Финансовый менеджмент. Планирование налогов как подфункция финансового менеджмента
В условиях неэффективной системы налогообложения хозяйствующие субъекты вынуждены искать пути снижения налогового бремени. Система налогообложения становится неэффективной, если перестает выполнять все свои функции. Если налоговая система начинает выполнять только фискальную функцию (без стимулирующей), эффективность деятельности хозяйствующих субъектов напрямую падает. В таких случаях хозяйствующие субъекты должны вести целенаправленную налоговую политику.
Цель налоговой политики предприятия – снижение налогового бремени. В связи с этим одним из путей снижения налогового бремени является налоговое планирование. Налоговое планирование на предприятии может рассматриваться с методической и организационной точек зрения. Это позволяет выявить специфику и предназначение налогового планирования на предприятии.
С организационной точки зрения процесс налогового планирования можно описать следующим образом. В процессе налогового планирования участвуют представители различных управленческих служб предприятия.
Менеджер по продажам предоставляет информацию по фактическим условиям сделки и по результатам, которые планируется получить после ее завершения. В свою очередь, юрист проводит правовой анализ процедуры сделки с точки зрения защищенности и готовит необходимые документы для ее исполнения с учетом «узких мест». Он также помогает бухгалтеру заранее обосновать формулировку и совершение (порядок учета) сделки и отражение в бухгалтерской отчетности ее результатов. Далее бухгалтер приводит расчеты различных вариантов финансовой структуры сделки и отражение ее в бухгалтерском учете с учетом норм действующего законодательства и правил бухгалтерского и финансового учета. Также он формулирует возможные варианты, требующие юридического обоснования и согласования с контрагентами.
С методической точки зрения процесс налогового планирования включает следующие этапы:
1) решение вопроса о наиболее выгодном с налоговой точки зрения месте нахождения (регистрации) самой организации, ее руководящих органов, основных производственных и коммерческих подразделений и т. п.;
2) выбор правовой формы организации и ее структуры с учетом характера и целей ее деятельности;
3) правильное и полное использование возможностей налогового законодательства и налоговых льгот при определении облагаемого дохода и исчислении налоговых обязательств;
4) решение вопросов о наиболее рациональном с налоговой точки зрения использовании оборотных средств, размещении прибылей и других накоплений, выборе форм и методов их расходования.
В теории менеджмента реализуют процесс налогового планирования, который реализуется при создании нового предприятия, и процесс налогового планирования, который реализуется в рамках функционирующего предприятия. На практике, когда предприятие уже функционирует, вопрос об изменении места нахождения предприятия и изменении организационно-правовой формы, как правило, не ставится. На функционирующих предприятиях налоговое планирование организуется в следующей последовательности:
- формирование налогового поля;
- образование системы договорных отношений;
- подбор типичных хозяйственных операций и т. п.
- Финансовый менеджмент
- Финансовый менеджмент. Финансовый менеджмент и его взаимосвязь с другими функциями управления
- Финансовый менеджмент. Базовые концепции финансового менеджмента
- Финансовый менеджмент. Планирование налогов как подфункция финансового менеджмента
- Финансовый менеджмент. Роль контроля в финансовом менеджменте
- Финансовый менеджмент. Инвестиционная политика как объект финансового менеджмента
- Финансовый менеджмент. Обоснование управленческих решений при управлении прямыми инвестициями и финансовыми вложениями
- Финансовый менеджмент. Финансовая политика в области формирования внеоборотных активов
- Финансовый менеджмент. Финансовая политика в области управления оборотными активами
- Финансовый менеджмент. Управление денежными потоками
- Финансовый менеджмент. Методы обоснования выбора форм привлечения финансовых ресурсов
- Финансовый менеджмент. Роль финансового менеджмента в обеспечении роста стоимости компании