Исполнение бюджетов по доходам и расходам.
Формирование и финансирование. Виды расходов, направления.
Формирование расходов бюджета и бюджетной системы осуществляется в соответствии с расходными обязательствами и разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, бюджетов гос. власти субъектов федерации, исполнение которых должно происходить в определенном финансовом году и планирование периода за счет средств соответствующих бюджетов.
Формирование расходов бюджетов ведется в посредством бюджетных ассигнований, бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций, межбюджетных трансфертов.
Бюджетными ассигнованиями являются ассигнования с последующим направлением
О программе гос., муниципальных услуг, работ, оплату гос., муниципальных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, услуг для гос. (муниципальных) нужд
На обеспечение
На обслуживание гос (муниципального) долга.
На представление платежей и взносов
Исполнение бюджетов по доходам
Важнейшим элементом исполнения бюджета является формирование его доходной части в соответствии с утвержденным планом. Участниками этого процесса являются:
налогоплательщики и плательщики сборов (юридические и физические лица;
учреждения Центрального банка и коммерческие банки;
органы Федерального казначейства, которые получают перечисленные в бюджет средства и ведут их учет;
налоговые органы (Министерство РФ по налогам и сборам), ведущие учет налогоплательщиков.
Источниками доходной части государственного бюджета являются налоги, уплачиваемые в бюджеты всех уровней, а также различные виды неналоговых поступлений. Состав уплачиваемых налогов и порядок их исчисления определяется налоговым законодательством, пропорция распределения между уровнями бюджетной системы – законом о бюджете. Получателями налогов являются территориальные органы Федерального казначейства, имеющие лицевые счета в банках. Налоговый орган, в котором зарегистрирован налогоплательщик, работает с определенным территориальным органом казначейства, решая с ним все вопросы по учету, возврату и зачету налогов. На счет данного казначейского органа плательщик и должен перечислить свои обязательные платежи.
Исполнение бюджетов по доходам предусматривает выполнение следующих операций:
перечисление и зачисление доходов на единый бюджетный счет;
учет доходов в соответствии с бюджетной классификацией и составление отчетности о доходах бюджета;
распределение регулирующих доходов между бюджетами различных уровней в порядке, предусмотренном законом о бюджете;
возврат сумм налогов, излишне уплаченных в бюджет.
На лицевые счета органов казначейства доходы поступают ежедневно. Их зачисление подтверждается выпиской банка с копиями платежных документов. По каждому платежному документу казначейство учитывает вид доходов, поступивших в бюджет, и их сумму. Все виды поступлений систематизированы на основе бюджетной классификации, им присвоены соответствующие коды. Учет налогов и неналоговых доходов ведется согласно присвоенным кодам. Регулирующие налоги, требующие распределения между различными уровнями бюджетной системы, учитываются отдельно. На этой основе составляется ежедневный отчет о суммах доходов, поступивших в бюджет государства. Порядок и сроки подготовки такой отчетности определяет вышестоящий орган Федерального казначейства. Помимо этого, доходы бюджета учитываются нарастающим итогом, в результате чего формируются месячные, квартальные и годовые отчеты.
Правильность исчисления налогов, полноту и своевременность их уплаты каждым налогоплательщиком контролируют налоговые органы. Они уполномочены принять решение о возврате суммы налога, излишне уплаченной в бюджет, или о зачете налоговые платежей, если переплата одного вида налога сопровождается недоимкой по другому. Для этого налоговый орган оформляет заключение, которое затем передается казначейству. На этой основе орган казначейства оформляется документы на возврат или зачет налога.
Исполнение бюджета по расходам
Особенностью исполнения бюджета по расходам является то, что эта часть формируется расчетно и полностью зависит от объема доходных поступлений. Расходы осуществляются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином бюджетном счете. При этом обязательно соблюдаются две последовательные процедуры – санкционирование и финансирование. Финансирование заключается в расходовании бюджетных средств. Задача санкционирования расходов заключается в том, чтобы обеспечить принятие к финансированию только тех расходов, которые предусмотрены утвержденным законом о бюджете и обеспечены поступлениями в бюджет доходов и заимствований.
утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, утверждение смет доходов и расходов распорядителям средств и бюджетным учреждениям;
утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;
принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;
подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.
Основой для осуществления расходов государства является закон о бюджете, принятый на текущий год, и бюджетная роспись. В общем виде процесс расходования средств бюджета выглядит следующим образом. На основе росписи для каждого бюджетного учреждения определяется объем бюджетных ассигнований. Получив уведомление о нем, учреждение составляет смету своих расходов. Смета утверждается вышестоящим распорядителем средств и представляется в казначейство. Для всех бюджетополучателей устанавливаются лимиты бюджетных обязательств – предельный объем расходов, который может быть профинансирован из государственного бюджета. Бюджетные учреждения самостоятельно не осуществляют платежи; все платежные документы направляются казначейству, которое проверяет целевой характер расходов и затем производит платеж.
Казенные учреждения: определение, смета, обеспечение выполнения функций.
казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы;
бюджетная смета - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения;
Казенное учреждение имеет следующие характерные признаки:
– финансовое обеспечение – на основе бюджетной сметы;
– действует от имени публично-правового образования;
– право осуществлять приносящую доход деятельность определяется уставом казенного учреждения, но все полученные доходы подлежат зачислению в соответствующий бюджет (не позднее 1 января 2012 года);
– лицевые счета по-прежнему открываются только в органах Федерального казначейства (финансовых органах);
– закупки товаров, работ и услуг осуществляются в соответствии с Законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ (далее – Закон N 94-ФЗ);
– бухгалтерский учет – по бюджетному плану счетов.
Как видим, статус казенного учреждения по сути совпадает с закрепленным в законодательстве статусом бюджетного учреждения, действовавшим до 1 января 2011 года
- Примерный перечень вопросов по дисциплине «Бюджет и бюджетная система»
- Бюджетная политика: определение, цели, задачи, основные направления
- Характеристика бюджетной системы Российской Федерации.
- Основные направления реформирования бюджета и бюджетной системы рф
- Виды бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
- Определение консолидированного бюджета, его виды.
- Федеральный бюджет, назначение и структура. Ст. 13 бк
- Бюджеты субъектов Российской Федерации: структура и назначение. Ст. 14 бк
- Бюджеты муниципальных образований: виды, назначение, структура.
- Принципы организации бюджетной системы Российской Федерации и их содержание.
- 4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов.
- Особенности формирования доходной части бюджетов муниципальных образований
- Состав и структура доходов федерального бюджета Глава 7. Бк Доходы федерального бюджета
- Состав и структура доходов бюджетов субъектов рф Глава 8. Бк Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации
- Состав и структура доходов бюджетов рмо и смо
- Налоговые доходы бюджетов
- Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации: их состав и структура.
- Неналоговые доходы федерального бюджета, бюджетов рмо и смо
- Налоговые и неналоговые доходы бюджетов субъектов рф
- Состав и структура расходов федерального бюджета
- Состав и структура расходов бюджетов субъектов рф
- Состав и структура расходов бюджетов рмо и смо
- Расходные обязательства Российской Федерации
- Расходные обязательства субъектов рф
- Расходные обязательства муниципальных образований
- Этапы и участники бюджетного процесса на федеральном уровне.
- 3 Этапа бюджетного процесса
- Раздел VI. Составление проектов бюджетов
- Раздел VII. Рассмотрение и утверждение бюджетов
- Раздел VIII. Исполнение бюджетов
- Этапы и участники бюджетного процесса на уровне субъектов рф.
- 3 Этапа бюджетного процесса согласно бк
- Основы рассмотрения и утверждения бюджетов
- Документы и материалы, предоставляемые с проектом бюджета для рассмотрения и утверждения
- Государственное задание: назначение, регламент, порядок финансирования и контроль за реализацией.
- Цели, задачи и содержание казначейского исполнения бюджетов всех уровней.
- Виды финансовой помощи нижестоящим бюджетам
- Цели, задачи и назначение федерального Фонда финансовой поддержки субъектов рф.
- Федеральный Фонд софинансирования расходов
- Федеральный Фонд компенсаций.
- Формы и условия предоставления межбюджетных трансфертов
- Бюджетные полномочия законодательных (представительных) органов.
- Бюджетные полномочия Центрального банка Российской Федерации
- Бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств
- Бюджетные полномочия главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета
- Бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджета
- Бюджетные полномочия Министерства финансов рф и Федерального казначейства
- Бюджетные полномочия органов государственного и муниципального финансового контроля
- Бюджетные полномочия получателя бюджетных средств
- Основы исполнения бюджетов: органы, осуществляющие исполнение бюджетов; кассовое обслуживание; лицевые счета для учета исполнения; завершение текущего финансового года.
- Исполнение бюджетов по доходам и расходам.
- Использование нефтегазовых доходов федерального бюджета и нефтегазовый трансферт
- Резервный фонд: определение, формирование, использование.
- Фонд национального благосостояния: определение, формирование, использование.
- Резервный фонд Президента рф, Резервный фонд субъекта рф.
- Резервные фонды исполнительных органов государственной власти (местных администраций)
- Предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимися казенными учреждениями.
- Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд
- Причины образования дефицита бюджета, источники его покрытия и пути снижения
- Дефицит бюджета: определение и установленные Бюджетным кодексом пределы.
- Предельные объёмы государственного и муниципального долга
- Бюджетные инвестиции в объекты государственной и муниципальной собственности