4.3 Относительные показатели развития мп в федеральных округах
Определение относительных показателей развития позволяет учесть при анализе положения малого предпринимательства фактор численности населения регионов.
В таблице 3.1 и на рис. 3.1 представлена информация об относительной численности МП некоторых отраслей экономики по федеральным округам РФ и Москве по состоянию на 2001 год.
Таблица 3.1
Относительное количество МП (на 1000 человек населения)
по отдельным отраслям экономики в 2001 г.
| Всего
| Промышленность | Сельское хозяйство | Строительство | Транспорт | Торговля и общест-венное питание |
Российская Федерация | 5,82 | 0,86 | 0,09 | 0,84 | 0,13 | 2,68 |
Москва | 21,32 | 1,77 | 0,04 | 2,58 | 0,41 | 9,94 |
Центральный ФО | 8,43 | 1,04 | 0,08 | 1,09 | 0,18 | 3,88 |
Северо-Западный ФО | 8,51 | 1,44 | 0,12 | 1,17 | 0,26 | 3,81 |
Южный ФО | 3,80 | 0,62 | 0,11 | 0,56 | 0,07 | 1,84 |
Приволжский ФО | 4,14 | 0,63 | 0,08 | 0,69 | 0,07 | 1,93 |
Уральский ФО | 4,48 | 0,71 | 0,06 | 0,87 | 0,10 | 1,86 |
Сибирский ФО | 4,87 | 0,75 | 0,09 | 0,71 | 0,10 | 2,38 |
Дальневосточный ФО | 5,68 | 1,10 | 0,14 | 0,77 | 0,24 | 2,44 |
Данные таблицы показывают значительный отрыв Москвы по числу малых предприятий в целом по экономике на 1000 человек населения от подобных значений по России (превышение в 3,7 раза) и максимального по федеральным округам (Северо-Западный – превышение в 2,5 раза). При этом столица лидирует не только по числу малых фирм торговли и общественного питания на 1000 человек населения, но и удерживает первенство по этому показателю среди промышленных, строительных и транспортных малых предприятий (превышение на 22,9%, 120,5% и 57,6% соответственно по сравнению с максимальными показателями по федеральным округам).
Рис 3.1. Сравнительная оценка числа МП на 1000 населения в Москве и федеральных округах РФ
По результатам проведенного анализа состояния малого предпринимательства в Москве и регионах РФ (в основном, в 2001 г.) могут быть сделаны следующие выводы:
1. Как и в прошлые годы, Москва продолжает оставаться лидером не только по количественным параметрам деятельности малого бизнеса, но и по ряду качественных. Удельный вес московского малого предпринимательства в российском составляет 21,6% в общей численности малых фирм; 23,6% в среднесписочной численности работников малого бизнеса; 22,4% в общем объеме произведенной МП продукции. Для столицы характерны опережающие показатели деятельности промышленных малых предприятий, предприятий сферы научного обслуживания, а также предприятий здравоохранения, физкультуры; компаний, функционирующих в сфере общей коммерческой деятельности.
2. Развитие малого предпринимательства как в столице, так и в других регионах РФ в целом происходит в рамках общей тенденции, характеризующейся преимущественным развитием предприятий торговли и общественного питания и некоторых других отраслей с высокой скоростью денежного обращения и минимальным уровнем требуемых капиталовложений (операции с недвижимым имуществом, общая коммерческая деятельность по функционированию рынка)
Именно за счет этих отраслей произошел в основном рост не только общего числа предприятий, но численности работников. Сохранение отмеченной тенденции может привести к образованию моноотраслевой торговой структуры малого бизнеса РФ уже в недалеком будущем.
3. Перед организациями, занимающимися поддержкой развития малого бизнеса РФ как в регионах, так и в столице, стоит задача принятия мер, направленных на поддержку отраслей, нынешний уровень развития которых несоизмерим с их значением в народном хозяйстве (промышленность, наука и научное обслуживание, ЖКХ, экология и т.д.). Из приведенных материалов вытекает необходимость сосредоточения главных усилий в поддержке малого бизнеса на оптимизации его отраслевой структуры с учетом социальной значимости, инновационного потенциала и приоритетности отраслей экономики для городского хозяйства.
- Государственное образовательное учреждение
- Введение
- 1.Понятие малого бизнеса и его исторические аспекты
- 1.1 Критерии выделения малых предприятий
- 1.2 Понятие малого предприятия.
- 1.3 Исторические аспекты развития малого бизнеса.
- 2. Особенности малых предприятий
- 2.1 Виды малых предприятий.
- 2.2 Сфера деятельности малых предприятий и их взаимодействие с большой промышленностью.
- 2.3 Правовые основы малого бизнеса
- 2.4 Значение малого бизнеса в рыночной экономике.
- 3. Проблемы становления малого бизнеса в России.
- 4.Сравнительный анализ состояния малого предпринимательства в г. Москве и других регионах России
- 4.1 Количественные характеристики малого бизнеса
- 4.2 Структурные характеристики малого бизнеса
- 4.3 Относительные показатели развития мп в федеральных округах
- 5. Малый бизнес в Москве
- 6. Программы поддержки малого бизнеса
- 6.1 Государственные программы развития Малого бизнеса
- 6.2 Формы поддержки Малого бизнеса
- 6.3 Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы
- Заключение
- Список использованной литературы