logo
FBS

3. Структура финансовой системы Российской Федерации

Финансовая система - совокупность финансово-кредитных учреждений и организаций, а также связывающих их финансовых отношений. Финансовая система экономистами рассматривается как совокупность: - финансов предприятий, учреждений, организаций; - страхования; - государственных финансов. В свою очередь финансы предприятий, учреждений, организаций подразделяются: на финансы коммерческих организаций, некоммерческих и общественных объединений. Страхование делится на: социальное, личное, имущественное, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. Государственные финансы включают в себя: - государственный бюджет; - внебюджетные фонды; - государственный кредит. Финансовая система, как совокупность финансовых институтов, в указанных случаях состоит из следующих звеньев: - бюджетная система с входящими в нее государственными (федеральными, республиканскими, краевыми, областными) и местными бюджетами; - внебюджетные целевые фонды (некоторые авторы подразделяют их на централизованные целевые фонды и децентрализованные целевые фонды); - финансы хозяйствующих субъектов и отраслей народного хозяйства; - имущественное и личное страхование; - кредит (государственный и банковский). Финансовая система - это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для выполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.

Главным звеном ФС явл. ГОС. БЮДЖЕТ, через кот. Гос-во концентрирует значительную долю НД для финансирования

нар. хоз-ва,

соц-культурных меропр.,

укрепления обороны страны

и содержания органов гос. власти и управления

ГОС. БЮДЖЕТ - основной фин. План страны, утверждаемый как закон.

С помощью бюджета происходит перераспределение НД, что создает возможность маневрировать ден. Средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного Пр-ва, что позволяет осуществлять единую Экон. и Фин. политику на всей территории страны.

Второе звено ФС - ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ, среди них выделяют:

социальные

экономические

Внебюдж. Фонды имеют строго целевое назначение:

расширять соц. услуги населению

стимулировать развитие остальных отраслей инфраструктуры

обеспечить дополнительными ресурсами приритетные отрасли экономики Гос. Внебюдж. Фонды целесообразно классифицировать по источникам и механизмам формирования их фин. ресурсов:

ГОС. КРЕДИТ

Дефицит Госбюджета приводит к тому, что возникает необходимость привлечения дополнительных средств от физич. и юрид. лиц для его покрытия. Такая форма привлечения ср-в - Кредит.

ГОС. КРЕДИТ - денежные отношения, возникаемые у гос-ва с физич. и юр. лицами, в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в распоряжение органов гос. власти и их использованием на финансирование гос. расходов.

ГОС.ЗАЙМ - осуществляется в виде продажи гос. ЦБ, займов внебюджетных фондов, и в порядке получения кредитов у банков.

ГОС.Займы - кредитные отношения между гос-вом и юрид., физ. лицами, в результате которых гос-во получает определенные суммы ден. средств на определенный срок и за определ. плату.

ГОС.ДОЛГ - сумма выпущенных, но непогашенных гос. займов с начислением %, с начисленными %, которая должны быть выплачена вместе с % к определенной дате и через определенный срок.

Обслуживание гос.долга - совокупность отношений по погашению долга и новых займов.

СТРАХОВАНИЕ.

Фонды страх, обеспечивают возмещение возможных убытков и способствует их

предупреждению.

Страхование - совокупность особых замкнутых перераспределит, отношений между

его участниками по поводу формирования за счет ден. взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного ущерба, нанесенного субъекту хозяйствов или выравнивания потреь в семейных доходах в связи с последствиями происшедших страховых случаев.

Страхование - специфичная сфера, имеет свои звенья:

1. социальное

2. личное страхов,

3. имущественное

4. страхов, ответственности

5. страхов, предпринимат рисков

ФИНАНСЫ ХОЗЯЙСТВ. СУБЪЕКТОВ.

явл. основой ФинСистемы, т.к. здесь формируется преобладающая часть фин. ресурсов. Финансы:

коммерч. орг некоммерч. орг обществ, орг. ФИНАНСЫ КОММЕРЧ. П\П

Все п/п метериального Пр-ва и часть нематер, сферы в условиях рын. экономики, осущ. свою деятельность на началах коммерческого расчета. Коммерческий расчет - метод ведения хоз-ва, целью которого является

полуение макс, прибыли при мин. затратах. Он предполагает обязательное получение прибыли и достаточного, для продолжение хозяйствов. уровня рентабельности.

4. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) — федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Министерства финансов. Осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

Основные функциии

5. Функции управления финансами

Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом. Функции управления финансами включают в себя:

  1. финансовый анализ и учёт финансовых ресурсов;

  2. прогнозирование и планирование финансовых ресурсов;

  3. оперативное регулирование финансов;

  4. контроль за их состоянием;

Рассмотрим функции управления.

  1. Финансовый анализ призван формировать объективную информацию необходимую для принятия управленческих решений в области финансов, исходя из складывающейся ситуации, проявившихся тенденций, выявленных проблем. Он опирается на финансово-бухгалтерскую, статистическую информацию и проводится с помощью определённых методов. Учёт финансовых ресурсов выявляет их наличие и состояние на текущий момент, сохранность, динамику изменения и резервы.

  2. Оперативное регулирование финансов осуществляется с целью реагирования на складывающуюся ситуацию, принятия текущих решений, корректировке бюджетов, балансов, финансовых планов в связи с возникновением определённых обстоятельств, а также, с целью изменения целевой направленности финансовых ресурсов в свете новых задач.

  3. Контроль за состоянием финансов, ходом финансовой деятельности на всех уровнях финансовой системы призван выступать звеном обратной связи в цепи управления финансами, представлять информацию о соблюдении законов, правил, норм расходования и использования финансовых ресурсов и денежных средств, исполнения бюджетов и балансов.

  4. Прогнозирование и планирование финансовых ресурсов. Финансовое прогнозирование выявляет ожидаемую в перспективе картину состояния финансовых ресурсов и потребностей, финансовых процессов в них, возможные варианты финансовой деятельности и представляет собой предпосылку финансового планирования. В процессе прогнозирования применяются экономические и финансовые показатели и различные методы:

- метод экспертных оценок применяется для составления прогнозов на базе оценок сделанных и обоснованных специалистами. Его недостаток – наличие элемента субъективизма;

- метод экономико-математического моделирования позволяет учитывать влияние на финансовые показатели ряда факторов;

- метод экстраполяции позволяет составить перспективу исходя из практики предшествующих периодов.

В практике финансового прогнозирования чаще всего применяется сочетание разных методов и, как правило, при этом используются как объективные тенденции, так и мнение экспертов.

Финансовое планирование это управление процессом создания, распределения, перераспределения и потребления финансовых ресурсов. Финансовое планирование на общегосударственном и территориальном уровнях обеспечивается системой финансовых планов, которые увязываются с материальными и трудовыми балансами в стоимостном выражении.

6. МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

По методам проведения финансового контроля, т.е. приемам и способам его осуществления, различают: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, ревизии, наблюдения (мониторинг).

Проверка проводится по отдельным вопросам финансово-хозяйс­твенной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий.

Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, организаций, учреждений, но в отличие от проверок – по более широкому кругу показателей, и определяет финансовое положение хозорганов, перспективы их развития, необходимость реорганизации или переориентации производства. Производятся опросы, анкетирование.

Анализ как метод финансового контроля должен быть системным и пофакторным. Он проводится по периодической или годовой отчетности. Выявляется уровень выполнения плана, соблюдение норм расходования средств, финансовая дисциплина и т.д.

Ревизия выступает одним из важнейших методов финансового контроля и представляет собой проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций за отчетный период. В зависимости от объекта различают ревизии полные, частичные, тематические и комплексные. При этом они могут быть плановые и внеплановые. По степени охвата данных в процессе ревизии осуществляются сплошные проверки, когда контролируются все документы и материальные ценности и выборочные, суть которых заключается в контроле части документов.

По характеру материала, на основе которого проводятся ревизии, они подразделяются на документальные (проверка подлинности отчетных документов и записей в учетных регистрах) и фактические (проверка наличия денежных средств и материальных ценностей в натуре).

По результатам проведенной ревизии составляется акт, на основе которого разрабатываются мероприятия, направленные на устранение выявленных недостатков.

Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов.

Наблюдение – постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия – клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

7. Финансово - кредитный механизм.

Должны существовать объект и субъект финансовых отношений. Все финансовые отношения регулируются законом. Необходима система планирования.

В основе финансово - кредитного механизма лежат две сферы деятельности: финансовое обеспечение и финансовое регулирование. Финансовое обеспечение определяет, какими средствами может располагать предприятие и откуда их можно взять. (Источники: самофинансирование - прибыль и амортизация; банковские кредиты; выпуск ценных бумаг; спонсорство; бюджетное субсидирование).

Финансовое регулирование осуществляется через налоги, отчисления, нормативы, проценты и т. д. Оно замыкается на рычагах воздействия, которые подразделяются на стимулы (налоговые льготы, налоговые кредиты, льготное кредитование, бюджетные субсидии) и санкции (штрафы, пени неустойки, снятие с кредитования, отказ в субсидиях, объявление банкротом).

Финансово - кредитный механизм - совокупность форм и методов, с помощью которых осуществляется формирование и регулирование финансовых ресурсов в стране. От того, как действует, как отлажен финансово - кредитный механизм, зависит уровень экономического развития страны, уровень предпринимательской деятельности.

Механизм включает в себя наличие определенных организационных структур (министерства, ведомства, бюджет, Центральный банк), которые осуществляют следующие функции.(задачи)

1). Законодательное регулирование.

2). Планирование.

3). Определенное влияние на составление планов предприятия.

4). Управление.

Финансовый механизм

Директивный

Регулирующий

разрабаты­вается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государ­ственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирова­ние, организация бюджетного устройства и бюджетного про­цесса, финансовое планирование.

В ряде случаев распространяется и на другие виды финансовых отношений, имеющих большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бымаг), либо одна из сторон этих отношений - агент государства ( финансы государственных предприятий).

 

определяет основные "правила игры" в конкретном сегменте финансов, не затраги­вающем прямо интересы государства. Такая разновидность фи­нансового механизма характерна для организации внутрихозяй­ственных финансовых отношений на частных предприятиях.

В этом случае государство устанавливает общий порядок исполь­зования финансовых ресурсов.

 

8. Финансовые ресурсы – денежные доходы, накопления и поступления формируемые в руках субъектов хозяйствования и государства и предназначенные на цели расширенного воспроизводства, материального стимулирования работающего персонала, удовлетворение социальных потребностей населения, нужд обороны и государственного управления. Финансовые ресурсы, финансовая система находят своё отражение в доходной части сводного финансового баланса. Полностью в этот баланс включены доходы бюджетов и внебюджетных фондов. Финансовые ресурсы децентрализованных финансов представлены лишь прибылью и амортизационными отчислениями. Заёмные средства, привлечённые инвестиции, поступления страховых возмещений, денежные доходы и сбережения (финансовые ресурсы) домохозяйств не входят в сводный финансовый баланс. Баланс финансовых ресурсов представляет собой таблицу состоящую из двух частей. В первой части отражены доходы, а во второй расходы на уровне государства (территории). Разница между итогами первой и второй частей баланса отражает дефицит (профицит) финансовых ресурсов в государстве (территории) с обязательным указанием источников его погашения. Дефицит баланса не может быть равен дефициту соответствующего бюджета, поскольку баланс учитывает все доходы государства (территории) и все расходы. Дефицит баланса отражает совокупный дефицит всех средств, а не только бюджетных.

В ходе подготовки баланса финансовых ресурсов разрабатывают мероприятия по сокращению затрат и возможному снижению расходов. Источниками погашения дефицита баланса могут являться привлечённые средства как внутренние, так и внешние, такие как: кредиты от кредитных организаций, государственные займы, бюджетные ссуды.

9. Финансовая политика - совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений (финансов). Финансовая политика предполагает установление целей и средств достижения поставленных целей.

Целями финансовой политики могут являться:

задачами финансовой политики является:

1.   обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

2.   установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

3.   организация регулирования и стимулирования экономи­ческих и социальных процессов финансовыми методами;

4.   выработка финансового механизма и его развитие в соот­ветствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

5.   создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА

Главным субъектом финансовой политики является государство. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития общества на отдаленную перспективу и определяет задачи на предстоящий период, средства и пути их достижения. В зависимости от характера поставленных задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия ориентирована на длительный период развития и предусматривает решение крупномасштабных задач в рамках определенных экономических стратегий государства. Финансовая тактика направлена на решение задач определенного этапа развития государства и связана с изменением форм и методов организации финансовых отношений исходя из его текущих потребностей.

Финансовая стратегия и тактика тесно связаны между собой. В качестве финансовой стратегии следует рассматривать финансовое оздоровление экономики и динамичный рост валового внутреннего продукта, повышение конкурентоспособности продукции. Такие цели можно достигнуть через сокращение дефицита бюджета, уменьшение инфляции, укреплении курса рубля, т.е. финансовую тактику.

10. Важнейшие составляющие финансовой политики государства

В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства выступают бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная и таможенная политика.

Бюджетная политика Российской Федерации основывается на Бюджетном кодексе, других законодательных актах, определяющих форму бюджетного устройства страны и регламентирующих весь бюджетный процесс. Собственно бюджетная политика выражается в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государственным долгом. От характера решения этих вопросов зависит социально-эко­номическая направленность бюджетной политики, тип построения модели бюджетного федерализма в государствах с федеративным устройством.

Налоговая политика находит свое воплощение в построении той или иной налоговой системы. Налоговые системы в развитых странах мира характеризуются разнообразием видов налогов и объектов налогообложения, а также характером взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами.

Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего, в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы огромные капиталы «не убегали» из России, а, наоборот, чтобы происходил приток иностранного капитала.

Социальная политика связана, прежде всего, с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных Конституцией РФ, и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др.;

Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и поощряя либо сдерживая экспорт и импорт товаров и услуг из страны. Таким образом, таможенная политика во многом предопределяет распределительные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами, а также отраслями, регионами. Таможенная политика России в настоящее время во многом зависит от бюджетной политики, направленной на увеличение сбора таможенных пошлин и платежей.

11. Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

Функции Федеральной налоговой службы:

 проводит непосредственно и организует работу государственных налоговых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;

 производит в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, и у граждан проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;

 организует работу государственных налоговых инспекций по учету, оценке и реализации конфискованного, безхозяйного имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов;

 осуществляет возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет через кредитные организации;

 анализирует отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, подготавливает на их основе предложения по разработке инструктивных методических указаний и других документов по применению законодательных актов о налогах и иных платежах в бюджет и другие функции.

Федеральная налоговая служба имеет разветвленную сеть на территории РФ, представленную управлениями по субъектам Федерации, межрегиональными инспекциями, инспекциями по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекциями межрайонного уровня.

12. Финансовый план - особая форма плана, показатели которого всегда отражаются в денежном выражении и всегда обосновывают движение финансовых ресурсов на определенный период. Тем самым, финансовые планы обеспечивают нормальную деятельность субъектов хозяйствования и их непрерывное функционирование.

Для приведения в определённую систему большого количества финансовых планов их целесообразно классифицировать по многим признакам. В экономической литературе они объединяются в две основные группы:

Централизованные финансовые планы обосновывают движение общегосударственных финансовых ресурсов, фиксируют перераспределительные процессы, осуществляемые финансовой системой государства. Централизованный финансовый план имеет следующие отличительные признаки:

По форме проявления и содержанию общегосударственное планирование бывает:

- директивным – процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона, и обеспечения их выполнения

- индикативным – процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующих государственной социально-экономической политике, и установление мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения указанных индикаторов.

- стратегическим – особый вид планирования, ориентированного, как правило, на долгосрочную перспективу и определяющего стратегические цели социально-экономического развития страны  и направления их достижения. Реализуется в долгосрочных плановых документах в перспективе на 10-15 лет.

Важнейшим централизованным финансовым планом, распространённым во всех странах является государственный бюджет. Бюджет признан основным централизованным финансовым планом по своей значимости и величине перераспределения ресурсов. Разрабатывается в форме баланса. Структурно бюджет состоит из доходной и расходной частей.

Централизованные финансовые планы различаются не только по звеньям финансовой системы, но и по уровню движения финансовых ресурсов: они бывают:

- общегосударственные (республиканские)

- отдельных регионов (местные).

По периоду действия выделяют общегосударственные планы:

- долгосрочные (10 и более лет)

- среднесрочные (как правило, 5 лет)

- текущие (годовые)

Количество децентрализованных финансовых планов значительно больше и разнообразнее. Общность децентрализованных финансовых планов заключается в их способности обосновывать индивидуальный кругооборот денежных средств конкретного субъекта хозяйствования, следовательно, их назначение – определить расходы и доходы данного объекта, финансовый результат его деятельности, соответствующие отношения, опосредующие движение финансовых ресурсов.

Финансовые планы бюджетных учреждений носят название смет и определяют в основном их расходы. В случае поступления дополнительных источников разрабатываются сметы доходов.

Все виды финансовых планов, в зависимости от периода их действия делятся на:

Перспективные (стратегические) финансовые планы определяют движение денежных средств на длительный период с учетом долгосрочных вложений и выгод.

Текущие финансовые планы – задание на текущий год, которое детализируется на более короткие периоды времени. Решающее значение придается годовым планам. Централизованные финансовые планы разрабатываются на год с разбивкой по кварталам и только долгосрочные общегосударственные программы должны учитывать источники финансирования, расходы на весь период действия проекта.

Важное место в управлении финансовой деятельностью предприятия имеет оперативное планирование, то есть кратковременные прогнозы поступления доходов, возможности покрытия текущих платежей и т.д.

Взаимосвязанные между собой во времени и пространстве многочисленные финансовые планы составляют систему финансовых планов, которая развивается и совершенствуется в соответствии с требованиями каждого этапа экономического развития.