63. Особенности бюджетных прав рф
Содержание бюджетных прав (компетенции) Российской Федерации обусловлено ее суверенитетом, распространяющимся согласно Конституции РФ (ч.1 ст.4) на всю территорию России. Принадлежность бюджетных прав суверенному государству придает им особый характер, отличает их от прав других субъектов. Роль бюджетных прав РФ заключается в следующем.
Бюджетные права РФ обеспечивают создание финансовой базы, без которой невозможно действительное осуществление государственного суверенитета и компетенции РФ. С помощью этих прав в распоряжении федеральных органов власти образуется государственный (федеральный) бюджет, необходимый для функционирования России в качестве суверенного государства, для выполнения им своих внутренних и внешних задач.
Посредством бюджетных прав РФ проводится единая бюджетно-финансовая политика на территории всей страны и в конечном итоге единая социально-экономическая политика.
Кроме того, эти права создают финансовые возможности для координации и объединенных действий России в рамках СНГ, а также для выполнения международных обязательств иного масштаба.
Бюджетные права РФ закреплены в ряде статей Конституции РФ, а также в текущем законодательстве, в частности, Законе РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР», в Законе РФ «Об основах бюджетных прав...» (утрачивает силу с 1 января 2000г.), в законах об утверждении бюджета на очередной финансовый год, например в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 1999 год». При вступлении в действие Бюджетного кодекса РФ 1998г. следует руководствоваться его нормами о перечне полномочий, входящих в компетенцию органов государственной власти РФ в области регулирования бюджетных отношений (ст.7). Эти полномочия конкретизируются в других соответствующих нормах Кодекса.
Бюджетно-правовой статус Российской Федерации составляет совокупность следующих бюджетных прав (полномочий).
1. Осуществлять законодательное регулирование бюджетных отношений в закрепленных Конституцией пределах ведения, исходя из компетенции РФ устанавливать основы федеральной политики в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития. Согласно этому, РФ определяет основы бюджетного устройства и бюджетного процесса, действующие на всей территории России, которые конкретизируются в актах органов государственной власти субъектов федерации и местного самоуправления. В рамках компетенции РФ по вопросам бюджетной системы принимаются законы и иные правовые акты (указы Президента РФ, акты Министерства финансов РФ и др.).
В 1991г. впервые в РФ федеральное бюджетное законодательство было принято в форме «Основ...», что отразило укрепление самостоятельности субъектов Федерации. БК РФ 1998г. также учитывает это направление развития Федерации.
2. Российская Федерация имеет право на самостоятельный федеральный бюджет как необходимый атрибут государственности и суверенитета РФ. Такое право также закреплено в Конституции РФ, в которой особо записано, что в ведении Российской Федерации находится федеральный бюджет (п.«з» ст.71). Российское законодательство детально регламентирует порядок его формирования и исполнения.
3. Право устанавливать налоги, сборы, другие источники доходов, подлежащие зачислению в бюджетную систему. При этом установление общих принципов налогообложения согласно Конституции РФ (п.«и» ч.1 ст.72) относится к совместному ведению РФ и субъектов Федерации.
В ведении РФ непосредственно находятся те налоги и сборы, которые отнесены к федеральным.
4. Право разграничивать (распределять) бюджетные доходы между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации. При этом часть доходных источников РФ оставляет в своем ведении, относя их к федеральным доходам. Из них формируется федеральный бюджет. Это налог на прибыль предприятий, налог на добавленную стоимость, акцизы и др.
Другую часть бюджетных доходов Российская Федерация закрепляет за бюджетами субъектов Федерации или передает им в форме отчислений по утверждаемым нормативам (например, от налога на добавленную стоимость).
Отдельные виды бюджетных доходов, отнесенных к федеральным, законодательство РФ закрепляет за местными бюджетами (например, государственную пошлину).
Распределение налогов, сборов, других обязательных платежей между бюджетами предусмотрено в Законе РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991г., а с введением в действие соответствующих статей Налогового кодекса РФ 1998г. (ст.ст.12, 13, 14, 15) подлежит урегулированию этими статьями.
Более полный перечень доходов федерального бюджета, включающий не только налоговые, но и неналоговые доходы, содержит Бюджетный кодекс РФ 1998г. (ст.ст.49—50).
5. Право определять компетенцию субъектов Федерации и органов местного самоуправления по установлению на подведомственной им территории налогов, сборов, других бюджетных доходов и их размеров.
6. Установление основ разграничения расходов между бюджетами. Согласно законодательству РФ такой основой является разграничение имущества и компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, а также органами местного самоуправления.
7. Регулирование бюджетов субъектов Федерации путем передачи отчислений от налогов и других источников доходов, а также выделения в них дотаций, субвенций, оказание финансовой поддержки из федерального бюджета в других формах.
8. Право образовывать в федеральном бюджете оборотную кассовую наличность в размере, необходимом для покрытия временных кассовых разрывов, резервные и целевые фонды, в том числе Фонд финансовой поддержки субъектов РФ.
9. Полномочия по организации единой бюджетной отчетности по бюджетам всех уровней. Они осуществляются Министерством финансов РФ.
10. Контроль за использованием субъектами РФ и муниципальными образованиями выделенных им из федерального бюджета средств.
Из рассмотренного перечня бюджетных прав РФ видно, что они действуют в следующих направлениях:
а) в области бюджетных отношений, возникающих на территории России в целом;
б) в отношении федерального бюджета;
в) в отношении бюджетов субъектов Федерации;
г) в определенной мере в отношении местных бюджетов. В этом проявляется важная координирующая роль федеральных органов власти в функционировании бюджетной системы страны.
- Оглавление: введение …………………………………………………………………………………….….5
- Предмет и понятие финансового права……………………………………….7
- 18. Порядок открытия счетов …………………………………………………..…...…61
- В финансовом праве……………………………………………………..………….145
- 1. Предмет и понятие финансового права
- 2. Принципы финансового права
- 3. Система финансового права
- 1) Наличие особых (специальных) источников права;
- 2) Конституционное и (или) законодательное закрепление отдельных принципов данной отрасли права;
- 3) Наличие специфической (присущей только данной отрасли права) системы понятий и категорий.
- 4. Источники финансового права. Финансовое законодательство
- Признаки закона как источника права
- 5. Метод финансового права
- Особенности публично-правового метода
- Особенности финансового права
- 6. Финансовое право в системе российского права:
- 7. Понятие науки финансового права
- 8. Понятие денежной системы
- 9. Правовые основы денежной системы
- 10. Правовые основы обращения наличных денег
- 11. Правовые основы безналичного-денежного обращения
- 12. Правила ведения кассовых операций
- 13. Сущность и значение расчетных отношений
- 14. Особенности правового регулирования расчетных отношений организаций
- 15. Порядок обслуживания банком организаций
- 16. Понятие счета, виды счетов
- 17. Виды счетов, открываемых в коммерческом банке
- 18. Порядок открытия счетов
- 19. Правила совершения безналичных операций по счетам клиентов
- 20. Порядок открытия счетов
- 21. Факторинг, лизинг
- 22. Понятие валюты и валютных ценностей
- 23. Понятие и содержание валютного регулирования
- 23. Ответственность за нарушение валютного законодательства
- 25. Международные финансовые институты
- 26. Понятие и виды финансово-правовых норм
- 27. Сфера возникновения и развития финансовых правоотношений
- 28. Границы финансовых правоотношений
- 28. Сущность финансовых правоотношений
- 29. Субъекты финансового правоотношения
- 30. Общественно - территориальные образования как субъекты финансового правоотношения
- 31. Коллективные субъекты финансового правоотношения
- 32. Индивидуальные субъекты финансового правоотношения
- 33. Объекты финансового правоотношения
- 34. Функции и социальные предпосылки юридических фактов в финансовом праве
- 35. Классификации юридических фактов и юридических
- 36. Практические аспекты проблемы юридических фактов в финансовом праве
- 37. Особенности прав и обязанностей субъектов финансовых правоотношений
- 38. Реализация обязанностей и прав субъектов финансовых
- 39. Классификация финансовых правоотношений
- 40. Краткая история становления финансовой системы россии
- 41. Финансы и финансовая система российской федерации
- 42. Функции финансов
- 43. Понятие финансовой деятельности государства и муниципальных образований
- 44. Формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований
- 45. Основные принципы финансовой деятельности государства и муниципальных образований
- 46. Распределение компетенции государственных органов и
- 47. Понятие и значение финансового контроля
- 48. Виды финансового контроля
- 49. Методы финансового контроля
- 51. Счетная палата
- 52. Министерство финансов
- 53. Федеральное казначейство
- Федеральная налоговая служба рф (фнс рф)
- 55. Федеральная таможенная служба рф
- 56. Негосударственный контроль – аудит
- 57. Банковский контроль
- 58. Понятие, роль и правовая форма государственного
- 59. Бюджетное право и бюджетные правоотношения
- 60. Бюджетная система и бюджетное устройство в российской федерации
- 61. Состав доходов и расходов бюджетной системы, их распределение между бюджетами
- 62. Понятие и содержание бюджетных прав
- 63. Особенности бюджетных прав рф
- 64. Особенности бюджетных прав субъектов рф
- 65. Особенности бюджетных прав муниципальных образований
- 66. Понятие бюджетного процесса и его принципы
- 67. Стадия составления проекта бюджета
- 68. Стадия рассмотрения и утверждения бюджета
- 69. Стадия исполнения бюджета
- 70. Отчет об исполнении бюджета
- 71. Возникновение и развитие налоговых систем в мире
- 72. Налоги, их понятие и роль
- 73. Система налогов и сборов в российской федерации порядок установления налогов и сборов
- 74. Налоговое право рф, его источники
- 75. Налоговые правоотношения. Субъекты налогового права
- 76. Ответственность и защита прав налогоплательщиков
- 77. Система налогов. Общие положения
- 78. Подоходный налог с физических лиц
- 79. Налоги на имущество физических лиц
- 80. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения
- 81. Налоговые платежи. Общие положения
- 82. Налог на добавленную стоимость
- 83. Акцизы
- 84. Налог на прибыль предприятий и организаций
- 85. Налог на имущество предприятий
- 86. Налог на операции с ценными бумагами
- 87. Налоги целевого назначения. Общие положения
- 88. Налоги, зачисляемые в дорожные фонды
- 89. Земельный налог
- 90. Налог с продаж
- 90. Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте
- 91. Налог на игорный бизнес
- 93.Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности
- 94.Упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства
- 95. Налоговый кредит. Инвестиционный налоговый кредит
- 96. Особенности местных налогов и сборов
- 97. Местные налоги и сборы, подлежащие введению на всей
- 98. Местные налоги и сборы, вводимые по усмотрению органов местного самоуправления
- 99. Платежи обязательного характера. Общие положения
- 100. Лицензионные сборы
- 101. Платежи за пользование природными ресурсами
- 1. В федеральный бюджет:
- Страховые взносы в государственные социальные вне-
- 103. Особенности взимания и ответственность за неуплату страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды