3) Наличие специфической (присущей только данной отрасли права) системы понятий и категорий.
Финансовое право,являясь самостоятельной отраслью российского права, по своей сущности относится к публичным отраслям права и представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности, т. е. деятельности, направленной на создание, распределение и использование фондов денежных средств.
Исходя из классификации отраслей права по особенностям их юридических режимов на профилирующие, специальные и комплексные", финансовое право относится к числу специальных отраслей права.
Юридический режимфинансового права базируется на режиме административного права как профилирующей отрасли. При этом финансовое право не копирует юридический режим административного права (режим централизованного типа). Финансовое право на базе первичных элементов юридического режима административного права образует свой, особый финансово-правовой юридический режим, выражающийся в особенностях основного метода финансово-правового регулирования, а также в специфических чертах правового статуса субъектов финансового права.
Основные элементы юридического режимафинансового права:
1) финансово-правовой метод регулирования,т.е. единый специфический способ юридического воздействия, характерный для данной отрасли;
2) особый финансово-правовой юридический инструментарий(средства правового регулирования) - установления и формы, касающиеся способов возникновения финансово-правовых прав и обязанностей, средств юридического воздействия на субъектов финансового права, способов защиты прав, финансово-правовых процедур, но процессуальных форм и т.д.;
3) принципы и общие положения финансового права,т.е. специфические для данной отрасли основные начала, идеи, общие моменты, которые характеризуют финансов вое право с точки зрения его содержания;
4) наличие особой отрасли законодательства, в основе которой лежат кодифицированные акты(Бюджетный и Налоговый кодексы), каждый из которых имеет юридически содержательную общую часть (общие положения), нормативно закрепленные отраслевые принципы, общие положения, основные правовые средства, что в совокупности образует юридическое своеобразие отрасли финансового права.
Правовые нормы, регулирующие финансовую деятельность государства, группируются внутри отрасли финансового права в определенные правовые институты. Институты —это взаимосвязанные и взаимно обусловленные группы правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения определенной, узкой области внутри отрасли права. Они существуют объективно. Порядок расположения и изучения институтов внутри отрасли права обусловлен системой общественных отношений в области финансовой деятельности государства.
Поскольку финансово-правовые нормы — это установление государства, то все финансовое право состоит из двух частей — общей и особенной.
К общей частифинансового права относятся нормы, регулирующие общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, система органов государства, осуществляющих финансовую деятельность, их правовое положение, а также правовое положение всех субъектов финансовых правоотношений. Сюда же относятся вопросы регулирования финансового контроля в государстве, принципы, лежащие в основе зарубежных институтов финансового права.
Особенная частьфинансового права включает расположенные в определенном научно-обоснованном порядке и логической последовательности институты финансового права, связь между которыми объективно обусловлена. Так, основным институтом финансового права, несомненно, является институт бюджетного права, поскольку в бюджетной системе аккумулируются основные государственные финансовые ресурсы, которые обеспечивают деятельность органов государственной власти2. К централизованным финансам относятся также централизованные государственные внебюджетные фонды денежных средств. Правовые институты, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в данной области, являются ведущими среди других финансово-правовых институтов системы, что неоднократно отмечалось в юридической литературе. Впервые такой раздел был разработан и выделен в учебнике по финансовому праву 1987г. С появлением в российской финансовой системе такого ее звена, как государственные и муниципальные внебюджетные фонды, соответствующий раздел стал выделяться и в системе финансового права.
Научная обоснованность системы права, построение ее на основе объективно существующих отношений дает возможность наиболее правильного и эффективного применения финансово-правовых норм, следовательно, содействует выполнению финансовым правом своей активной роли.
- Оглавление: введение …………………………………………………………………………………….….5
- Предмет и понятие финансового права……………………………………….7
- 18. Порядок открытия счетов …………………………………………………..…...…61
- В финансовом праве……………………………………………………..………….145
- 1. Предмет и понятие финансового права
- 2. Принципы финансового права
- 3. Система финансового права
- 1) Наличие особых (специальных) источников права;
- 2) Конституционное и (или) законодательное закрепление отдельных принципов данной отрасли права;
- 3) Наличие специфической (присущей только данной отрасли права) системы понятий и категорий.
- 4. Источники финансового права. Финансовое законодательство
- Признаки закона как источника права
- 5. Метод финансового права
- Особенности публично-правового метода
- Особенности финансового права
- 6. Финансовое право в системе российского права:
- 7. Понятие науки финансового права
- 8. Понятие денежной системы
- 9. Правовые основы денежной системы
- 10. Правовые основы обращения наличных денег
- 11. Правовые основы безналичного-денежного обращения
- 12. Правила ведения кассовых операций
- 13. Сущность и значение расчетных отношений
- 14. Особенности правового регулирования расчетных отношений организаций
- 15. Порядок обслуживания банком организаций
- 16. Понятие счета, виды счетов
- 17. Виды счетов, открываемых в коммерческом банке
- 18. Порядок открытия счетов
- 19. Правила совершения безналичных операций по счетам клиентов
- 20. Порядок открытия счетов
- 21. Факторинг, лизинг
- 22. Понятие валюты и валютных ценностей
- 23. Понятие и содержание валютного регулирования
- 23. Ответственность за нарушение валютного законодательства
- 25. Международные финансовые институты
- 26. Понятие и виды финансово-правовых норм
- 27. Сфера возникновения и развития финансовых правоотношений
- 28. Границы финансовых правоотношений
- 28. Сущность финансовых правоотношений
- 29. Субъекты финансового правоотношения
- 30. Общественно - территориальные образования как субъекты финансового правоотношения
- 31. Коллективные субъекты финансового правоотношения
- 32. Индивидуальные субъекты финансового правоотношения
- 33. Объекты финансового правоотношения
- 34. Функции и социальные предпосылки юридических фактов в финансовом праве
- 35. Классификации юридических фактов и юридических
- 36. Практические аспекты проблемы юридических фактов в финансовом праве
- 37. Особенности прав и обязанностей субъектов финансовых правоотношений
- 38. Реализация обязанностей и прав субъектов финансовых
- 39. Классификация финансовых правоотношений
- 40. Краткая история становления финансовой системы россии
- 41. Финансы и финансовая система российской федерации
- 42. Функции финансов
- 43. Понятие финансовой деятельности государства и муниципальных образований
- 44. Формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований
- 45. Основные принципы финансовой деятельности государства и муниципальных образований
- 46. Распределение компетенции государственных органов и
- 47. Понятие и значение финансового контроля
- 48. Виды финансового контроля
- 49. Методы финансового контроля
- 51. Счетная палата
- 52. Министерство финансов
- 53. Федеральное казначейство
- Федеральная налоговая служба рф (фнс рф)
- 55. Федеральная таможенная служба рф
- 56. Негосударственный контроль – аудит
- 57. Банковский контроль
- 58. Понятие, роль и правовая форма государственного
- 59. Бюджетное право и бюджетные правоотношения
- 60. Бюджетная система и бюджетное устройство в российской федерации
- 61. Состав доходов и расходов бюджетной системы, их распределение между бюджетами
- 62. Понятие и содержание бюджетных прав
- 63. Особенности бюджетных прав рф
- 64. Особенности бюджетных прав субъектов рф
- 65. Особенности бюджетных прав муниципальных образований
- 66. Понятие бюджетного процесса и его принципы
- 67. Стадия составления проекта бюджета
- 68. Стадия рассмотрения и утверждения бюджета
- 69. Стадия исполнения бюджета
- 70. Отчет об исполнении бюджета
- 71. Возникновение и развитие налоговых систем в мире
- 72. Налоги, их понятие и роль
- 73. Система налогов и сборов в российской федерации порядок установления налогов и сборов
- 74. Налоговое право рф, его источники
- 75. Налоговые правоотношения. Субъекты налогового права
- 76. Ответственность и защита прав налогоплательщиков
- 77. Система налогов. Общие положения
- 78. Подоходный налог с физических лиц
- 79. Налоги на имущество физических лиц
- 80. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения
- 81. Налоговые платежи. Общие положения
- 82. Налог на добавленную стоимость
- 83. Акцизы
- 84. Налог на прибыль предприятий и организаций
- 85. Налог на имущество предприятий
- 86. Налог на операции с ценными бумагами
- 87. Налоги целевого назначения. Общие положения
- 88. Налоги, зачисляемые в дорожные фонды
- 89. Земельный налог
- 90. Налог с продаж
- 90. Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте
- 91. Налог на игорный бизнес
- 93.Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности
- 94.Упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства
- 95. Налоговый кредит. Инвестиционный налоговый кредит
- 96. Особенности местных налогов и сборов
- 97. Местные налоги и сборы, подлежащие введению на всей
- 98. Местные налоги и сборы, вводимые по усмотрению органов местного самоуправления
- 99. Платежи обязательного характера. Общие положения
- 100. Лицензионные сборы
- 101. Платежи за пользование природными ресурсами
- 1. В федеральный бюджет:
- Страховые взносы в государственные социальные вне-
- 103. Особенности взимания и ответственность за неуплату страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды