2.1 Структура генерального бюджета, порядок и особенности разработки
Генеральный бюджет - бюджет, охватывающий деятельность предприятия в целом. Цель генерального бюджета - интегрировать воедино сметы и планы различных подразделений компании, а также все иные виды бюджетов. Он охватывает управленческие решения, как в области операционной деятельности, так и финансовой.
Проводимые финансовыми аналитиками обзоры деятельности крупнейших промышленных компаний США, Австралии, Голландии, Японии и Великобритании показывают интересные сходства и различия в составлении бюджетов. Применение генеральных бюджетов широко распространено во всех компаниях.
Различия возникают в других аспектах. Например, американские менеджеры и главные бухгалтеры предпочитают активное участие менеджеров подразделений в составлении бюджетов, а самой важной целью бюджетирования они считают расчет прибыли на инвестированный капитал. В отличие от них японские менеджеры и главные бухгалтеры предпочитают менее интенсивное участие линейных менеджеров, а важнейшей целью определяют доходы от продаж [5, с. 252].
Генеральный бюджет любой организации состоит из двух частей:
операционный бюджет - включает в себя бюджетный (прогнозный) отчет о прибылях и убытках, который в свою очередь формируется на основе таких бюджетов, как бюджет продаж, бюджет коммерческих расходов, производственный бюджет, бюджет закупки/использования материалов, бюджет трудовых затрат, бюджет общепроизводственных расходов, бюджет общих и административных расходов и, наконец, последним шагом при подготовке оперативного бюджета является составление прогнозного отчета о прибылях и убытках;
финансовый бюджет - включает в себя бюджет капитальных вложений, бюджет денежных средств предприятия и, подготовленные на их основе совместно с бюджетным отчетом о прибылях и убытках, бюджетные бухгалтерский баланс и отчет о движении денежных средств.
Рисунок 1. Структура генерального бюджета предприятия
Отправной точкой составления бюджета является составление бюджета продаж. Ведь имеет смысл производить только то, что может быть реализовано, и в таком количестве, которое может быть реализовано. И продавать продукцию нужно по той цене, которая приемлема для потребителей на данном рынке. Иными словами, деятельность предприятия ограничивается платежеспособным спросом и потребительскими предпочтениями, а также конкуренцией и иными рыночными факторами, влиять на которые отдельному предприятию довольно сложно (а зачастую просто невозможно).
После установления планируемого объема продаж в натуральном выражении можно перейти к составлению производственного бюджета. Идея составления производственной программы заключается в «переводе» плана продаж в план производства с учетом особенностей производства и информации об остатках продукции на складе.
На основании производственной программы разрабатываются следующие бюджеты, цель которых состоит в получении денежной оценки плана производства, т.е. расчете плановой себестоимости производимой продукции: бюджет использования и закупки материалов, бюджет трудовых затрат, бюджет общепроизводственных расходов, прогноз производственной себестоимости продукции.
Составив первые два вида бюджетов, руководство организации получает возможность определить соответственно сумму выручки от реализации и сумму производственной себестоимости реализованной продукции, а следовательно, и вычислить валовую прибыль от продаж. Однако в формировании прибыли от продаж участвуют также управленческие и коммерческие расходы, которые также необходимо спланировать.
Основной целью составления управленческого бюджета, помимо оценки суммы управленческих расходов, является обеспечение основы для контроля за управленческими расходами. Ведь в большинстве своем эти расходы являются постоянными, а потому чем больше их сумма, тем сложнее предприятию обеспечивать их покрытие и, следовательно, получение прибыли от продаж.
Итоговые суммы управленческих и коммерческих расходов переносятся в прогнозный отчет о прибылях и убытках и вычитаются из суммы валовой прибыли, в результате чего руководство организации получает информацию о прогнозируемой прибыли от продаж.
После составления производственной программы предприятие может определить свои потребности в инвестициях, а также определить потенциальные источники их финансирования, для чего составляется бюджет инвестиций (бюджет капитальных вложений).
Предпоследним шагом разработки бюджета, который необходимо предпринять до того, как организация составит прогнозный баланс, является разработка бюджета движения денежных средств (кассового плана). А завершающим этапом разработки бюджета является составление прогнозного баланса. Для этого используются данные вышеперечисленных бюджетов, а также сведения о начальных остатках отдельных видов имущества и обязательств, которые берутся из отчетного баланса за предшествующий период.
Наличие прогнозного баланса и отчета о прибылях и убытках, отражающих финансовое положение, в котором организация окажется через год (или иной плановый период), и финансовые результаты, которые будут достигнуты за этот период, позволяют использовать традиционные методики финансового анализа, для того чтобы оценить эффективность предполагаемой деятельности и степень финансовой устойчивости и платежеспособности организации к концу планового периода.
Составленный и утвержденный бюджет доводится до сведения всех исполнителей. Как правило, для этих целей генеральный бюджет дифференцируется по отдельным подразделениям.
В зависимости от специфики деятельности компании, а также для уточнения отдельных показателей могут быть сформированы и другие «специальные» бюджеты. Виды и количество таких бюджетов определяет высшее руководство компании и бюджетный комитет.
Итак, бюджет предприятия является результатом поиска управляющей системой лучшего варианта решения по использованию ограниченных ресурсов и документирует цели, которые экономический субъект желает достичь. Указанные задачи, если они ясны, привлекательны и достижимы, служат мотивирующим фактором, а их достижение выступает в качестве критерия оценки выполненной работы [5, с. 254].
- «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финуниверситет) Тульский филиал Финуниверситета
- Тула-2013г. Содержание
- Глава 1 Понятие, сущность и функции бюджета 4
- Глава 2 Генеральный бюджет и его составляющие 8
- Введение
- Глава 1 Понятие, сущность и функции бюджета
- 1.1 Понятие бюджета
- 1.2 Бюджетирование в системе планирования деятельности организации
- Глава 2 Генеральный бюджет и его составляющие
- 2.1 Структура генерального бюджета, порядок и особенности разработки
- 2.2 Виды бюджета
- Заключение
- Список использованной литературы