11. 10. Производство
Здесь описываются существующие и предполагаемые процедуры и средства, необходимые фирме для выпускаемой продукции или предоставляемых услуг. Если компания является производящей, то необходим производственный план. Этот план должен полностью описывать производственный процесс. Оперативные планы должны быть очерчены для разных стадий, например, при создании нового продукта, предварительной стадии производства, отработки маркетинга, первого серийного выпуска продукта. Более того, должны быть также включены описание производственных мощностей, персонала (по категориям), источников сырья и компонентов, а также стратегия последующего сервиса. Если какие-то части производственного процесса (или весь процесс) предполагается передать субподрядчикам, нужно включить описание всех субподрядчиков, с указанием их местоположения, соображений, обусловивших их выбор, затрат и всех заключенных контрактов. Этот раздел должен также содержать описание помещений, машин и оборудования, необходимого для производства, информацию о поставщиках сырья и компонентов - адреса и условия, производственные затраты и все будущие затраты на оборудование.
Если речь идет о бизнес-плане не для производителя, а для торгового или обслуживающего предприятия, этот раздел должен описывать процессы закупки товара, хранения и контроля запасов. Ниже перечислены некоторые ключевые элементы этого раздела бизнес-плана.
Производственный процесс -- определение механических и сборочных процессов, какие из них будут переданы субподрядчикам. Если какую-то часть производства планируется передать субподрядчикам, кто они? (Дать список имен и адресов.) Почему именно эти субподрядчики были выбраны? Каковы при этом ваши затраты? (Приложите копии всех заключенных контрактов.)
Процедуры контроля производственного процесса и качества продукции.
Потребности в запасах и закупочная политика.
Потребности в сырье и затраты, связанные с этим.
Основные поставщики различных материалов: имена, адреса, материалы, условия поставок, преимущества, недостатки, предполагаемые изменения.
Помещения -- необходимо определить полную потребность в помещениях, отмечая, является ли каждое собственным, арендованным, и т.д.
Производственные мощности -- расположение, использование, стоимость, площадь, преимущества, недостатки, предполагаемые изменения.
Оборудование -- список оборудования, непосредственно необходимого для производства, будущие капитальные затраты на оборудование, нужно ли его покупать или достаточно арендовать.
Персонал -- описание всех необходимых навыков, количество сотрудников на каждом необходимом квалификационном уровне, уровни заработной платы, где и как будет организовано необходимое обучение. Кроме того, описание имеющегося персонала, планируемые потребности, текучесть кадров, рынок рабочей силы, компенсации, влияние профсоюзов, потребность в обучающих программах.
Для розничной торговли или сервисного предприятия -- где будет закупаться товар? Как будет работать система контроля за состоянием запасов? Каковы потребности компании в складских помещениях и как они будут обеспечены?
Каждый пункт может потребовать дополнительных исследований и сбора информации, но это считается совершенно необходимым для тех, кто будет изучать бизнес-план и рассматривать возможности его финансирования.
Невозможно переоценить значение этого раздела как для внешнего инвестора, так и для самой организации. Действительно, информация, которая здесь содержится, совершенно необходима для понимания того, способно ли предприятие нормально существовать, принося прибыль.
Внешние инвесторы заинтересованы в стратегических элементах производственного плана, таких как нынешняя и планируемая степень использования производственных мощностей, состояние инфраструктуры, трудовые отношения в данной отрасли промышленности, стратегические союзники и технологические возможности. Для инвестора очень важно оценить величину нового капитала, необходимого для поддержания долгосрочного роста, и убедиться в достаточной гибкости предприятия для освоения новых прибыльных рынков и выхода из старых рынков, когда они становятся неприбыльными.
Используя запроектированный состав продукции и ожидаемую выручку в производственном плане и рассматривая соответствующие затраты, становится возможным планирование доходов и денежных потоков. Это позволяет предприятию предсказать, какие специальные меры финансового контроля следует предпринимать и когда это нужно делать, а также спланировать внешнюю поддержку, например, банковский кредит.
Есть и иные, дополнительные, выгоды от инвестиции необходимого времени в детальное развитие данного раздела с использованием надежных данных. Например, и внешние аналитики, и команда, составляющая бизнес-план, смогут сделать обзор физического состояния и расположения завода и предложить более эффективные конфигурации. Или какие-то ключевые решения могут быть обусловлены анализом политики сервисных услуг для потребителя, что может оказать значительное влияние на стратегические решения в других разделах. Например, решение производить больше индивидуальной продукции, под заказ, и меньше - стандартной приведет к уменьшению затрат, связанных с хранением. Это также сделает необходимым дополнительные инвестиции в технологические процессы для достижения большей гибкости и скорости производства и достижению таким образом большей конкурентоспособности. Однако это будет также иметь большое влияние на маркетинговую стратегию, поскольку теперь предприятие сможет предложить потребителям больший выбор, что откроет возможность для больших объемов продаж и даст дополнительные преимущества перед конкурентами.
Последнее, и, возможно, самое важное. Данный раздел должен также содержать два абсолютно критических элемента всего бизнес-плана:
1) какие усовершенствования планируются и как их достичь;
2) разработка "метрики", т.е. количественных критериев, которые будут использоваться для оценки результатов.
Стратегия усовершенствования должна быть описана в терминах относительных приоритетов, требований к размещению ресурсов, влияния на организацию, календаря ожидаемых эффектов. Критерии оценки должны принимать во внимание стратегическое направление, видение и приоритеты инвесторов предприятия, которые описаны в начальных разделах бизнес-плана, и гармонировать со стратегическими маркетинговыми планами и финансовыми перспективами, раскрытыми в соответствующих разделах.
- Учебник "Оценка эффективности инвестиционных проектов"
- 1. Введение: Понятие и экономический смысл инвестиций
- 2. Основные положения инвестиционного проектирования
- 2. 1. Понятие проекта и проектного цикла
- 2. 2. Виды инвестиционных проектов
- 2. 3. Предварительная стадия разработки и анализа проекта
- 2. 4. Общая последовательность разработки и анализа проекта
- 2. 5. Анализ коммерческой выполнимости проекта
- 2. 6. Технический анализ
- 2. 7. Финансовый анализ
- 2. 8. Экономический анализ
- 2. 9. Институциональный анализ
- 2. 10. Анализ риска
- 3. Инвестиционные потребности проекта и источники их финансирования
- 3. 1. Общая схема инвестиционного анализа
- 3. 2. Структура и характеристика необходимых инвестиций
- 3. 3. Источник финансирования инвестиций
- 3.4. Источники инвестиционных ресурсов, доступные для украинских предприятий
- 4. Финансово-математические основы инвестиционного проектирования
- 4. 1. Концепция стоимости денег во времени
- 4. 2. Элементы теории процентов
- 4. 3. Влияние инфляции при определении настоящей и будущей стоимости денег
- 4. 4. Наращение и дисконтирование денежных потоков
- 4.5. Сравнение альтернативных возможностей вложения денежных средств с помощью техники дисконтирования и наращения
- Вопрос 1. Какова современная стоимость этого потока?
- Вопрос 3. Какова будущая стоимость потока денежных средств на конец 3-го года?
- Вопрос 4. Как изменится ситуация, если норма прибыльности финансового вложения денег r станет выше, например 12%.
- 5. Оценка стоимости ценных бумаг предприятия и составление графиков возврата долгосрочных кредитов
- 5. 1. Оценка стоимости облигаций
- 5. 2. Оценка стоимости обыкновенных акций предприятия
- 5. 3. Составление графиков возврата долгосрочных кредитов
- 6. Оценка стоимости капитала инвестиционного проекта
- 6. 1. Понятие и экономическая сущность стоимости капитала
- 6. 2. Подходы и модели определения стоимости капитала
- 6. 3. Модели определения стоимости собственного капитала
- 6. 4. Модель определения стоимости привилегированных акций
- 6. 5. Модели определения стоимости заемного капитала
- 6. 6. Взвешенная средняя стоимость капитала
- 7. Основные критерии эффективности инвестиционного проекта и методы их оценки
- 7. 1. Общая характеристика методов оценки эффективности
- 7. 2. Метод дисконтированного периода окупаемости
- 7. 3. Метод чистого современного значения (npv - метод)
- 7. 4. Влияние инфляции на оценку эффективности инвестиций
- 7. 5. Внутренняя норма прибыльности (irr)
- 7. 6. Сравнение npv и irr методов
- 7. 7. Принятие решения по критерию наименьшей стоимости
- 7. 8. Допущения, принятые при оценке эффективности
- 8. Анализ безубыточности и целевое планирование прибыли в процессе инвестиционного проектирования
- 8. 1. Общее понятие и назначение анализа безубыточности
- 8. 2. Классификация издержек
- 8. 3. Формат отчета о прибыли на основе вложенного дохода
- 8. 4. Расчет точки безубыточности
- 8. 5. Графическое представление анализа безубыточности
- 8. 6. Рабочий формат для анализа безубыточности и целевого планирования прибыли
- 8. 7. Анализ безубыточности для многономенклатурной продукции
- 8. 8. Влияние вложенного дохода и анализ операционного рычага
- 9. Расчетные схемы оценки показателей эффективности инвестиционных проектов
- 9. 1. Прогноз прибыли от реализации инвестиционного проекта
- 9. 2. Традиционная схема расчета показателей эффективности
- 9. 3. Схема собственного капитала
- 9. 4. Сравнение подходов
- 9. 5. Комплексный пример оценки эффективности инвестиционного проекта трубного завода
- 10. Анализ и оценка риска инвестиционных проектов
- 10. 1. Общие понятия неопределенности и риска
- 10. 2. Анализ чувствительности
- 10. 3. Анализ сценариев
- 10. 4. Имитационное моделирование Монте-Карло
- 11. Составление бизнес плана инвестиционного проекта
- 11. 1. Общие положения
- 11. 2. Техника составления бизнес-плана
- 11. 3. Структура бизнес-плана
- 11. 4. Титульная страница
- 11. 5. Резюме
- 11. 6. Описание компании
- 11. 7. Продукт или услуга
- 11. 8. Анализ отрасли
- 11. 9. Маркетинговый анализ и стратегия
- 11. 10. Производство
- 11. 11. Исследовательские и внедренческие разработки
- 11. 12. Управление и организация
- 11. 13. Анализ риска
- 11. 14. Финансовый план
- 11. 15. Приложение (Сопровождающие документы)