1.1 Критерии выделения малых предприятий
Человечество накопило достаточно богатый опыт распределения предприятий на группы в зависимости от их размера. При этом не существует какого-то единого для всех стран универсального критерия выделений малых предприятий. Каждое государство в зависимости от национальности, производственных градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает свои критерии распределения предприятий по их размерам.
Например, во Франции очень малыми предприятиями считаются производства с числом занятых до 10 человек, малыми от 10 до 100, средними от 100 до 500 и крупными свыше 500 человек. Малые и средние предприятия составляют около 99% численности всех предприятий и на них трудится примерно 67% всех занятых.
В Японии к категории малых и средних предприятий относятся юридически самостоятельные компании с числом занятых до 300 человек или объемом основного капитала до 100 млн. иен в отраслях обрабатывающей промышленности, строительстве, транспорте, связи, в коммунальном хозяйстве; до 100 человек (или до 30 млн. иен капитала) в оптовой торговле и до 50 человек (или 10 млн. иен капитала) в розничной торговле и сфере услуг. Мелкие и средние компании составляют более 99% общего их числа и на них трудится свыше 80% всех занятых. В нашей стране, согласно принятому 14 июля 1995 г. Федеральному закону О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации, под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25% и в которых численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности, строительстве и на транспорте 100 человек; в оптовой торговле 50; в розничной торговле и бытовом обслуживании 30; в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности 50 человек. Таким образом, определен критерий выделения малых предприятий по численности работающих. Несовершенство данного критерия, да и других критериев также, очевидно.
Видимо универсальных критериев выделения малых предприятий, позволяющих безошибочно сортировать предприятия, не существует. Поэтому представляется целесообразным, ориентируясь точно на численность работников, определять по каждой отрасли, с учетом специфики производства, какие предприятия нельзя относить к малым. В случае возникновения спорных вопросов, решать их в индивидуальном порядке.
- Государственное образовательное учреждение
- Введение
- 1.Понятие малого бизнеса и его исторические аспекты
- 1.1 Критерии выделения малых предприятий
- 1.2 Понятие малого предприятия.
- 1.3 Исторические аспекты развития малого бизнеса.
- 2. Особенности малых предприятий
- 2.1 Виды малых предприятий.
- 2.2 Сфера деятельности малых предприятий и их взаимодействие с большой промышленностью.
- 2.3 Правовые основы малого бизнеса
- 2.4 Значение малого бизнеса в рыночной экономике.
- 3. Проблемы становления малого бизнеса в России.
- 4.Сравнительный анализ состояния малого предпринимательства в г. Москве и других регионах России
- 4.1 Количественные характеристики малого бизнеса
- 4.2 Структурные характеристики малого бизнеса
- 4.3 Относительные показатели развития мп в федеральных округах
- 5. Малый бизнес в Москве
- 6. Программы поддержки малого бизнеса
- 6.1 Государственные программы развития Малого бизнеса
- 6.2 Формы поддержки Малого бизнеса
- 6.3 Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы
- Заключение
- Список использованной литературы