23 Оценка и управление дебиторской задолженностью.
Уровень дебиторской задолженности определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, принятая на предприятии система расчетов и др. Основными видами расчетов являются продажа за наличный расчет и продажа в кредит, предоплата. Безналичные расчеты выполняются с помощью платежных поручений (поручение хозяйствующего субъекта своему банку о перечислении указанной суммы другому хозяйствующему субъекту), платежных требований (требование продавца к покупателю оплатить поставленные ему по договору товары), аккредитивов (поручение банку поставщика, сделанное покупателем через свой банк, об оплате счетов поставщика немедленно по получении документов об отгрузке продукции), расчетных чеков (документ, содержащий указание чекодателя банку о выплате означенной суммы предъявителю чека). Анализ и управление дебиторской задолженностью имеет особое значение в периоды инфляции, когда подобная иммобилизация собственных оборотных средств становится особенно невыгодной. Управление дебиторской задолженностью предполагает прежде всего контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. Большое значение имеют отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах. Кроме того, необходим контроль безнадежных долгов с целью образования необходимого резерва. Анализ и контроль уровня дебиторской задолженности можно проводить с помощью абсолютных и относительных показателей, рассматриваемых в динамике. В частности, значительный интерес представляет контроль за своевременностью погашения задолженности дебиторами. Для этого в дополнение к показателям наличия просроченной дебиторской задолженности, приводимым в форме № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу», можно использовать коэффициент погашаемости дебиторской задолженности, который рассчитывается как отношение средней дебиторской задолженности по основной деятельности (расчеты с дебиторами за товары, работы и услуги; расчеты по векселям полученным; авансы, выданные поставщикам и подрядчикам) к выручке от реализации. Наиболее употребительными способами воздействия на дебиторов с целью погашения задолженности являются направление писем, телефонные звонки, персональные визиты, продажа задолженности специальным организациям. Оборачиваемость дебиторской задолженности RTR = (продажи в кредит или выручка) / (средняя дебиторская задолженность) сколько раз счета к получению превращались в денежные средства или сколько единиц выручки получено с 1 руб. дебиторской задолженности. Высокие значения этого показателя положительно отражаются на его ликвидности и платежеспособности.
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности в днях DSO = (Средняя деб. задолженность * 365) / (Продажи в кредит или Выручка).
Характеризует средний период времени, в течение которого средства от покупателей поступают на расчетные счета предприятия. Чем меньше значение данного показателя, тем в более выгодных условиях находится предприятие. Что касается ставки дисконтирования проблемной задолженности или задолженности, вызывающей сомнения относительно полноты и своевременности ее оплаты, для ее оценки иногда может применяться следующее выражение:
rf – безрисковая ставка, значение которой применительно к оценке дебиторской задолженности, как ранее указано, находится в диапазоне от депозитной ставки до кредитной ставки,
pd - вероятность дефолта (неоплаты задолженности) в размере k, 0<k≤1,
kpd - матожидание уровня возможных потерь (средние потери при наступлении дефолта).
выбор деловых партнеров и оптимальной схемы работы с ними;
контроль за состоянием текущей дебиторской задолженности;
контроль за соотношением кредиторской задолженности;
анализ возможности использования скидки при досрочной оплате товара. Если скидка целесообразна, то необходимо определить ее размер;
оценка возможности использования факторинга или продажи дебиторской задолженности;
разработка системы договоров с различными условиями: предоплата (100 % или частично), передача на реализацию, выставление промежуточных счетов, банковская гарантия.
- 3.Понятие и виды финансовых активов
- 4.Понятие временной ценности дс и ее значение для управления активами предприятия
- 5 Вопрос Теоретические подходы к оценке финансовых активов: фундаменталистский, технократический, теория «ходьбы наугад»
- 6 Виды стоимостных оценок финансовых активов
- 7.Долговые ценные бумаги и их оценка : облигации
- Влияние продолжительности на выбор инвестиционного проекта.
- Оценка эффективности инвестиционного проекта в условиях инфляции и риска.
- Формирование и оптимизация бюджета капиталовложений.
- Сущность и состав оборотных средств.
- Вопрос 20. Модели финансирования
- Виды политики финансирования оборотных
- Вопрос 21
- 22Оптимизация управления производственными запасами.
- 23 Оценка и управление дебиторской задолженностью.
- Оценка и управление денежными средствами и их эквивалентами.
- 25Понятие операционного и финансового цикла и методы их сокращения.
- Вопрос 27
- Вопрос 28 Привлекаемые фирмой средства содержат в себе ресурсы: (1) мобилизуемые на финансовом рынке и (2) поступающие в порядке перераспределения.
- Вопрос 31роцедура эмиссии и ее этапы
- Вопрос 32 доп источники фин-я
- 33. Финансовые рынки и их значение в процессе управления источниками средств предприятия
- 2.34.Источники капитала предприятия и их стоимость.
- 4. По объекту инвестирования:
- Стоимость собственного капитала
- Стоимость собственного капитала, сформированного путем эмиссии
- 2.35. Средневзвешенная стоимость капитала
- 2.36. Предельная стоимость капитала.
- 38) Оценка стоимости источников краткосрочного финансирования
- Вопрос 39 Оптимизация структуры капитала по критерию минимизации финансового риска.
- 40. Понятие и значение дивидендной политики
- 41. Цели и задачи оптимизации дивидендной политики.
- 42. Теории оптимизации дивидендной политики. Факторы, определяющие дивидендную политику.
- 43. Порядок выплаты дивидендов
- 44. Виды дивидендных выплат и их источники
- 45. Методы искусственного регулирования курса акций и их влияние на политику выплаты дивидендов.
- 47 Оценка финансового положения
- 48. Планирование в системе управления предприятием
- 49. Сущность, содержание и виды планов; этапы их разработки
- 51. Финансовое планирование и бюджетирование деятельности предприятия
- 53. Прогнозирование банкротства предприятия