Основы рассмотрения и утверждения бюджетов
Рассмотрение и утверждение бюджета — стадия бюджетного процесса, которая относится к компетенции соответствующих законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления. На этой стадии реализуется их право бюджетной инициативы, дается оценка представленного исполнительными органами власти проекта бюджета на очередной финансовый год. Бюджетная инициатива представляет собой право законодательных органов и других субъектов права законодательной инициативы вносить изменения в проект бюджета, а также предлагать проекты законов, касающиеся бюджетной сферы.
Успешное рассмотрение и утверждение бюджета невозможно без соблюдения определенных требований, характеризующих взаимоотношения законодательных (представительных) органов власти и органов исполнительной власти в бюджетном процессе:
учет временного фактора: отведение достаточного периода времени для обсуждения проекта бюджета в представительном органе; принятие бюджета до начала планируемого года с тем, чтобы у исполнительных органов власти не было возможности бесконтрольно использовать бюджетные средства в период до утверждения бюджета; введение временного управления бюджетом в том случае, если закон (решение) о бюджете не вступил в силу с начала финансового года (ст. 190 БК РФ), что ограничивает возможности бюджетополучателей, поскольку финансирование расходов осуществляется исходя из показателей, сложившихся в предшествующем году;
представление в законодательный орган власти проекта бюджета, тщательно разработанного, прозрачного, с необходимыми сведениями: отчетом правительства; заключением органа внешнего финансового контроля (Счетной палаты РФ, контрольно-счетных палат субъектов РФ и муниципальных образований); докладами и заключениями независимых экспертов о финансовом положении; компетентное и беспристрастное отображение бюджетного процесса в средствах массовой информации; возможность подробного изучения предложений правительства о тех или иных расходах, эффективности намечаемых программ;
творческое сотрудничество парламента и правительства, создание согласительных комиссий для преодоления возникших разногласий по предметам чтений. Исполнительные органы власти должны давать объективную оценку в своих заключениях на предложения законодательных органов власти об увеличении объема расходов с точки зрения полезности и финансовой возможности их осуществления. Необходимо неукоснительно соблюдать правила принятия новых расходов только при условии указания источника их покрытия или перераспределения существующих расходов. Кроме того, право вето органов исполнительной власти всех уровней на принятый представительными органами власти закон о бюджете консолидирует их действия на выработку оптимального бюджета;
ясная определенность с исполнением бюджета текущего года. Законодательные органы власти не должны вмешиваться в исполнение бюджета без достаточных на то оснований;
своевременность разработки и утверждения отдельных законов и норм, которые имеют последствия для бюджета (законы о налогах, о выплатах населению и т.п.), одновременное принятие их с утверждением бюджета. Целесообразно рассмотрение и принятие взаимосвязанных правовых документов пакетом. При этом разработчики законопроектов должны четко обосновать необходимость принятия закона, его концепцию, а также предоставить финансово-экономическое обоснование;
наличие регламентированной законом процедуры парламентского контроля с определением форм контроля, полномочий законодательных (представительных) органов власти, в том числе возможностью создания собственного контрольного органа для проведения внешнего аудита бюджета.
Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной год не позднее 26 августа текущего года одновременно с документами и материалами, характеризующими предварительные итоги и прогноз социально-экономического развития, основные направления бюджетной и налоговой политики, прогноз сводного финансового баланса, прогноз консолидированного бюджета РФ, расчеты по доходам и расходам федерального бюджета в разрезе основных подразделений бюджетной классификации РФ.
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам, ответственный за рассмотрение бюджета, готовит заключения о соответствии представленных документов и материалов требованиям ст. 192 Бюджетного кодекса РФ. Совет Думы выносит решение о принятии законопроекта к рассмотрению нижней палатой либо его возвращении в Правительство РФ на доработку.
Проект указанного закона в течение трех дней направляется в Совет Федерации, комитеты Государственной Думы, другим субъектам права законодательной инициативы (ст. 104 Конституции РФ) для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.
Государственная Дума рассматривает проект закона о федеральном бюджете в четырех чтениях, на которые отводится соответственно 30,15, 25 и 15 дней со дня его внесения или принятия в предыдущем чтении.
Субъекты права законодательной, бюджетной инициативы направляют свои поправки по предметам чтений в Комитет по бюджету и налогам, который проводит экспертизу представленных поправок, готовит сводные таблицы и направляет в соответствующие профильные комитеты Государственной Думы.
В первом чтении обсуждаются концепция проекта федерального бюджета, прогноз социально-экономического развития РФ, основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, проект программы государственных внешних заимствований РФ в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, а также основные характеристики федерального бюджета (доходы по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов; распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ; дефицит бюджета в процентах к расходам и источники его покрытия; общий объем расходов бюджета).
При утверждении в первом чтении основных характеристик Государственная Дума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение Правительства РФ.
В случае отклонения в первом чтении проекта закона палата может:
передать его в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик федерального бюджета (далее — согласительная комиссия), состоящую из представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства РФ, для разработки согласованного варианта основных характеристик федерального бюджета в соответствии с предложениями и рекомендациями комитетов, ответственных за рассмотрение предмета первого чтения;
вернуть указанный законопроект в Правительство РФ на доработку;
поставить вопрос о доверии Правительству РФ.
Во время второго чтения утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов в пределах общего объема расходов, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Если Государственная Дума отклоняет во втором чтении проект закона о федеральном бюджете, то он передается в согласительную комиссию.
В третьем чтении утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов и главным распорядителям бюджетных средств по всем четырем уровням функциональной классификации расходов, распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки по субъектам РФ, расходы на финансирование федеральных целевых программ, Федеральной адресной инвестиционной программы, программы предоставления гарантий Правительства РФ, программы предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе по каждому виду расходов, Программа государственных внешних заимствований РФ и другие показатели и программы. Общая сумма ассигнований по каждому разделу функциональной классификации расходов с учетом принятых поправок не должна превышать сумму расходов по соответствующему разделу, утвержденному во втором чтении.
В четвертом чтении проект закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год голосуется в целом. Внесение в него поправок не допускается.
После принятия Государственной Думой закона о федеральном бюджете он в течение пяти дней передается в Совет Федерации, так как согласно Конституции РФ подлежит обязательному рассмотрению верхней палатой. В течение 14 дней со дня представления Совет Федерации рассматривает закон о федеральном бюджете и голосует за его одобрение в целом. Затем закон в течение пяти дней со дня одобрения Советом Федерации направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.
В случае непринятия проекта закона о федеральном бюджете или невступления в силу соответствующего закона до 1 января очередного года Государственная Дума может принять закон о порядке финансирования расходов из федерального бюджета в I квартале финансового года.
На региональном и местном уровнях рассмотрение и утверждение бюджетов происходит в аналогичном порядке с учетом некоторых особенностей, связанных с однопалатной структурой законодательных (представительных) органов; меньшим числом чтений; подписанием закона (решения) о бюджете высшим должностным лицом субъекта РФ (главой муниципального образования) и др.
При составлении проектов бюджетов субъектов РФ, их рассмотрении и утверждении органы государственной власти субъектов РФ руководствуются положениями Бюджетного кодекса РФ, другими федеральными нормативными актами, а также собственным законодательством, в частности законом о бюджетном устройстве и бюджетном процессе на соответствующей территории, ежегодно принимаемым законом о региональном бюджете на очередной финансовый год и другими актами.
Разработка проектов местных бюджетов, их рассмотрение и утверждение осуществляется самостоятельно органами местного самоуправления на основе положений Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 29.09.1997 № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», бюджетного законодательства субъекта РФ и решений представительных органов местного самоуправления.
- Примерный перечень вопросов по дисциплине «Бюджет и бюджетная система»
- Бюджетная политика: определение, цели, задачи, основные направления
- Характеристика бюджетной системы Российской Федерации.
- Основные направления реформирования бюджета и бюджетной системы рф
- Виды бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
- Определение консолидированного бюджета, его виды.
- Федеральный бюджет, назначение и структура. Ст. 13 бк
- Бюджеты субъектов Российской Федерации: структура и назначение. Ст. 14 бк
- Бюджеты муниципальных образований: виды, назначение, структура.
- Принципы организации бюджетной системы Российской Федерации и их содержание.
- 4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов.
- Особенности формирования доходной части бюджетов муниципальных образований
- Состав и структура доходов федерального бюджета Глава 7. Бк Доходы федерального бюджета
- Состав и структура доходов бюджетов субъектов рф Глава 8. Бк Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации
- Состав и структура доходов бюджетов рмо и смо
- Налоговые доходы бюджетов
- Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации: их состав и структура.
- Неналоговые доходы федерального бюджета, бюджетов рмо и смо
- Налоговые и неналоговые доходы бюджетов субъектов рф
- Состав и структура расходов федерального бюджета
- Состав и структура расходов бюджетов субъектов рф
- Состав и структура расходов бюджетов рмо и смо
- Расходные обязательства Российской Федерации
- Расходные обязательства субъектов рф
- Расходные обязательства муниципальных образований
- Этапы и участники бюджетного процесса на федеральном уровне.
- 3 Этапа бюджетного процесса
- Раздел VI. Составление проектов бюджетов
- Раздел VII. Рассмотрение и утверждение бюджетов
- Раздел VIII. Исполнение бюджетов
- Этапы и участники бюджетного процесса на уровне субъектов рф.
- 3 Этапа бюджетного процесса согласно бк
- Основы рассмотрения и утверждения бюджетов
- Документы и материалы, предоставляемые с проектом бюджета для рассмотрения и утверждения
- Государственное задание: назначение, регламент, порядок финансирования и контроль за реализацией.
- Цели, задачи и содержание казначейского исполнения бюджетов всех уровней.
- Виды финансовой помощи нижестоящим бюджетам
- Цели, задачи и назначение федерального Фонда финансовой поддержки субъектов рф.
- Федеральный Фонд софинансирования расходов
- Федеральный Фонд компенсаций.
- Формы и условия предоставления межбюджетных трансфертов
- Бюджетные полномочия законодательных (представительных) органов.
- Бюджетные полномочия Центрального банка Российской Федерации
- Бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств
- Бюджетные полномочия главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета
- Бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджета
- Бюджетные полномочия Министерства финансов рф и Федерального казначейства
- Бюджетные полномочия органов государственного и муниципального финансового контроля
- Бюджетные полномочия получателя бюджетных средств
- Основы исполнения бюджетов: органы, осуществляющие исполнение бюджетов; кассовое обслуживание; лицевые счета для учета исполнения; завершение текущего финансового года.
- Исполнение бюджетов по доходам и расходам.
- Использование нефтегазовых доходов федерального бюджета и нефтегазовый трансферт
- Резервный фонд: определение, формирование, использование.
- Фонд национального благосостояния: определение, формирование, использование.
- Резервный фонд Президента рф, Резервный фонд субъекта рф.
- Резервные фонды исполнительных органов государственной власти (местных администраций)
- Предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимися казенными учреждениями.
- Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд
- Причины образования дефицита бюджета, источники его покрытия и пути снижения
- Дефицит бюджета: определение и установленные Бюджетным кодексом пределы.
- Предельные объёмы государственного и муниципального долга
- Бюджетные инвестиции в объекты государственной и муниципальной собственности