logo
ТЕМА 9-11 (студентам)_

Модель ad-as

Совокупный спрос, агрегированный спрос (aggregate demand — AD) — это совокупный объем экономических благ (товаров и услуг), кото­рый готовы приобрести домохозяйства, бизнес и государство при различ­ных уровнях цен.

AD = C + I+G + NX

Отрицательный наклон кривой совокупного предложения объясняется действием трех макроэкономических эффектов:

  1. процентной ставки - при росте уровня цен и неизменности прочих условий (денежная масса по­стоянна) процентная ставка растет, что вызывает сокращение ин­вестиций и потребительского спроса на товары длительного поль­зования, а следовательно, и сокращение совокупного спроса.

  2. реального богатства – при росте уровня цен богатство, представленное в виде финансо­вых активов, обесценивается, и это приводит к сокращению совокупного спроса.

  3. эффектом импортных закупок - при росте уровня цен и прочих равных условиях (неизменном ва­лютном курсе, неизменных ценах в других странах) отечест­венные товары становятся относительно дорогими на мировом рынке, а импортные товары — относительно дешевыми, и спрос на отечественные товары сокращается.

Изменение уровня цен вызывает движение по кривой сово­купного спроса. Но есть неценовые факторы, которые вызывают смещение самого графика совокупного спроса вправо (увеличение совокупного спроса) или влево (снижение совокупного спроса).

Основными факторами, вызывающими эти смещения, яв­ляются:

Показатели, характеризующие совокупный спрос и его влияние на дальнейшее развитие экономики

Прямые оценки

Влияние фактора

1. Оценка спроса на про­дукцию

В отсутствие ресурсных ограничений измене­ния спроса влекут за собой изменения предло­жения, однако последние происходят с лагом в силу инертности процесса производства

2. Спрос на потребитель­ском рынке

Оживление потребительского спроса на това­ры длительного пользования ведет (при про­чих равных условиях) к росту производства потребительских товаров, т.е. к оживлению экономики

3. Заказы на промышлен­ную продукцию

Дополнительные заказы свидетельствуют о по­вышении спроса, за которым должно последо­вать увеличение выпуска

4. Запасы готовой про­дукции

Рост запасов свидетельствует о трудностях с реализацией вследствие снижения спроса. Производителю имеет смысл понижать выпуск

Косвенные оценки

1. Цена нефти на миро­вом рынке

Вызывает рост платежеспособного спроса со стороны бюджета, производителей и — через повышение оплаты труда — потребителей

2. Курс рубля

Укрепление рубля снижает эффективность экспорта и увеличивает конкуренцию со сто­роны импорта, спрос на отечественную про­дукцию снижается

3. Количество денег в экономике

Повышенное денежное предложение (в опре­деленных пределах) стимулирует производст­венный потребительский спрос

4. Финансовое состояние предприятий

Финансовое благополучие стимулирует допол­нительный производственный спрос

Совокупное предложение, агрегированное предложение (aggregate supply — AS) — это совокупный объем национального продукта, ко­торый произведен в стране при различных уровнях цен.

Однако, в отличие от предложения на отдельном рынке, совокупное предложение в макроэкономике графически имеет три четко различающихся участка (рис. 3):

Если изменение уровня цен вызывает движение по кривой совокупного предложения, то, как и в случае с кривой совокуп­ного спроса, есть ряд факторов неценового характера, которые вызывают смещение графика.

Основными факторами, вызывающими эти смещения, яв­ляются следующие:

• в случае стран, экономика которых находится в сильной зависимости от состояния сельского хозяйства или туриз­ма, на смещение кривой совокупного предложения могут оказывать влияние резкие изменения погодно-климатических условий.

Макроэкономическое равновесие в этой модели AD-AS можно охарактери­зовать как ситуацию, когда весь произведенный продукт полностью куплен, т.е. производству соответствует платежеспособный спрос.

На промежуточном участке также можно увели­чивать совокупный спрос, при этом будут наблюдаться рост цен и рост ре­ального объема производства. Любые попытки простимулировать совокупный спрос на вертикальном участке приведут исключительно к росту цен. Понятно, что бессмысленно наращивать сово­купный спрос, если невозможно преодолеть уровень полной занятости, так как это приведет к инфляции без роста продукта.

Сравнивая все три варианта макроэкономического равно­весия, следует отметить, что, выбирая тип экономической по­литики, необходимо четко представлять себе, на каком участке кривой совокупного предложения находится экономика стра­ны, а, следовательно, к рекомендациям какой школы будет тя­готеть экономическая политика.

Эффект храповика рассматривается кейнсианской школой. Он базируется на неэластичности цен в сторону понижения. Подобно храповому колесу, которое может вращаться только в одном направлении, цены также могут изменяться только в сторону повышения, а вот понизить цены достаточно сложно (отсюда название эффекта).

Проиллюстрируем этот эффект графически.

Начальное макроэкономическое равновесие наблюдается в точке Е1 при уровне цен P1 и реальном объеме производства Y1. Несмотря на то, что это равновесное состояние, оно может на­ходиться далеко от уровня полной занятости.

Предположим, что в этой ситуации правительство ставит задачу достичь макроэкономического равновесия на уровне Y2 и успешно справляется с поставленной задачей, например осу­ществляя необходимые государственные расходы и тем самым стимулируя спрос до AD2. Новое макроэкономическое равно­весие возникает при более высоком уровне цен Р2, но и при более высоком уровне реального объема производства Y2. За­дача достигнута.

Однако возможно, что правительству не удается поддержи­вать в дальнейшем совокупный спрос на новом уровне (нет возможности осуществлять большие государственные расходы, а других стимулов для поддержания совокупного спроса не воз­никает). Тогда совокупный спрос возвращается на уровень AD1.

Однако проблема заключается в том, что из-за неэластич­ности цен в обратную сторону (в сторону понижения) эконо­мика приходит не в точку Е1, а в точку E3, что ухудшает исход­ную ситуацию, так как новый высокий уровень цен Р2 сочетает­ся теперь с низким уровнем реального объема производства Y3.

Эффект храповика демонстрирует опасность непродуман­ного экономического роста: в случае, если не удастся его под­держивать на заданном уровне, откат назад может привести к ухудшению исходной ситуации.