81. Налоговые платежи. Общие положения
До 1992 г. виды налоговых платежей государственных предприятий и других хозяйственных организаций, основанных на негосударственных формах собственности (кооперативной, колхозной, общественной), существенно различались между собой. Доходы (прибыль) государственных предприятий в большей мере подлежали централизованному перераспределению, изъятию по распоряжению органов государственного управления (министерств, ведомств) и зачислению в централизованные денежные фонды. Поэтому государственные предприятия, помимо налоговых по форме своих платежей (налог с оборота), имели обязанность вносить в бюджет платежи, такой формы не имевшие (отчисления от прибыли, свободный остаток прибыли). Они отличались от налогов индивидуализированностью размеров для разных предприятий.
В законодательстве и литературе такие платежи именовались
не налогами, а обязательными платежами государственных предприятий в бюджет. В то же время в науке финансового права и в финансовой экономической науке была обоснована доктрина, согласно которой и те платежи государственных предприятий, которые имеют налоговую форму (налог с оборота), по своей сущности налогами также не являются. Основным аргументом для обоснования данного положения, помимо других факторов, выдвигалось отсутствие в этом случае перехода части доходов в собственность государства, так как предприятия являлись государственными. Впоследствии повышение уровня самостоятельности и возникновение новых форм взаимоотношений государственных предприятий с органами государственного управления, установление равноправия предприятий независимо от форм собственности при переходе к рыночной экономике обусловили и общность правового положения предприятий в области платежей в бюджет, а также единство применяемой к ним системы налогообложения. Выделение из последней особой системы платежей для государственных предприятий потеряло прежнее значение.
До 90-х гг. основными платежами государственных предприятий были установленные в результате реформы 1930г. налог с оборота и отчисления от прибыли. Последние преобразовались затем в разные формы: плату за фонды, фиксированные платежи, свободный остаток прибыли, отчисления от прибыли в новом варианте. При этом налог с оборота распространялся и на негосударственные предприятия, а в отношении государственных предприятий он признавался налогом лишь по форме, но не по существу. Колхозно-кооперативные и общественные предприятия уплачивали также соответствующие подоходные налоги.
Однако уже в Законе СССР «О государственном предприятии (объединении)» от 30 июня 1987г. содержалась ориентация на переход к налогообложению прибыли этих предприятий (ст.17).
Предполагалось сочетать его с другими обязательными платежами в бюджет.
И лишь в 1992г. была проведена реформа платежей в бюджет всех предприятий и других организаций. В системе этих платежей перестали учитываться особенности форм собственности плательщиков. С этой точки зрения она стала унифицированной. Основной формой платежей в государственную казну стал налог. Круг налогоплательщиков-организаций значительно расширился. В него вошли также банки, страховые и другие коммерческие организации. Но и некоммерческие организации, в том числе бюджетные, стали налогоплательщиками при наличии у них объекта налогообложения.
По действующему российскому законодательству организации уплачивают налоги, относящиеся к разным территориальным уровням.
Рассматривая правовой статус организаций в качестве налогоплательщиков, следует заметить, что в законодательстве встречается выражение «юридическое лицо», которое применяется как обобщенное, относящееся к организациям различных видов и правовых форм. Причем под этим термином законодательство нередко имеет в виду и организации, не являющиеся юридическими лицами (филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет). В таком расширенном толковании, например, говорится о юридическом лице в нормах Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991г., как утративших в 1999г. силу, так и продолжающих действовать. Однако Налоговый кодекс России (часть первая) применяет в качестве обобщающего уже другой термин, а именно «организации» (ст.19).
В качестве налогоплательщиков могут выступать как коммерческие, так и некоммерческие организации. Коммерческие организации, в отличие от некоммерческих, основной целью своей деятельности имеют извлечение прибыли. Особо среди коммерческих организаций выделяются субъекты малого предпринимательства, которым оказывается государственная поддержка в развитии их деятельности, распространяющаяся и на область налогообложения в форме предоставления налоговых льгот, отсрочек и рассрочек по уплате налогов. Субъектам малого предпринимательства предоставлена возможность применения упрощенной системы налогообложения.
Итак, к плательщикам налогов, входящим в группу организаций, относятся:
а) предприятия и организации (в том числе бюджетные), имеющие согласно российскому законодательству статус юридического лица, включая созданные на территории России предприятия с иностранными инвестициями;
б) международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность на российской территории;
в) компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, которые осуществляют в России предпринимательскую деятельность через постоянные представительства (или — иностранные юридические лица);
г) филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий и организаций при условии, что они имеют отдельный баланс и расчетный счет. Не являясь юридическими лицами, филиалы наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденного им положения.
Уточненный перечень налогоплательщиков-организаций содержится в законах по каждому налогу. Придание статуса налогоплательщиков филиалам и другим подразделениям способствует более полному охвату объектов налогообложения и своевременному поступлению средств в государственную казну.
Все перечисленные субъекты несут обязанностьуплатить какой-либо налог и другие связанные с ней обязанности лишь при наличии у них соответствующихобъектов налогообложения.Они жеобязаны:
руководствуясь законодательством, исчислить сумы налоговых златежей, подлежащих уплате в установленные сроки;
своевременно перечислить со своего расчетного счета в банке требуемую сумму;
вести бухгалтерский учет, представлять налоговым органам отчеты о финансово-хозяйственной деятельности и в установленных случаях — расчеты платежей.
Объектами налогообложениядля организаций могут быть: прибыль, доход, стоимость определенных товаров, оборот товаров и другие денежные суммы, а также имущество. Соответственно этому организации уплачиваютналоги:на прибыль, на имущество, на добавленную стоимость и акцизы, на операции с ценными бумагами. С них взимается также ряд налогов целевого и нецелевого назначения, относящихся одновременно и к физическим лицам (налоги, зачисляемые в дорожные фонды, земельный налог, на покупку иностранной валюты, налог с продаж и др.). Организации в соответствующих случаях осуществляют и такие платежи, включенные в налоговую систему, как государственная и таможенная пошлины, разнообразные сборы, платежи за пользование природными ресурсами, иные платежи обязательного характера. Наиболее существенны по числу плательщиков и поступающим суммам — налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и акцизы, из иных платежей — таможенная пошлина.
Федеральным законом от 10 февраля 1999г. в налоговое законодательство внесены дополнения, касающиеся налогообложения организаций, действующих в области недропользования на основе соглашений о разделе продукции, заключаемых с государством в соответствии с федеральным законом. В соответствии с дополнениями к Закону РФ «Об основах налоговой системы» (к ст.ст.19—21) взимание налогов и сборов при заключении таких соглашений заменяется разделом произведенной продукции или осуществляется в соответствии с налоговым законодательством с учетом положений Закона РФ «О соглашениях о разделе продукции». Замена уплаты налогов разделом продукции распространяется на акцизы, налоги на прибыль и имущество предприятий, на добавленную стоимость, таможенную пошлину, налог на пользователей автомобильных дорог, платежи за пользование недрами и др. Соответствующие дополнения внесены в законы об этих платежах.
- Оглавление: введение …………………………………………………………………………………….….5
- Предмет и понятие финансового права……………………………………….7
- 18. Порядок открытия счетов …………………………………………………..…...…61
- В финансовом праве……………………………………………………..………….145
- 1. Предмет и понятие финансового права
- 2. Принципы финансового права
- 3. Система финансового права
- 1) Наличие особых (специальных) источников права;
- 2) Конституционное и (или) законодательное закрепление отдельных принципов данной отрасли права;
- 3) Наличие специфической (присущей только данной отрасли права) системы понятий и категорий.
- 4. Источники финансового права. Финансовое законодательство
- Признаки закона как источника права
- 5. Метод финансового права
- Особенности публично-правового метода
- Особенности финансового права
- 6. Финансовое право в системе российского права:
- 7. Понятие науки финансового права
- 8. Понятие денежной системы
- 9. Правовые основы денежной системы
- 10. Правовые основы обращения наличных денег
- 11. Правовые основы безналичного-денежного обращения
- 12. Правила ведения кассовых операций
- 13. Сущность и значение расчетных отношений
- 14. Особенности правового регулирования расчетных отношений организаций
- 15. Порядок обслуживания банком организаций
- 16. Понятие счета, виды счетов
- 17. Виды счетов, открываемых в коммерческом банке
- 18. Порядок открытия счетов
- 19. Правила совершения безналичных операций по счетам клиентов
- 20. Порядок открытия счетов
- 21. Факторинг, лизинг
- 22. Понятие валюты и валютных ценностей
- 23. Понятие и содержание валютного регулирования
- 23. Ответственность за нарушение валютного законодательства
- 25. Международные финансовые институты
- 26. Понятие и виды финансово-правовых норм
- 27. Сфера возникновения и развития финансовых правоотношений
- 28. Границы финансовых правоотношений
- 28. Сущность финансовых правоотношений
- 29. Субъекты финансового правоотношения
- 30. Общественно - территориальные образования как субъекты финансового правоотношения
- 31. Коллективные субъекты финансового правоотношения
- 32. Индивидуальные субъекты финансового правоотношения
- 33. Объекты финансового правоотношения
- 34. Функции и социальные предпосылки юридических фактов в финансовом праве
- 35. Классификации юридических фактов и юридических
- 36. Практические аспекты проблемы юридических фактов в финансовом праве
- 37. Особенности прав и обязанностей субъектов финансовых правоотношений
- 38. Реализация обязанностей и прав субъектов финансовых
- 39. Классификация финансовых правоотношений
- 40. Краткая история становления финансовой системы россии
- 41. Финансы и финансовая система российской федерации
- 42. Функции финансов
- 43. Понятие финансовой деятельности государства и муниципальных образований
- 44. Формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований
- 45. Основные принципы финансовой деятельности государства и муниципальных образований
- 46. Распределение компетенции государственных органов и
- 47. Понятие и значение финансового контроля
- 48. Виды финансового контроля
- 49. Методы финансового контроля
- 51. Счетная палата
- 52. Министерство финансов
- 53. Федеральное казначейство
- Федеральная налоговая служба рф (фнс рф)
- 55. Федеральная таможенная служба рф
- 56. Негосударственный контроль – аудит
- 57. Банковский контроль
- 58. Понятие, роль и правовая форма государственного
- 59. Бюджетное право и бюджетные правоотношения
- 60. Бюджетная система и бюджетное устройство в российской федерации
- 61. Состав доходов и расходов бюджетной системы, их распределение между бюджетами
- 62. Понятие и содержание бюджетных прав
- 63. Особенности бюджетных прав рф
- 64. Особенности бюджетных прав субъектов рф
- 65. Особенности бюджетных прав муниципальных образований
- 66. Понятие бюджетного процесса и его принципы
- 67. Стадия составления проекта бюджета
- 68. Стадия рассмотрения и утверждения бюджета
- 69. Стадия исполнения бюджета
- 70. Отчет об исполнении бюджета
- 71. Возникновение и развитие налоговых систем в мире
- 72. Налоги, их понятие и роль
- 73. Система налогов и сборов в российской федерации порядок установления налогов и сборов
- 74. Налоговое право рф, его источники
- 75. Налоговые правоотношения. Субъекты налогового права
- 76. Ответственность и защита прав налогоплательщиков
- 77. Система налогов. Общие положения
- 78. Подоходный налог с физических лиц
- 79. Налоги на имущество физических лиц
- 80. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения
- 81. Налоговые платежи. Общие положения
- 82. Налог на добавленную стоимость
- 83. Акцизы
- 84. Налог на прибыль предприятий и организаций
- 85. Налог на имущество предприятий
- 86. Налог на операции с ценными бумагами
- 87. Налоги целевого назначения. Общие положения
- 88. Налоги, зачисляемые в дорожные фонды
- 89. Земельный налог
- 90. Налог с продаж
- 90. Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте
- 91. Налог на игорный бизнес
- 93.Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности
- 94.Упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства
- 95. Налоговый кредит. Инвестиционный налоговый кредит
- 96. Особенности местных налогов и сборов
- 97. Местные налоги и сборы, подлежащие введению на всей
- 98. Местные налоги и сборы, вводимые по усмотрению органов местного самоуправления
- 99. Платежи обязательного характера. Общие положения
- 100. Лицензионные сборы
- 101. Платежи за пользование природными ресурсами
- 1. В федеральный бюджет:
- Страховые взносы в государственные социальные вне-
- 103. Особенности взимания и ответственность за неуплату страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды