logo
aktsizy

3.1. По налогу на добавленную стоимость

1. Совершение операций с подакцизными товарами влияют на исчисление налога на добавленную стоимость в следующих случаях:

- при получении освобождения от исполнения обязанности по уплате НДС (ст. 145 Налогового кодекса РФ);

- при совершении операций, освобождаемых от НДС (ст. 149 Налогового кодекса РФ);

- при совершении операций по ввозу товаров на таможенную территорию РФ (ст. 150, 160 Налогового кодекса РФ);

- при определении налоговой базы (ст. 154 Налогового кодекса РФ;

- при заполнении счетов-фактур (169 Налогового кодекса РФ).

2. Так, согласно п. 2 и п. 5 ст. 145 Налогового кодекса РФ организации и индивидуальные предприниматели не имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, если:

- у них была реализация подакцизных товаров в течение трех предшествующих месяцу получения освобождения последовательных календарных месяцев;

- у них произошла реализация подакцизных товаров в период действия освобождения.

Порядок применения указанных положений был разъяснен Определением Конституционного суда РФ от 10.11.2002 г. N 313-О, в соответствии с которым лица, осуществляющие одновременную продажу как подакцизных товаров, так и иной продукции имеют право на освобождение от НДС по этой иной продукции при осуществлении раздельного учета.

Таким образом, лица, осуществляющие операции с подакцизными товарами, имеют право на получение освобождения от уплаты НДС, в соответствии со ст. 145 Налогового кодекса РФ, в отношении операций по реализации не подакцизных товаров.

На операции по реализации подакцизных товаров действие освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, не распространяется.

3. В соответствии со ст. 149 Налогового кодекса РФ в некоторых случаях предоставление освобождения от уплаты НДС ставится в зависимость от того, с какими товарами совершаются операции с подакцизными или нет.

Так, налогом на добавленную стоимость, в частности, облагаются следующие операции:

- реализация подакцизных товаров на территории РФ, реализуемых в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) РФ в соответствии с Федеральным законом "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации";

- реализация подакцизных товаров, производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов, организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общественных организаций инвалидов, учреждениями, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов, лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими при противотуберкулезных, психиатрических, психоневрологических учреждениях, учреждениях социальной защиты или социальной реабилитации населения;

- передача подакцизных товаров безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".

4. При совершении операций по ввозу подакцизных товаров на таможенную территорию РФ предусмотрены следующие особенности.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 150 Налогового кодекса РФ не подлежит налогообложению НДС ввоз на таможенную территорию РФ товаров, ввозимых в качестве безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации, в порядке, устанавливаемом Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации".

В соответствии с подп. 13 п. 1 ст. 150 Налогового кодекса РФ не подлежит налогообложению НДС ввоз на таможенную территорию РФ товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в рамках международного сотрудничества Российской Федерации в области исследования и использования космического пространства, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов.

При ввозе в аналогичном порядке подакцизных товаров НДС подлежит уплате.

В соответствии с п. 3 ст. 160 Налогового кодекса РФ, если в составе одной партии ввозимых на таможенную территорию РФ товаров присутствуют как подакцизные товары, так и не подакцизные товары, налоговая база определяется отдельно в отношении каждой группы указанных товаров.

5. Согласно п. 4 ст. 154 Налогового кодекса РФ при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками НДС), по перечню, утверждаемому Правительством РФ, налоговая база определяется как разница между ценой продажи и ценой приобретения указанной продукции.

В случае указанной выше реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, являющихся подакцизными товарами, налоговая база определяется в общеустановленном порядке.

6. В соответствии со ст. 169 Налогового кодекса РФ сумма акциза по подакцизным товарам должна указываться в счете-фактуре в качестве обязательного реквизита.

Указанное положение является особенно важно в связи с тем, что счета-фактуры, составленные с нарушением установленного порядка, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

Вместе с тем, данное требование должно применяться с учетом возможности определения суммы акциза, которая основана на соответствующей установленной обязанности по уплате акциза.

Так, обязанность по выделению суммы акциза отдельной строкой в расчетных документах, в том числе счетах-фактурах, согласно ст. 198 Налогового кодекса РФ, предусмотрена только для налогоплательщиков акциза.

Таким образом, сумма акциза по подакцизным товарам выделяется в счете-фактуре только налогоплательщиком акциза.

Данной позиции придерживается также и налоговое ведомство. В соответствии с письмом МНС РФ от 21.05.2001 г. N ВГ-6-03/404 "О применении счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость" разъяснено, что в ряде случаев некоторые из строк и граф счета-фактуры не могут быть заполнены по причине отсутствия необходимой информации. В таких случаях в незаполненных строках и графах ставятся прочерки. Так, например, графа 6 счета-фактуры заполняется только плательщиками акцизов по данным операциям, а в остальных случаях она не подлежит заполнению.