23. Научно-познавательная ф-ция
Центр. задача ист-фии в выполнении данной ф-ции – предоставление об-ществу необход. знаний для правиль-ного решения стоящих перед ним про-блем. В прошлом это задача понима-лась как собрание прецедентов на все случаи жизни («история – это фило-софия, иск смысла истории привёл науку втор. пол. XIX к задаче обнаружения законов ист. развития чел-ства. Эта задача стала главной для позитивист., а затем марксист. ист-фии. Из пози-тивного тезиса, что открытие законов общ-ного развития возможно только на материале истории, совет. учёные сделали вывод, что важн. соц. ф-цией ист. явл. выяснение закономерностей общ-ного развития. Значение ист. зна-ний для всестороннего самопознания общества огромно. Ист-фия предоста-вляет свои данные обобщающим соц. наукам, в то же время путём сравне-ния отдельных культур, типологиза-ции ист. явлений она вносит собст-венный вклад в теоретическое осмыс-ление прошлого и выявления тен-денций соврем. развития. Но оценка познавательной дееспособности ис-тории не может научное изучение хода общ-ного развития с древн. времён до современности име-ет фундаментальное науч. значение. Ист. анализ тенденций соц. развития выступает как необх. предпосылка научного руководства обществом и проведения обоснованной гос. поли-тики. Глубокие ист. исследования могут стать основой для соц. прогно-зирования. Встаёт вопрос – входит ли прогнозирование в соц. ф-ции ист. на-уки? Такая ф-ция признавалась в по-зитивистской ист-фии XIX, но в нач. XX она была водился пример о предвидении Эн-гельсом IМВ). Случаи удачного пред-видения тех или иных черт будущего носят вероятностный хар-р. Поэтому историк, допуская необходимость серьёзных исследований в обл. соц. прогнозирования, не может не при-знать, что соц. прогноз отличен от предвидения учёного-естествоиспыта-теля. Историографии противопоказа-но оперировать с предположительны-ми величинами. История будущего невозможна – это будет лишь продукт воображения.
24. Воспит функ. Без знания прошлого св. народа и человечества в целом нельзя представить культурного человека. Чем шире истор. кругозор, тем легче гражданину ориентир-ся в окруж.мире.Изуч-е истории способ-ет уяснению эволюц-го хар-ра общ-го разв-я и опр-ю места, ценить культ.наследие.Истор. знания имеют особое значение для формир-я мировоззрения подраст-го поколения.Без истории нет полноценного образования.Но преподавание истории должно учитывать возрастные и эмоциональные особенности школьников( сложные события в форме увлекат-го рассказа).Пример возможностей историографии:Германия в 19 в.,выйти из раздробленности удалось через развитие национального самосознание немцев. В основе воспитания масс лежит признание общечеловеч.ценностей, идеалов влияния на аудиторию. Это педпологает издание поп-ых ист.работ, доступность излож-я в спец. исследованиях.
25.Пол-идеол-я ф.Втягив-е ист. в пол-ую борьбу сказ-тся на ее объект-ти. Соц-ая природа историограф. заставляет ее отклик-ся на вопр-ы жизни современ-о общ-ва, дело не огранич-тся исследован-и в области нов. и новейшей ист. Пол-ски актуальными станов-ся проблемы. Фукидид, указывал, что стремится извлечь из прошлого опред-ые уроки, кот. могут оказаться полезными в будущем при повтор-и событий в том же или сходном виде. В средневек-м общ-ве перед ист-ей став-ись задачи по обоснованию догматов церкви и защите имущ-ых прав и привилегий дух-ых и светских князей. Догматы Библ. рассмат-ись как непре-мые и ист. исполняла роль «служанки» церкви Такая ориентация историограф привела к созданию многочис-ых церк-ых ист-й, житий монахов и князей, авторы кот. стремились не столько к научному исслед-ию фактов прошлого, сколько к теолог., основан. на вере и разуме.В гуманис-ой историограф. произошла секуляризация ист. Истор-е исслед-я стали более политизиров-ми. В городах Ит. появ-сь множество местных историй, нередко написан-ых на заказ и ставивших целью прослав. свой город или государ-о. Их авторы стрем-сь обоснов. пол-ие и тер-альные притязания своего гос-ва, содействовать упрочению вл. правящей дин-ии или узурпаторов. Просвет-ели использовали факты ист. как аргументы для обоснов-я рационал-ческого мировоззрения. По мнению Дидро, ист. - это пол-кая наука, она осмысливает опыт вершат госу-ри. Статьи Энциклоп-и Дидро и Д'Аламбера, посвященные ист. церкви, насыщены крит-им ист-им материалом, разоблачающим деят-сть средневек-х римских пап и духовенства.С кон. 18в. историограф.- орудие борьбы различных гос-тв и пол-их партий между собой. Наиболее политические функции история получила в малогер-ой историограф, названной так за активное участие в пол-ой борьбе вокруг объед-ия Гер. под эгидой Прус-и. Ее представители старательно прослав-и милитар-ий курс Прус-и в качестве един-но возможной «реальной пол-ки». С этих позиций были, написаны «История прусской политики» в 14 томах И.Г. Дройзена.Участие в пол-ой жизни поднято «знамя исторической реформы» с антидвор-ой направленностью. Историограф.была привязана к обслужив-ю пол-их и идеолог-их потребностей господствовавшей пол-ой партии в советском общ-ве. В эпоху сталинизма «Краткий курс истории ВКП(б)» был объявлен идейным оружием большевизма, энциклопедией марксизма-ленинизма и надолго определил направ-ие развития советской ист-ой науки. Принцип партийности в науке сохранялся в кач. средства контроля за лояльностью авторов ист-их исследований и в последующий период. В годы «холодной войны» политизированной оказалась и амер-ая историограф. В последние десятил-я крайности подобного подхода к истории преодолены. Большин-о ученых убедились «хотя история имеет дело с пол-ой, она не может становиться на сторону какой-либо пол-ки». Историки не должны подвергаться принуждению со стороны гос-ва, партии или какой-либо группировки.Вопрос о пол-ко-идеолог-их функциях ист-и оказался весьма актуальным. В этих обстоятельствах истор-ая наука получает важный соц. заказ, стимулирующий ее собственное развитие. Выполнять этот заказ наука должна самостоятельно, ориентируясь на поиск истины, а не пол-ую конъюнктуру. В противном случае ист. утратит научный характер. Объект-ые выводы и рекомендации общ-во может получить от незав-ой науки.
26 Гістарычная крыніца.Гэта носбіт інфармацыі аб падзеях. Сукупнасць крыніц гэта база гістарычнага пазнання. Задача гістарыяграфіі фарміраванне крыніцазнаучай базы. У вызначэнні, ланшафт) ці не. Так як чалавек да гэтага не меу дачынення, а крыніцы гэта прадукт мэтанакіраванай дзейнасці чалавека. Гістарычная крыніца маець суб’ектыуны характар т я яны зроблены челам т е субъектам. Інфармацыя у гістарычных крыніцах на пуці к гісторыку прыцерпевае шмат ізкажэнняу. Яна прылімляецца праз свядомасць пэунага гістарычнага часу так ак крыніца гэта рышткі пэунай культуры мінулага. Інфармацыя адчувае на сабе уплыу псіхалогіі і стэрыятыпау асобных соц. груп да якіх належыць складальнік інфармацыі. Яшчэ яна скажаецца калі прахдзіць праз сістэму светапоглядау інфармацыю аб гэтым факце( аб самой сабе). Яна паказвае g’eys абъект праз свядомасць субъектаи характаразуе сам субъект. У працэссе апрацоукі гістарычных крыніц адбываецца скажэнне. Крыніцы дзеляцца на суб’ектыуные( паданні пра гістарычныя падзеі)аб’ектыуные(рэшткі). Крытыка гістарыч. Крыніц можа быць знешняя( вывучэнне крыніцы як носбіта інфармацыі аб мінулым.Мэта устанауленна сапрауднасці крыніцы) унутраняя (вывучэнне звестак аб гістарычным факче. Вызначаецца сапрауднасць, пауната, значэнне). Класіфікацыя крыніц: (праводзіцца паводле метадау )сінтаксічны(іх форма)прагматычны(іх каштоунасць), семантычны( іх змест).
27 Гістарычны факт. Гэта фундаментальная катэгорыя ведау. Факты складаюць аснову усякойнавуковай тэорыі. Ад гэтага залежыць месца гісторыі у сістэме ведау. Факты узяты з гістарычных крыніц не залежаць ад сучаснага гісторыка таму яны суб’ектыуны. У 19ст. Узніклі іншыя падыходы да разумення гістарычнага факта. Звярнулі увагу на соц. прыроду гіст. фактау. Грамадства здольна ствараць па новаму таму гістарычны факт сацыяльна абумоулены. Гістарычныя факты можна зразумецьпры дапамозе уяуленняу. Роберт Віппер і Карл Беккер зыходзілі з концэпцыі суб’ектыунай прыроды факту і лічылі што яго статус залежывць ад агульнай канцэпцыі у якую гэты факт уключаны даследчыкам. Свае жыцце гистарычныя у вынику рэализацыи творчай задумы гисторыка. Факт-частка сучаснага. Факт як абъект даследвання існуе па за свядомасцю гісторыка і не залежыць ад яго.
28 Эмперическое и теоретическое знание в историческом исследовании.Историч. Процесс это бесконечный поток лиц и событиц он не может быть полно отражен в научном труде знание нельзя отнести к чисто эмперическому или теоретическому. Историческое исследование направленно на конкретные факты прошлого и на выяснение их связей. Эмперич. уровень связан с источниковым знанием. Теоретич. уровень это как бы разрез материала под определенным углом зрения, мировозрением исследователя. Эмперич. и теоретич. уровни обладают определенной автономией но их невозможно оторвать друг от друга. Теоретическое отличается от эмпирического тем, что оно производится на более высоком уровне. На эмперич уровне проводится синтез источников, на теоретич. Теоретич осмысление итогов исследования это наиболее индивидуальная часть работы историка, поэтому она предъявляет высокие требованимя к ученому. Теоретич осмысление выступает как научное объяснение, а система научных фактов, полученная на эмперич уровне историч исследования, это научное описание прошлого в рамках задачи поставленной исследователем. Итогом теоретич деятельности историка является создание конкретно-научных теорий,отражающих познание отдельных событий, процессов исторической эволюции.
29.Категории ист науки, их природа. Новые категории.Базовые категории форм из понятий, широко структуру, класс», другие- «гендер, ментальность, устную историю и др». Если рассп категории по традиц школе-«сущность, явление, случайность, необходимость».Новые категории:1)ментальность-ср-во фиксации особенностей общ-ва,выявл мотивации поведения чела.Статус м ист нач оформл в 60-е 20в в рамках школы Анналов.она исп методы структурализма, этнологии, культ антропологии, иконографии. Реконстр м-ти позволяет воссоздать тип чел личности, свойств опред об-ву.Ключ проблема- анализ представлений.М ист исходит из того, что в сознании чела сталкиваются 2 традиции:идеалы слож на протяжении веков и стремление изменить их(возм насильствен путем).м-ть явл базисной категор антропологии. Гл объект ис-я- чел.Важно выявить эволюцию и время-иное измерение,изучение меньших ареалов повседневной жизни,в кот коренятся все проявл чел активности и с кот связан изменение ист процессов.3) повседневность-соотношение индивид и социальн реальности. Субъективные переживания противопост объективным процессам и структ, инд действия-типичным, однократн события- длительн ритмам.4)гендер-изуч различн ролей, прав и обязан мужч и женщин= женск история.Признает сущ в доиндустр общ-вах 2 сфер:гос-ва мужч(п-ка, война), гос-ва женщ(дом, семья).Но для полного изуч необх синтез генд ист с др(наиб результативно- с ист повседневности).Здесь осн категории: труд и семья, но м и ж понимают их по-разному. Минус-нехватка источников, в осн устные опросы.
30.описание в истор науке. Ист предстает перед нами в языковом оформл представлении.Пробл языка нарративной истории, т.к. она опис ход ист событий,психоист.-откр з-ны истор мотивации.Нарративная ист полна случайностей и ошибок.=неправомерно отождествл ист и искусство,так и противопост их.В естеств науках написание исслед работы производ как формальный акт, в истор-это понимание ученого, т.к. об одном и том же событии можно рассказать по разному.Таким обр в ист творчестве большую роль играют эстетич стандарты и интеллект целостность.Близость ист и ис-ва формальна(проявл в стремлен к выразит-ти,использ опред приемов, но не по сод-ю и исп методов).Ист явления по-разному историк-находит их в реальном прошлом,сравнивая огромн кол-во фактич мат-ла.Вним ист-ка приковано к сущности эпохи, кот передают ист события, личности.К ист повествован д предъявл опред требования.Рассказ ист-ка д.б. ясным, избегая двусмысл и непонятн терминов.Не может быть достигнута без ограничения в деталях и аргументах.Особую роль играют метафоры- предст эпоху и событие в образе(-понимание истории).Но знание и воображ историка должны стремиться к более полному и объективному освещению прошлого.
31. принципы истор. познания: общая хар-ка. У любой науки есть своя система исследовательских принципов. История как наука обладает своей спецификой. В истории существуют общенаучные и специфические принципы познания. Поскольку цель познания – получение своему содержанию принципу объективности. История как наука требует эффективной стратегии исследования своих проблем, в чем ей помогает системный подход. Особенностью предмета исторического изучения является то, что он развивается во времени и в пространстве. Это предполагает применение исторического подхода. В историческом познании существует специфика субъектно-объектных отношений. Это обусловливает существование в исторической науке ценностного подхода.
32. принцип историзма. По сути принцип является общеметодологическим и применяется в о всех науках, изучающих объект в его развитии. По происхождению принцип связан с европейской наукой 19 в. В его разработке активно участвовали представители немецкого историзма 18-19 вв. Гете, Гердер, Гегель, Шиллер. Историзм провозглашался как общефилософский принцип. Теоретический фундамент немецкого историзма – индивидуальность и развитие. Индивидуальность провозглашена главным субъектом истории. Это идеи, носителем которой явл индивидуальность. Идея развития требовала рассмотрения всякой индивидуальности в ее становлении и взаимосвязи с другими. Немецкий историзм отстаивал эволюционный путь развития общества, которому противоестественны всякие революции. В обоснование позитивисты, марксисты. Марксистский историзм выражает диалектико-материалистический подход. Его чертой была чрезмерная политизированность. На рубеже 19-20вв под сомнение был поставлен сам научный характер исторического познания, его способность давать достоверные знания о прошлом. Но эти крайности преодолеваются в современной науке. В структуре исторического познания принцип историзма выступает как стержневой, объединяющий все уровни исторического исследования.
33. Принцип объективности. Писать историю объективно значит представить исторический мир как мир объективных исторических фактов. Историк должен освободиться от личных пристрастий и антипатий и быть не судьей, а рассказчиком. Но функционирование категории благодаря ряду факторов. 1. Наличие исторических источников, существующих независимо от исследователя; 2. Заинтересованность исследователя в получении достоверного знания, поскольку это знание необходимо для практического решения современных социальных проблем; 3. Контроль объективности исследования благодаря общему уровню исторической науки. Объективность научного подхода к историческим фактам достигается специально организованным исследовательским процессом. Он предполагает научного знания с учетом различных точек зрения, творческий подход к историческому исследованию. Реальные результаты исторической работы в значительной степени определяются уровнем профессиональной подготовки ученого, фундаментальностью его научной концепции и даже личностными характеристиками. Соблюдение принципа объективности является обязательным условием научной состоятельности исторической работы. Объективность должна сопутствовать всей деятельности историка (от сбора теоретических обобщений). В историческом творчестве принцип объективности сочетается с ценностным подходом к прошлому. Что усложняет проблему получения объективно истинного знания.
34. Ценност подход. Инициатором разработки ценностного подхода была баденская школа неокантианства в Герман.они заявили,что сущ общепризнан достижения кул-ры,кот составляют чел бытия.Среди них-религия,гос-во,право,нравствен-сть,наука.Не все принимают этот метод,так позитивисты не увидели в ценности объективного содержания и отрицали его как припятствие историку в постижении им объективной истины.А необъективисты полагают,что именно ценностные суждения определяют специфику историч познания.Но все-таки категория ценности реально функционирует в историограф практике.По своей природе ценности объективны,представл из себя определ явления действит-сти,имеющие положительное значение для личности,соц группы или общества.Они многообразны,могут быть в материальн и духовн форме.В соц познании ведущая роль отвод-ся ценностям политическим,правовым,нравствен,эстетическим, истор фактов.Но он не должен доминировать в исследов-ях,а субъективно-индивидуальн точка зрения подходом связана реализация некоторых соц функций истории-соц памяти,воспитательной и политико-идеологической.
35.Системный принцип ориентирует исл-ля на раскрытиецелостности сложного объекта и на выявление многообразн вкл в себя понятия элемент,связь,целое,единство.Системн.принц характер-ся целостностью и комплексностью.Изучаемая сис-ма рассматр как целостнаякачествен опрелеленность.Учитыв ее собствен основные свой-ва и место и роль ее в иерархии систем.А.Бабайцев-рассмотреть объект в виде сис-мы значит представить его в 4-х категориальных слоях-процесов,функционал структуры,степени организов-сти материала,морфологии.Системн историч исследов-ия на выявление недостаточности старых традицион предметов изучения и постановку новых задач.Он позволяет выстраивать новые предм изучения.Сего помощью осуществл поиск конкретн механизмов целостности изучаемого объекта и обнаружение разнообразн типологии его связей.
36. Общенауч. и общелогич. методы в ист. исслед. Общенаучные методы охватывают опред аспекты науч- обобщ, абстракция); 2) методы эмпирич исслед (наблюд, эксперимент); 3) методы теоретич исслед (идеализация, мысленный эксперимент, системный метод, математич методы, моделирование, методы восхождения от конкрет к абстр-му и от абстр-го к конкр-му, логический, историч и др.). эти методы нахя в диалектич единстве, взаимосвязи, дополняют один другого. появлен новых общенаучных методов - -структурный анализ (с выделением элементов, составляющих ее структуру) функциональный анализ (анализ внутр и внеш функций объекта-системы); информац-энтропийный (операции со случайными величинами); алгоритмизация (точное и последов предписание о выполн определ сис-мы операций программ для ЭВМ). Некот методы примен как на эмпирич, и теоретич уровнях исслед-я, и можно рассматр как конкретные средства реализ задач в познав-ом процессе. Общенауч методы позвол рассматр движ этих объектов. В кач-ве важн общенауч методов в познават деят-ти историка выступают исторический и логический методы, сущ-ие в диалектич един-ве и противопол-ти.
К общелогическим методам относятся части и воссоед целого из частей –осущ-тся на всех ступенях познават процесса., индукция и дедукция связ между собой и обусловливающие одна другую методы познания. Если индукция с различ приемами (сходства, различия) обеспеч воз-ть перехода от единич фактов (всех или не всех) к общим положениям, то дедукция призвана изучаемых предметов с целью выявл связей во времени, прим после накопления и теоретич осмысления эмпир-го материала с целью его сист-ции и выведения из него всех следствий., аналогия устан-ие сходства между нетожд-ми объектами путем выявл их различий и сравнение- познав операция, леж в основе сужд о сходстве или различ объектов, отбора и интерпрет существующего материала. С пом сравнения выявл-ся колич и качест хар-ки объектов, осущ их классиф, упоряд и оценка. Его типами явл отнош тождества и различия. Т.К. многие факты, явления, события не могут быть. Тогда использ метод моделирования. Логическое моделирование способ устан связей между объектами с целью опред их места в сис-ме, кот указ на свойства этих объектов. Обобщение переход на более высокую ступень абстракции путем выявл (свойств, отнош, тенденций). Такой переход может касаться не только объективных фактов (индуктивное обобщение), а и мыслей (логич обобщение). Он влечет за собой появление понятий, законов, теорий.