цены.
- Вопрос 2. Факторы, влияющие на уровень и динамику цен.
- Вопрос 4. Система цен.
- Вопрос 3. Использование эластичности в ценообразовании.
- Тема 2. Технология обоснования цены
- Тема 3. Государственное регулирование цен
- Вопрос 1. Цели и методы государственного регулирования цен.
- Вопрос 2. Государственное регулирование цен в Республике Беларусь.
- Вопрос 2. Государственное регулирование цен за рубежом.
- 3 Примерный перечень контрольных вопросов по темам
- Тема 1. Цены в механизме функционирования национальной экономики
- Тема 2. Технология обоснования цены
- Тема 3. Государственное регулирование цен
- 4 Требования к выполнению контрольных работ по дисциплине
- 5Методические указания по использованию программы компьютерного тестирования