Модель ad-as
Совокупный спрос, агрегированный спрос (aggregate demand — AD) — это совокупный объем экономических благ (товаров и услуг), который готовы приобрести домохозяйства, бизнес и государство при различных уровнях цен.
AD = C + I+G + NX
Отрицательный наклон кривой совокупного предложения объясняется действием трех макроэкономических эффектов:
процентной ставки - при росте уровня цен и неизменности прочих условий (денежная масса постоянна) процентная ставка растет, что вызывает сокращение инвестиций и потребительского спроса на товары длительного пользования, а следовательно, и сокращение совокупного спроса.
реального богатства – при росте уровня цен богатство, представленное в виде финансовых активов, обесценивается, и это приводит к сокращению совокупного спроса.
эффектом импортных закупок - при росте уровня цен и прочих равных условиях (неизменном валютном курсе, неизменных ценах в других странах) отечественные товары становятся относительно дорогими на мировом рынке, а импортные товары — относительно дешевыми, и спрос на отечественные товары сокращается.
Изменение уровня цен вызывает движение по кривой совокупного спроса. Но есть неценовые факторы, которые вызывают смещение самого графика совокупного спроса вправо (увеличение совокупного спроса) или влево (снижение совокупного спроса).
Основными факторами, вызывающими эти смещения, являются:
изменение денежной массы (ее рост вызывает увеличение совокупного спроса, а сокращение — уменьшение);
инфляционные ожидания населения (увеличение совокупного спроса);
налоговая политика (рост налогов вызывает сокращение совокупного спроса, снижение — увеличение совокупного спроса);
изменение государственных расходов (рост расходов вызывает увеличение совокупного спроса, сокращение — уменьшение совокупного спроса);
внешнеэкономические факторы (например, рост производства в других странах может сократить совокупный спрос на товары отечественного производства).
Показатели, характеризующие совокупный спрос и его влияние на дальнейшее развитие экономики
Прямые оценки | Влияние фактора |
1. Оценка спроса на продукцию | В отсутствие ресурсных ограничений изменения спроса влекут за собой изменения предложения, однако последние происходят с лагом в силу инертности процесса производства |
2. Спрос на потребительском рынке | Оживление потребительского спроса на товары длительного пользования ведет (при прочих равных условиях) к росту производства потребительских товаров, т.е. к оживлению экономики |
3. Заказы на промышленную продукцию | Дополнительные заказы свидетельствуют о повышении спроса, за которым должно последовать увеличение выпуска |
4. Запасы готовой продукции | Рост запасов свидетельствует о трудностях с реализацией вследствие снижения спроса. Производителю имеет смысл понижать выпуск |
Косвенные оценки |
|
1. Цена нефти на мировом рынке | Вызывает рост платежеспособного спроса со стороны бюджета, производителей и — через повышение оплаты труда — потребителей |
2. Курс рубля | Укрепление рубля снижает эффективность экспорта и увеличивает конкуренцию со стороны импорта, спрос на отечественную продукцию снижается |
3. Количество денег в экономике | Повышенное денежное предложение (в определенных пределах) стимулирует производственный потребительский спрос |
4. Финансовое состояние предприятий | Финансовое благополучие стимулирует дополнительный производственный спрос |
Совокупное предложение, агрегированное предложение (aggregate supply — AS) — это совокупный объем национального продукта, который произведен в стране при различных уровнях цен.
Однако, в отличие от предложения на отдельном рынке, совокупное предложение в макроэкономике графически имеет три четко различающихся участка (рис. 3):
горизонтальный участок называют кейнсианским, его называют еще краткосрочным. Он характеризует экономику неполной занятости, когда имеются незадействованные факторы производства, а цены и заработная плата негибки, т.е. не способны изменяться. На этом участке возможно за счет вовлечения незадействованных факторов увеличивать объемы производства без изменения уровня цен.
промежуточный участок (часто его, так же называют кейнсианским) характеризует экономику частичной занятости, когда цены и заработная плата обладают относительной гибкостью. На этом участке существует возможность наращивать объемы производства, но этот рост будет сопровождаться ростом уровня цен.
вертикальный участок называют классическим, называют долгосрочным. Это состояние полной занятости (full employment — F), когда дальнейшее наращивание объемов производства невозможно, а любые попытки простимулировать экономику, не расширяя ресурсных ограничений, приведут исключительно к росту уровня цен. На этом участке цены и заработная плата обладают абсолютной гибкостью.
Если изменение уровня цен вызывает движение по кривой совокупного предложения, то, как и в случае с кривой совокупного спроса, есть ряд факторов неценового характера, которые вызывают смещение графика.
Основными факторами, вызывающими эти смещения, являются следующие:
изменение цен на факторы производства (удорожание факторов производства вызывает смещение влево, удешевление — вправо);
политика государства (например, увеличение налогов на производителей может приводить к смещению кривой совокупного предложения влево, снижение — вправо);
• в случае стран, экономика которых находится в сильной зависимости от состояния сельского хозяйства или туризма, на смещение кривой совокупного предложения могут оказывать влияние резкие изменения погодно-климатических условий.
Макроэкономическое равновесие в этой модели AD-AS можно охарактеризовать как ситуацию, когда весь произведенный продукт полностью куплен, т.е. производству соответствует платежеспособный спрос.
На промежуточном участке также можно увеличивать совокупный спрос, при этом будут наблюдаться рост цен и рост реального объема производства. Любые попытки простимулировать совокупный спрос на вертикальном участке приведут исключительно к росту цен. Понятно, что бессмысленно наращивать совокупный спрос, если невозможно преодолеть уровень полной занятости, так как это приведет к инфляции без роста продукта.
Сравнивая все три варианта макроэкономического равновесия, следует отметить, что, выбирая тип экономической политики, необходимо четко представлять себе, на каком участке кривой совокупного предложения находится экономика страны, а, следовательно, к рекомендациям какой школы будет тяготеть экономическая политика.
Эффект храповика рассматривается кейнсианской школой. Он базируется на неэластичности цен в сторону понижения. Подобно храповому колесу, которое может вращаться только в одном направлении, цены также могут изменяться только в сторону повышения, а вот понизить цены достаточно сложно (отсюда название эффекта).
Проиллюстрируем этот эффект графически.
Начальное макроэкономическое равновесие наблюдается в точке Е1 при уровне цен P1 и реальном объеме производства Y1. Несмотря на то, что это равновесное состояние, оно может находиться далеко от уровня полной занятости.
Предположим, что в этой ситуации правительство ставит задачу достичь макроэкономического равновесия на уровне Y2 и успешно справляется с поставленной задачей, например осуществляя необходимые государственные расходы и тем самым стимулируя спрос до AD2. Новое макроэкономическое равновесие возникает при более высоком уровне цен Р2, но и при более высоком уровне реального объема производства Y2. Задача достигнута.
Однако возможно, что правительству не удается поддерживать в дальнейшем совокупный спрос на новом уровне (нет возможности осуществлять большие государственные расходы, а других стимулов для поддержания совокупного спроса не возникает). Тогда совокупный спрос возвращается на уровень AD1.
Однако проблема заключается в том, что из-за неэластичности цен в обратную сторону (в сторону понижения) экономика приходит не в точку Е1, а в точку E3, что ухудшает исходную ситуацию, так как новый высокий уровень цен Р2 сочетается теперь с низким уровнем реального объема производства Y3.
Эффект храповика демонстрирует опасность непродуманного экономического роста: в случае, если не удастся его поддерживать на заданном уровне, откат назад может привести к ухудшению исходной ситуации.
- Тема 9. Доходы: формирование, распределение и неравенство. Внешние эффекты и общественные блага
- Показатели измерения дифференциации доходов.
- Внешние эффекты
- Раздел II. Макроэкономические проблемы экономической теории
- Тема 10. Закономерности функционирования национальной экономики
- Макроэкономические показатели
- Модель ad-as
- Экономические циклы, их виды.
- Типы экономических циклов
- Влияние на экономику
- История и длинные циклы
- Инфляция: понятие, показатели, виды. Индексы цен. Экономические последствия инфляции
- Виды инфляции
- Методы измерения инфляции
- Безработица. Понятие «полной» занятости и «естественного» уровня безработицы. Потери от безработицы (закон Оукена). Взаимосвязь инфляции и безработицы.
- Последствия безработицы
- Учёт безработных
- Виды безработицы
- Потребление и сбережения. Инвестиции.
- Функции потребления и сбережений
- Инвестиции
- Виды инвестиций
- Функция инвестиций
- Эффективность долгосрочных инвестиций
- Эффект мультипликатора.
- Тема 10. Банки и банковская система. Денежно-кредитная политика.
- Банковская система россии
- Операции на открытых рынках
- Изменение учетной ставки
- Политика дешёвых денег
- Политика дорогих денег
- Тема 11. Государственные финансы. Бюджетно-налоговая политика.
- Сущность финансовой системы
- Структура финансовой системы
- Функции государственных финансов
- Управление государственными финансами
- Государственный бюджет
- Бюджетное право
- Налоговая система рф. Виды налогов, способы их изъятия.
- Основные виды косвенных налогов
- Налоговые льготы
- Экономический рост и его измерение.