6. 5. Модели определения стоимости заемного капитала
В процессе своей деятельности предприятие использует заемные средства, получаемые в виде:
долгосрочного кредита от коммерческих банков и других предприятий,
выпуска облигаций, имеющих заданный срок погашения и номинальную процентную ставку.
В первом случае стоимость заемного капитала равна процентной ставке кредита и определяется путем договорного соглашения между кредиторами и заемщиком в каждом конкретном случае отдельно.
Во втором случае стоимость капитала определяется величиной выплачиваемого по облигации купона или номинальной процентной ставкой облигации, выражаемой в процентах к ее номинальной стоимости. Номинальная стоимость - это цена, которую заплатит компания - эмитент держателю облигации в день ее погашения. Разумеется, что срок, через который облигация будет погашена, указывается при их выпуске.
В момент выпуска облигации обычно продаются по их номинальной стоимости. Следовательно в этом случае стоимость заемного капитала Сd определяется номинальной процентной ставкой облигации iн
. (6.10)
Однако в условиях изменения процентных ставок по ценным бумагам, которое является следствием инфляции и других причин, облигации продаются по цене, не совпадающей с номинальной. Поскольку предприятие - эмитент облигаций должно платить по ним доход, исходя из номинальной процентной ставки и номинальной стоимости акции, реальная доходность облигации изменяется: увеличивается, если рыночная цена облигации падает по сравнению с номинальной, и уменьшается в противном случае.
Для оценки реальной доходности облигации (стоимости заемного капитала) используем модель современной стоимости облигации
, (6.11)
где INT - ежегодная процентная выплата по облигации, М - номинальная стоимость облигации, VB - современная (настоящая) стоимость облигации, N - количество периодов (лет) до погашения облигации, rВ - процентная ставка по облигации.
Для лучшего понимания финансового механизма определения фактической стоимости облигаций и реальной отдачи на них, рассмотрим формулу более детально. Итак, согласно условиям выпуска облигаций фирма - эмитента обязуется каждый год выплачивать процентную выплату INT и номинальную стоимость М по окончанию срока действия облигации, то есть на момент ее погашения. Поэтому формула (6.11) определяет дисконтированный поток этих выплат. В предыдущей главе подробно исследовался феномен изменения стоимости цены облигации в зависимости от рыночной процентной ставки. С помощью рассмотренных там примеров можно сделать вывод о том, что поскольку рыночная цена облигации колеблется, а сумма выплачиваемого дохода на облигацию остается неизменной, то доходность облигации также меняется: конкретно, доходность облигации увеличивается при уменьшении рыночной стоимости и уменьшается в противном случае.
В качестве реальной доходности облигации (или стоимости заемного капитала, основанного на облигациях данного типа) используется конечная доходность облигации, то есть такая процентная ставка, которая позволяет, купив облигацию сейчас по текущей рыночной цене, получать доход на облигацию, объявленный в контракте на ее выпуск, и номинальную стоимость облигации на момент ее погашения.
В обозначениях формулы (6.11) для расчета стоимости заемного капитала Cd используется уравнение:
, (6.12)
где VМ - текущая рыночная цена облигации,
N - количество лет, оставшихся до погашения облигации.
Уравнение (6.11) можно решить лишь приближенно с помощью численных методов на ЭВМ или финансовом калькуляторе. Результат близкий к использованию уравнения (6.12) дает следующая приближенная формула
. (6.13)
Пример 11. Компания ZZ пять лет назад выпустила облигации номиналом $1,000 и номинальной процентной ставкой 9%. Текущая стоимость облигации на фондовом рынке составляет $890 и до погашения остается еще 10 лет. Необходимо определить .
С помощью формулы (6.13) получим
Точным значением , получаемым в результате решения уравнения (6.12), является 10.86%.
Предположим теперь, что текущая рыночная цена облигации составляет $1,102 за штуку. В этом случае
.
Точное значение равно 7.51%.
Если компания хочет привлечь заемный капитал, то она должна будет выплачивать по привлеченным средствам процентный доход, как минимум равный конечной доходности по существующим облигациям. Таким образом, конечная доходность будет представлять собой для компании стоимость привлечения дополнительного заемного капитала. Если у компании есть избыточные средства, то она может использовать их на покупку существующих облигаций по их рыночной стоимости. Сделав это компания получит доход, равный доходу, который бы получил любой другой инвестор, если бы он купил облигации по их рыночной стоимости и держал их у себя до момента погашения. Если компания по другому инвестирует избыточные средства, то она отказывается от альтернативы погашения облигации, выбирая по крайней мере столь же прибыльную альтернативу. Конечная доходность облигации - это альтернативная стоимость решения об инвестировании средств. Таким образом, независимо от того, имеются ли у компании избыточные средства или она нуждается в их притоке, конечная доходность по существующим облигациям представляет собой стоимость заемных средств.
Эффективная стоимость заемных средств. Говоря о стоимости заемного капитала, необходимо учитывать следующее очень важное обстоятельство. В отличие от доходов, выплачиваемых акционерам, проценты, выплачиваемые по заемному капиталу, включаются в издержки по производству продукции . Таким образом, стоимость заемного капитала после уплаты налогов становится ниже конечной доходности (или стоимости до уплаты налогов).
Пример 12. Предположим, что конечная доходность по привлеченному заемному капиталу составляет 10%. Только что выпущенная облигация номиналом $1,000 в этом случае будет приносить ежегодно 10% $1,000 = $100. Если величина ставки налога равна 30%, то издержки в $100 на выплату процентов будут означать экономию в налогах в размере $30. При этом издержки на выплату процентов после уплаты налогов составят $70 = $100 - $30. Поэтому стоимость заемного капитала после уплаты налогов составит $70/$1,000 = 7%.
Для того, чтобы отразить этот финансовый феномен вводят так называемую эффектную стоимость заемного капитала, равную
, (6.14)
где Т - ставка налога.
В условиях примера 11 мы приходим к такому же результату, но более простым способом:
.
- Учебник "Оценка эффективности инвестиционных проектов"
- 1. Введение: Понятие и экономический смысл инвестиций
- 2. Основные положения инвестиционного проектирования
- 2. 1. Понятие проекта и проектного цикла
- 2. 2. Виды инвестиционных проектов
- 2. 3. Предварительная стадия разработки и анализа проекта
- 2. 4. Общая последовательность разработки и анализа проекта
- 2. 5. Анализ коммерческой выполнимости проекта
- 2. 6. Технический анализ
- 2. 7. Финансовый анализ
- 2. 8. Экономический анализ
- 2. 9. Институциональный анализ
- 2. 10. Анализ риска
- 3. Инвестиционные потребности проекта и источники их финансирования
- 3. 1. Общая схема инвестиционного анализа
- 3. 2. Структура и характеристика необходимых инвестиций
- 3. 3. Источник финансирования инвестиций
- 3.4. Источники инвестиционных ресурсов, доступные для украинских предприятий
- 4. Финансово-математические основы инвестиционного проектирования
- 4. 1. Концепция стоимости денег во времени
- 4. 2. Элементы теории процентов
- 4. 3. Влияние инфляции при определении настоящей и будущей стоимости денег
- 4. 4. Наращение и дисконтирование денежных потоков
- 4.5. Сравнение альтернативных возможностей вложения денежных средств с помощью техники дисконтирования и наращения
- Вопрос 1. Какова современная стоимость этого потока?
- Вопрос 3. Какова будущая стоимость потока денежных средств на конец 3-го года?
- Вопрос 4. Как изменится ситуация, если норма прибыльности финансового вложения денег r станет выше, например 12%.
- 5. Оценка стоимости ценных бумаг предприятия и составление графиков возврата долгосрочных кредитов
- 5. 1. Оценка стоимости облигаций
- 5. 2. Оценка стоимости обыкновенных акций предприятия
- 5. 3. Составление графиков возврата долгосрочных кредитов
- 6. Оценка стоимости капитала инвестиционного проекта
- 6. 1. Понятие и экономическая сущность стоимости капитала
- 6. 2. Подходы и модели определения стоимости капитала
- 6. 3. Модели определения стоимости собственного капитала
- 6. 4. Модель определения стоимости привилегированных акций
- 6. 5. Модели определения стоимости заемного капитала
- 6. 6. Взвешенная средняя стоимость капитала
- 7. Основные критерии эффективности инвестиционного проекта и методы их оценки
- 7. 1. Общая характеристика методов оценки эффективности
- 7. 2. Метод дисконтированного периода окупаемости
- 7. 3. Метод чистого современного значения (npv - метод)
- 7. 4. Влияние инфляции на оценку эффективности инвестиций
- 7. 5. Внутренняя норма прибыльности (irr)
- 7. 6. Сравнение npv и irr методов
- 7. 7. Принятие решения по критерию наименьшей стоимости
- 7. 8. Допущения, принятые при оценке эффективности
- 8. Анализ безубыточности и целевое планирование прибыли в процессе инвестиционного проектирования
- 8. 1. Общее понятие и назначение анализа безубыточности
- 8. 2. Классификация издержек
- 8. 3. Формат отчета о прибыли на основе вложенного дохода
- 8. 4. Расчет точки безубыточности
- 8. 5. Графическое представление анализа безубыточности
- 8. 6. Рабочий формат для анализа безубыточности и целевого планирования прибыли
- 8. 7. Анализ безубыточности для многономенклатурной продукции
- 8. 8. Влияние вложенного дохода и анализ операционного рычага
- 9. Расчетные схемы оценки показателей эффективности инвестиционных проектов
- 9. 1. Прогноз прибыли от реализации инвестиционного проекта
- 9. 2. Традиционная схема расчета показателей эффективности
- 9. 3. Схема собственного капитала
- 9. 4. Сравнение подходов
- 9. 5. Комплексный пример оценки эффективности инвестиционного проекта трубного завода
- 10. Анализ и оценка риска инвестиционных проектов
- 10. 1. Общие понятия неопределенности и риска
- 10. 2. Анализ чувствительности
- 10. 3. Анализ сценариев
- 10. 4. Имитационное моделирование Монте-Карло
- 11. Составление бизнес плана инвестиционного проекта
- 11. 1. Общие положения
- 11. 2. Техника составления бизнес-плана
- 11. 3. Структура бизнес-плана
- 11. 4. Титульная страница
- 11. 5. Резюме
- 11. 6. Описание компании
- 11. 7. Продукт или услуга
- 11. 8. Анализ отрасли
- 11. 9. Маркетинговый анализ и стратегия
- 11. 10. Производство
- 11. 11. Исследовательские и внедренческие разработки
- 11. 12. Управление и организация
- 11. 13. Анализ риска
- 11. 14. Финансовый план
- 11. 15. Приложение (Сопровождающие документы)