64. Особенности бюджетных прав субъектов рф
Бюджетные права Российской Федерации и бюджетные права ее субъектов тесно связаны между собой и взаимно обусловлены. Характер такой связи определяется федеративным устройством российского государства, общие принципы которого распространяются и на бюджетные отношения.
Конституция РФ (ст.ст.71—73) установила предметы ведения РФ в области бюджета и предметы ее совместного ведения с субъектами Федерации, вне пределов которых субъекты Федерации самостоятельны. Обладая всей полнотой государственной власти, они осуществляют собственное правовое регулирование бюджетных отношений, принимают законы и иные нормативные правовые акты.
Важной стороной в характеристике бюджетно-правового статуса субъектов РФ выступает их равноправие.При всем своем разнообразии субъекты Федерации согласно Конституции (ч.4 ст.5) являются равноправными.
Правовой основой компетенции субъектов РФ, помимо конституционных норм, является текущее бюджетное законодательство Российской Федерации, а также законодательство самих субъектов РФ — конституции и уставы, в которых содержатся основополагающие нормы о бюджетной компетенции субъектов РФ, их другое законодательство.
К федеральному законодательству, действующему в данной области до 1 января 2000г., относятся, например. Закон РФ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса»; Закон РФ «Об основах бюджетных прав...»; Закон РФ «О субвенциях краям, областям, республикам в составе Российской Федерации», ежегодно принимаемые законы о федеральном бюджете, в которых определяются конкретные права субъектов РФ на получение определенных доходов для зачисления в их бюджеты. Перечень доходов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ, комплексно определен в Бюджетном кодексе РФ 1998г. (ст.ст.55—57). В кодексе перечислены также полномочия, входящие в компетенцию органов государственной власти субъектов РФ в области регулирования бюджетных отношений (ст.8).
Финансовые; в том числе бюджетные отношения между Российской Федерацией и ее субъектами могут регулироваться федеративными договорами. Многие из субъектов РФ заключили такие договоры с Федерацией.
Из числа специальных нормативных актов субъектов РФ важная роль принадлежит принятым их представительными органами власти законам о бюджетном устройстве и бюджетном процессе.
Бюджетные права субъектов РФ отражают связи последних по линии бюджета по трем направлениям:
а) с федеральными органами власти;
б) с другими субъектами Федерации;
в) с органами местного самоуправления. Бюджетно-правовой статус субъектов РФ характеризует совокупность следующих прав:
1. Законодательное регулирование бюджетного устройства и бюджетного процесса на соответствующей территории, исходя из основ, установленных законодательством РФ. При этом учитываются Особенности системы муниципальных образований и административно-территориального устройства каждого субъекта Федерации, системы его органов государственной власти и органов местного самоуправления, действующих на данной территории.
Законодательство субъектов РФ определяет виды бюджетов, функционирующих на их территории, принципы их взаимосвязи, а также порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения этих бюджетов, порядок осуществления контроля в отношении них.
2. Определение, исходя из законодательства РФ, бюджетных прав муниципальных образований (в составе соответствующих субъектов РФ) в лице их органов местного самоуправления.
3. Право каждого субъекта РФ на самостоятельный бюджет — республиканский, краевой, областной и т.д., утверждаемый соответствующим представительным органом власти.
Этот бюджет обеспечивает денежными средствами деятельность органов власти субъекта Федерации, выполнение социально-экономических планов и программ по обеспечению жизнедеятельности соответствующего государственного образования и удовлетворению потребностей ее населения.
В пределах имеющихся средств субъекты РФ вправе увеличивать нормы расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурных учреждений, правоохранительных органов, охраны окружающей среды и другие цели,
Представительные органы власти субъектов РФ самостоятельно утверждают бюджет и контролируют его исполнение.
4. Право объединять бюджетные ресурсы субъектов Федерации со средствами других бюджетов на договорной основе. Такое объединение может быть произведено также со средствами предприятий, организаций и граждан для финансирования экономических, природоохранных и социальных программ, в том числе совместных и межрегиональных.
5. Право устанавливать на своей территории в соответствии с законодательством РФ налоги, сборы, другие платежи, подлежащие зачислению в бюджет субъекта Федерации и местные бюджеты, а также определять их размеры.
6. Право на получение закрепленных за бюджетом субъекта Федерации налогов и других источников дохода, а также отчислений от регулирующих доходов.
Так, в доходы бюджетов субъектов Федерации зачисляются:
а) налоги, сборы, другие обязательные платежи, отнесенные в соответствии с законодательством РФ к уровню доходов субъектов Федерации;
б) часть налога на прибыль предприятий в соответствии с федеральным законодательством;
в) поступления от сдачи в аренду (или продажи) имущества, находящегося в собственности субъекта Федерации;
г) дивиденды от совместных предприятий в соответствии с долей субъекта Федерации в собственности этих предприятий;
д) платежи за пользование природными ресурсами в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством РФ;
е) часть доходов от приватизации имущества, находящегося в собственности субъекта Федерации;
ж) выявленные государственным контролем сокрытые (заниженные) от налогообложения доходы (прибыль) предприятий, организаций и учреждений, находящихся в собственности субъектов Федерации;
з) некоторые платежи федерального уровня и др. Кроме того, в бюджеты субъектов Федерации передаются отчисления от федеральных доходных источников (например, от налога на добавленную стоимость, акцизов и др.) по нормативам, утвержденным органами власти РФ на планируемый год. Другая часть этих доходов должна быть зачислена в федеральный бюджет. При недостаточности указанных доходов для сбалансирования бюджетов субъектов Федерации им передаются из федерального бюджета дотации и субвенции, используемые в порядке, установленном законодательством РФ.
7. Право распределения доходов между бюджетами субъектов Федерации и местными бюджетами соответствующей территории. При этом субъект Федерации вправе закрепить за местными бюджетами находящиеся в их распоряжении источники доходов в полном объеме или в определенной части (проценте) на долговременной основе.
Помимо этого, в компетенцию субъектов Федерации входит ежегодное регулирование местных бюджетов путем передачи им отчислений по установленным размерам от собственных (субъектов Федерации) налогов, других платежей. Из бюджетов субъектов Федерации по решению их органов власти местным бюджетам передаются также дотации и субвенции.
8. Право образовывать в рамках своего бюджета резервные и целевые фонды, в том числе Фонд финансовой поддержки муниципальных образований, а также оборотную кассовую наличность.
9. Право контролировать использование средств муниципальными образованиями, выделенными им из бюджетов субъектов Федерации, а также соблюдение органами местного самоуправления бюджетного законодательства.
10. Право самостоятельно использовать доходы, дополнительно полученные при исполнении бюджета, а также суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в результате увеличения поступления в бюджет или экономии в расходах, свободный остаток средств бюджета, образовавшийся на начало текущего финансового года. Все эти средства, именуемые в законодательстве свободными бюджетными средствами, вышестоящим органам власти запрещено изымать из ведения субъектов Федерации.
Указанные средства могут быть вложены органами власти субъектов Федерации в хозяйственные мероприятия, в ценные бумаги, предоставлены для временного использования в форме процентных и беспроцентных ссуд. Однако это допускается только при условии финансирования плановых расходов и зачисления в бюджет полученных от этих операций средств.
11. Право на компенсацию потерь в доходах бюджета субъекта Федерации или увеличения его расходов за счет средств федерального бюджета в том случае, если они обусловлены принятием в ходе исполнения бюджета решений органа федеральной власти.
Предусмотренные законодательством бюджетные права субъектов Федерации гарантируются судебной защитой. При нарушении их федеральными органами представительные и исполнительные органы власти субъектов Федерации вправе обратиться за защитой в арбитражный суд.
Бюджетные права РФ и бюджетные права ее субъектов между собою тесно связаны и взаимно обусловлены. Характер такой связи определяется федеративным устройством Российского государства, общие принципы которого распространяются и на бюджетные отношения. Важной стороной в характеристике бюджетно-правового статуса субъектов РФ выступает их равноправие.При всем своем разнообразии субъекты федерации согласно Конституции являются равноправными. Правовой основой компетенции субъектов РФ, помимо конституционных норм, является текущее бюджетное законодательство Российской Федерации, а также законодательство субъектов РФ: конституции республик в составе РФ, в которых содержатся основополагающие нормы о бюджетной компетенции названных субъектов, и их законодательство.
Бюджетные права субъектов РФ отражают связи последних по линии бюджета по трем направлениям: с федеральными органами власти; с другими субъектами федерации; с органами власти местного самоуправления.
- Оглавление: введение …………………………………………………………………………………….….5
- Предмет и понятие финансового права……………………………………….7
- 18. Порядок открытия счетов …………………………………………………..…...…61
- В финансовом праве……………………………………………………..………….145
- 1. Предмет и понятие финансового права
- 2. Принципы финансового права
- 3. Система финансового права
- 1) Наличие особых (специальных) источников права;
- 2) Конституционное и (или) законодательное закрепление отдельных принципов данной отрасли права;
- 3) Наличие специфической (присущей только данной отрасли права) системы понятий и категорий.
- 4. Источники финансового права. Финансовое законодательство
- Признаки закона как источника права
- 5. Метод финансового права
- Особенности публично-правового метода
- Особенности финансового права
- 6. Финансовое право в системе российского права:
- 7. Понятие науки финансового права
- 8. Понятие денежной системы
- 9. Правовые основы денежной системы
- 10. Правовые основы обращения наличных денег
- 11. Правовые основы безналичного-денежного обращения
- 12. Правила ведения кассовых операций
- 13. Сущность и значение расчетных отношений
- 14. Особенности правового регулирования расчетных отношений организаций
- 15. Порядок обслуживания банком организаций
- 16. Понятие счета, виды счетов
- 17. Виды счетов, открываемых в коммерческом банке
- 18. Порядок открытия счетов
- 19. Правила совершения безналичных операций по счетам клиентов
- 20. Порядок открытия счетов
- 21. Факторинг, лизинг
- 22. Понятие валюты и валютных ценностей
- 23. Понятие и содержание валютного регулирования
- 23. Ответственность за нарушение валютного законодательства
- 25. Международные финансовые институты
- 26. Понятие и виды финансово-правовых норм
- 27. Сфера возникновения и развития финансовых правоотношений
- 28. Границы финансовых правоотношений
- 28. Сущность финансовых правоотношений
- 29. Субъекты финансового правоотношения
- 30. Общественно - территориальные образования как субъекты финансового правоотношения
- 31. Коллективные субъекты финансового правоотношения
- 32. Индивидуальные субъекты финансового правоотношения
- 33. Объекты финансового правоотношения
- 34. Функции и социальные предпосылки юридических фактов в финансовом праве
- 35. Классификации юридических фактов и юридических
- 36. Практические аспекты проблемы юридических фактов в финансовом праве
- 37. Особенности прав и обязанностей субъектов финансовых правоотношений
- 38. Реализация обязанностей и прав субъектов финансовых
- 39. Классификация финансовых правоотношений
- 40. Краткая история становления финансовой системы россии
- 41. Финансы и финансовая система российской федерации
- 42. Функции финансов
- 43. Понятие финансовой деятельности государства и муниципальных образований
- 44. Формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований
- 45. Основные принципы финансовой деятельности государства и муниципальных образований
- 46. Распределение компетенции государственных органов и
- 47. Понятие и значение финансового контроля
- 48. Виды финансового контроля
- 49. Методы финансового контроля
- 51. Счетная палата
- 52. Министерство финансов
- 53. Федеральное казначейство
- Федеральная налоговая служба рф (фнс рф)
- 55. Федеральная таможенная служба рф
- 56. Негосударственный контроль – аудит
- 57. Банковский контроль
- 58. Понятие, роль и правовая форма государственного
- 59. Бюджетное право и бюджетные правоотношения
- 60. Бюджетная система и бюджетное устройство в российской федерации
- 61. Состав доходов и расходов бюджетной системы, их распределение между бюджетами
- 62. Понятие и содержание бюджетных прав
- 63. Особенности бюджетных прав рф
- 64. Особенности бюджетных прав субъектов рф
- 65. Особенности бюджетных прав муниципальных образований
- 66. Понятие бюджетного процесса и его принципы
- 67. Стадия составления проекта бюджета
- 68. Стадия рассмотрения и утверждения бюджета
- 69. Стадия исполнения бюджета
- 70. Отчет об исполнении бюджета
- 71. Возникновение и развитие налоговых систем в мире
- 72. Налоги, их понятие и роль
- 73. Система налогов и сборов в российской федерации порядок установления налогов и сборов
- 74. Налоговое право рф, его источники
- 75. Налоговые правоотношения. Субъекты налогового права
- 76. Ответственность и защита прав налогоплательщиков
- 77. Система налогов. Общие положения
- 78. Подоходный налог с физических лиц
- 79. Налоги на имущество физических лиц
- 80. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения
- 81. Налоговые платежи. Общие положения
- 82. Налог на добавленную стоимость
- 83. Акцизы
- 84. Налог на прибыль предприятий и организаций
- 85. Налог на имущество предприятий
- 86. Налог на операции с ценными бумагами
- 87. Налоги целевого назначения. Общие положения
- 88. Налоги, зачисляемые в дорожные фонды
- 89. Земельный налог
- 90. Налог с продаж
- 90. Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте
- 91. Налог на игорный бизнес
- 93.Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности
- 94.Упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства
- 95. Налоговый кредит. Инвестиционный налоговый кредит
- 96. Особенности местных налогов и сборов
- 97. Местные налоги и сборы, подлежащие введению на всей
- 98. Местные налоги и сборы, вводимые по усмотрению органов местного самоуправления
- 99. Платежи обязательного характера. Общие положения
- 100. Лицензионные сборы
- 101. Платежи за пользование природными ресурсами
- 1. В федеральный бюджет:
- Страховые взносы в государственные социальные вне-
- 103. Особенности взимания и ответственность за неуплату страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды