16. 2. Центральный Банк России и его операции
Деятельность Центрального Банка России (ЦБР) регулируется Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", который был принят Государственной Думой 12 апреля 1995 г.
В соответствии с этими законодательными актами основными целями деятельности Банка России являются:
защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности по отношению к иностранным валютам;
развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.
Получение прибыли не является целью деятельности Банка России. Уставный капитал Банка России 3 млрд. руб.
Во взаимодействии с Правительством РФ он разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля:
монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;
осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;
осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитным организациям в соответствии с федеральными законами;
осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты;
определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;
организует и осуществляет валютный контроль как через уполномоченные банки, так и непосредственно.
Банк России участвует в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организации составления платежного баланса России.
Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. В пределах своих полномочий он независим в своей деятельности.
Нормативные акты Банка России в полном объеме направляются в необходимых случаях во все зарегистрированные кредитные организации. Как правило, кредитные организации получают эти документы в том расчетно-кассовом центре Главного территориального управления ЦБР, в котором у них имеется корреспондентский счет.
Банк России не может участвовать в капиталах кредитных организаций, если иное не установлено Федеральным законом. Например, ему разрешено иметь 51% акций Сберегательного банка РФ, участвовать в капитале Внешэкономбанка и Внешторгбанка РФ. В капитале других коммерческих банков и кредитных организаций ЦБ России участвовать не имеет права.
Высшим органом управления Банка России является Совет директоров, в который входят Председатель Банка и двенадцать членов Совета директоров.
• Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России в соответствии с законодательством являются:
процентные ставки по операциям Банка России;
нормативы обязательных резервов коммерческих банков;
операции на открытом рынке;
рефинансирование банков;
валютное регулирование;
установление ориентиров роста денежной массы;
прямые количественные ограничения деятельности коммерческих банков.
При этом норматив обязательных резервов не может превышать 20% обязательств кредитной организации и может быть дифференцированным для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.
С августа 1996 г. решением Банка России нормативы обязательных резервов для кредитных организаций понижены. Так, по рублевым счетам до востребования и срочным обязательствам до 30 дней резервы составляют 18%, по срочным обязательствам от 31 до 90 дней — 14% и по срочным обязательствам свыше 91 дня — 10%. Нормативы резервирования по счетам в иностранной валюте остались прежними — 2, 5%. Например, если в коммерческий банк поступил депозит на срок до 30 дней в сумме 1 млн. руб., то 180 тыс. руб. (18% этой суммы) должны быть направлены в фонд обязательных резервов этого банка в РКЦ.
Действующие нормативы обязательных резервов являются достаточно высокими. В развитых западных странах этот показатель колеблется в пределах от 5 до 12%
В апреле 1995 г. введено такое важное положение, что Банк России не вправе требовать от кредитных организаций выполнения не свойственных им функций, включая контроль за расходованием фонда потребления (заработной платы) юридических лиц — клиентов.
Таблица показывает, что основными статьями активов являются иностранная валюта, кредиты Минфину РФ, операции с ценными бумагами, которые в совокупности составляют более 70% актива баланса.
Основными счетами пассивов выступают резервный фонд ЦБР, наличные деньги в обращении, средства коммерческих банков, средства бюджетов и клиентов.
К каждому коммерческому банку в соответствующем территориальном подразделении ЦБР, а к крупным банкам в Главном управлении по надзору за деятельностью коммерческих банков прикреплен куратор. У каждого коммерческого банка имеется также куратор в расчетно-кассовых центрах (РКЦ) — подразделениях, подчиненных Главным управлениям ЦБР по соответствующей территории, где сосредоточена конкретная деятельность по ведению корреспондентских счетов банков. Для того чтобы деньги, принадлежащие банку, стали перемещаться по стране или в пределах города, необходимо дать соответствующее поручение в виде платежного поручения или сводного платежного поручения Расчетно-кассовому центру, где у каждого коммерческого банка имеется прикрепленный операционист. Куратор в Главном территориальном управлении осуществляет контроль за всей деятельностью банка. В РКЦ ведутся счета обязательных резервов, которые коммерческие банки отчисляют от привлеченных от клиентов средств. Подкрепление кассовой наличностью осуществляется также через РКЦ. Коммерческие банки имеют право в безусловном порядке переводить средства с их корреспондентского счета в РКЦ на другие счета.
Роль РКЦ значительна, поскольку без них в условиях неплатежей страна вообще не могла бы функционировать: если платежное поручение выписано на РКЦ, деньги будут переведены, а если оно выписано на другой банк, то этого может и не произойти.
Как отмечалось, в каждом РКЦ к коммерческому банку, так же как и в Главном управлении, прикреплен куратор, который следит за соблюдением коммерческим банком экономических нормативов и своевременной сдачей отчетности. В начале каждого месяца коммерческие банки сдают отчетность в РКЦ. Главным управлениям ЦБР по соответствующей территории коммерческими банками ежеквартально представляются более подробные отчеты, а в начале каждого года — подробный отчет за прошлый год.
Банк России кредитует коммерческие банки. Для этого им устанавливается специальная процентная ставка, так называемая ставка рефинансирования, по которой предоставляется коммерческим банкам кредит. Особенно высоких размеров (210% годовых) ставка рефинансирования достигла в период с 15 октября 1993 г. по 28 апреля 1994 г. Затем наблюдалось постепенное ее понижение до 120% годовых начиная с 10 февраля 1996 г., в конце июля ставка была понижена до 110%, а с 19 августа 1996 г. она составляет 80% годовых.
Кредиты коммерческим банкам предоставляются как непосредственно, так и в форме переучета векселей и перезалога ценных бумаг.
С 1996 г. Центральный Банк России начал оказывать коммерческим банкам новый вид услуг — ломбардные кредиты, представляющие собой кредиты под залог высоколиквидных активов. В соответствии с "Положением о порядке предоставления Банком России ломбардного кредита банкам" от 13 марта 1996 г. № 36 эти кредиты выдаются под залог государственных ценных бумаг — ГКО и ОФЗ. Совет директоров ЦБ России устанавливает перечень ценных бумаг, являющихся обеспечением при выдаче ломбардных кредитов.
Для того чтобы не производить ежедневную проверку достаточности обеспечения предоставленного банку ломбардного кредита и не совершать операции по дополнительному переводу или возврату заложенных ценных бумаг на всем протяжении срока кредита, Банк России установил при оценке ценных бумаг поправочный коэффициент в размере 0, 8. Ломбардный кредит предоставляется сроком до 30 дней.
• В соответствии с решением Совета директоров Банка России с 1 марта 1996 г. введена в действие новая Инструкция № 1 "О порядке регулирования деятельности кредитных организаций". Эта инструкция направлена на усиление контроля со стороны Центрального Банка России за деятельностью коммерческих банков и других кредитных организаций, что связано с необходимостью гарантировать и защитить интересы кредиторов и вкладчиков, поскольку в последние годы участились случаи банкротств коммерческих банков и кредитных организаций.
Данной Инструкцией установлены следующие обязательные экономические нормативы деятельности кредитных организаций: минимальный размер уставного капитала; нормативы достаточности капитала; нормативы ликвидности кредитной организации; максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;
максимальный размер крупных кредитных рисков;
максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);
максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией своим участникам (акционерам, пайщикам) и инсайдерам;
максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения;
нормативы использования собственных средств кредитных организаций для приобретения долей (акций) других юридических лиц.
Обязательные нормативы — предельный размер неденежной части уставного капитала, минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы, размеры валютного, процентного и иных рисков — устанавливаются другими (помимо Инструкции № 1) нормативными актами Банка России.
В действующей ранее редакции Инструкции № 1 обязательных нормативов было четыре, остальные нормативы носили рекомендательный характер. По новой Инструкции все нормативы носят обязательный характер. Вводится также принципиально новое понятие "кредитная организация, утратившая собственные средства (капитал)", т. е. организация, задолженность которой перед сторонними организациями превысила собственные средства кредитной организации.
Нулевой собственный капитал, или утрата капитала (а эти случаи весьма многочисленны), когда кредитная организация растратила свой капитал, свидетельствуют, что кредитная организация попала в чрезвычайную ситуацию и необходимо принятие действенных мер по устранению этого положения.
Минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций установлен соответственно:
на 1 апреля 1996 г. в сумме, эквивалентной 2, 0 млн. ЭКЮ, а для кредитных организаций с ограниченным кругом операций - 500 тыс. ЭКЮ;
на 1 января 1997 г. — 3, 0 млн. ЭКЮ, для кредитных организаций с ограниченным кругом операций — 750 тыс. ЭКЮ;
на 1 января 1998 г. — 4, 0 млн. ЭКЮ, для кредитных организаций с ограниченным кругом операций — 1, 0 млн. ЭКЮ;
на 1 июля 1998 г. — 5, 0 млн. ЭКЮ, для кредитных организаций с ограниченным кругом операций — 1250 тыс. ЭКЮ.
Минимальный размер собственных средств (капитала) кредитной организации, определяемых как сумма уставного капитала, фондов кредитной организации и нераспределенной прибыли, устанавливается в сумме, эквивалентной 5, 0 млн. ЭКЮ (начиная с 1 января 1999 г. ). Минимальный размер собственных средств (капитала) кредитных организаций с ограниченным круге» операций устанавливается в сумме, эквивалентной 1 млн. ЭКЮ. начиная с 1 января 1999 г.
Важной является методика расчета собственных средств (капитала) кредитной организации, используемых для расчета обязательных экономических нормативов. Этот показатель определяется как сумма уставного капитала, фондов кредитной организации и нераспределенной прибыли, уменьшенная на затраты капитального характера, допущенные убытки, выкупленные собственные акции и дебиторскую задолженность длительностью свыше тридцати дней.
Норматив достаточности капитала определяется как отношение собственных средств (капитала) кредитной организации к суммарному объему активов, взвешенных с учетом риска.
Для оценки состояния активов кредитной организации они подразделяются на пять групп исходя из степени риска вложений и возможной потери части стоимости.
При этом устанавливаются следующие коэффициенты риска по группам активов (в процентах):
•Группа 1
Средства на корсчете в ЦБР (счет 161), средства на резервном счете в ЦБР, средства коммерческих банков для операций по расчетным чекам, вложения в государственные долговые обязательства, вложения в облигации:
внутреннего валютного займа 0
касса и приравненные к ней средства 2
•Группа II
Ссуды, гарантированные Правительством РФ. Ссуды под залог государственных ценных бумаг Правительства РФ, ссуды под залог драгметаллов в слитках 10
•Группа III
Вложения в долговые обязательства субъектов РФ и местных органов власти: средства на корсчетах банков — нерезидентов стран—членов ОЭСР в СКВ; средства, перечисленные на счета банков — нерезидентов стран—членов ОЭСР; ссуды под залог ценных бумаг субъектов РФ и местных органов власти 20
• Группа IV
Средства на счетах у банков — резидентов РФ в иностранной валюте; средства на корсчетах в рублях у банков — резидентов "Ностро"; средства на счетах у банков — нерезидентов стран— не членов ОЭСР, исключая по данному счету страны ближнего зарубежья; собственные здания и сооружения за минусом переданных в залог; ценные бумаги для перепродажи 70
• Группа V
Все прочие активы кредитной организации 100
Гарантии, поручительства, выданные кредитной организацией (на балансовый счет 9925) 50
H1 — норматив отношения капитала кредитной организации к суммарному объему активов, взвешенных с учетом риска.. Минимально допустимое значение этого норматива устанавливается в размере: с баланса на 1 июля 1996 г. — 5%, с баланса на 1 февраля 1997 г.
— 6%, с баланса на 1 февраля 1998 г. — 7%, с баланса на 1 февраля 1999 г.
-8%.
Для контроля за состоянием ликвидности кредитной организации устанавливаются нормативы ликвидности (текущей, мгновенной и долгосрочной).
Н2 — норматив текущей ликвидности представляет собой соотношение суммы ликвидных активов банка к сумме обязательств банка по счетам до востребования и на срок до 30 дней. Минимально допустимое значение этого норматива устанавливается в размере с баланса на 1 июля 1996 г. — 20%; с баланса на 1 февраля 1997 г. — 30%, с баланса на 1 февраля 1998 г. — 50%, с баланса на 1 февраля 1999 г. — 70%.
НЗ — норматив мгновенной ликвидности представляет собой соотношение суммы высоколиквидных активов банка к сумме обязательств банка по счетам до востребования. Минимально допустимое значение этого норматива устанавливается в размере: с баланса на 1 июля 1996 г. — 10%; с баланса на 1 февраля 1997 г. - 20%.
Н4 — норматив долгосрочной ликвидности представляет собой соотношение выданных кредитной организацией кредитов со сроком погашения свыше года к капиталу кредитной организации, а также обязательствам кредитной организации по депозитным счетам, полученным кредитам и другим долгам на срок свыше года. Максимально допустимое значение этого норматива устанавливается в размере 120%.
Н5 — соотношение ликвидных активов и суммарных активов кредитной организации. Максимально допустимое значение этого норматива устанавливается в размере с баланса на 1 июля 1996 г. — 10%; с баланса на 1 февраля 1997 г. — 20%.
Н6 — максимальный размер риска на одного заемщика. Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков устанавливается в процентах от собственных средств (капитала) кредитной организации. При определении размера риска учитывается совокупная сумма кредитов, выданных кредитной организацией данному заемщику или группе связанных заемщиков, а также гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией одному заемщику (группе связанных заемщиков). Максимально допустимое значение этого норматива устанавливается в размере с баланса на 1 июля 1996 г. — 60%; с баланса на 1 февраля 1997 г. — 40%; с баланса на 1 февраля 1998 г. — 25%.
Н7 — максимальный размер крупных кредитных рисков. Совокупная сумма требований, взвешенных с учетом риска к одному заемщику или группе связанных заемщиков кредитной организации по кредитам с учетом 50% суммы забалансовых требований (гарантий, поручительств), имеющихся у кредитной организации в отношении одного заемщика или группы связанных заемщиков, превышающая 5% капитала кредитной организации, рассматривается в качестве крупного кредита.
Решение о выдаче крупных кредитов должно в обязательном порядке приниматься правлением коммерческого банка либо его кредитным комитетом с учетом мнения кредитного отдела банка. Решение о выдаче должно быть оформлено соответствующим документом.
Сведения- о крупных кредитах ежемесячно представляются в Главное управление (Национальный банк) ЦБ РФ по месту нахождения корреспондентского счета одновременно с представлением баланса и расчета экономических нормативов. Одновременно эти сведения направляются в Главный центр информации Банка России в электронном виде для формирования реестров крупных рисков банковской системы.
В случае возникновения у кредитной организации отрицательного или нулевого капитала форма "Сведения о крупных кредитах, выданных кредитной организацией" не заполняется. При этом Главное управление (Национальный банк) ЦБ РФ в составе аналитической записки сообщает о мерах, предпринимаемых по выходу кредитной организации из критического положения и перспективах дальнейшей ее деятельности.
Устанавливается, что совокупная величина крупных кредитов, выданных кредитной организацией, с учетом 50% забалансовых требований (гарантий, поручительств) не может превышать размер капитала кредитной организации в 1996 г. — в 12 раз, в 1997 г. — 10 раз, в 1998 г. — в 8 раз.
Н8 — максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика). Норматив устанавливается как процентное отношение величины вклада или полученного кредита, полученных гарантий и поручительств данной кредитной организацией, остатков по расчетным, текущим счетам, счетам по операциям с ценными бумагами одного или взаимосвязанных кредиторов (вкладчиков) и собственных средств кредитной организации. Остатки по бюджетным счетам в расчет не принимаются.
Этот норматив рассчитывается по совокупной сумме обязательств. кредитной организацией, выступающей кредитором (вкладчиком) по отношению к данной кредитной организации. Максимально допустимое значение норматива Н8 устанавливается с баланса на 1 июля 1996 г. — 60%, с баланса на 1 февраля 1997 г. — 40%, с баланса на 1 февраля 1998 г. — 25%.
Н9 — максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам. Норматив рассчитывается как соотношение — совокупной суммы требований банка в отношении данного акционера и забалансовых требований (50% гарантий и поручительств, выданных банком) в отношении капитала банка. Максимально допустимое значение этого норматива устанавливается в размере с баланса на 1 июля 1996 г. — 60%, на 1 октября 1996 г. — 40%, на 1 января 1997 г. - 20%.
При этом совокупная величина кредитов, выданных акционерам (пайщикам) кредитной организации, не может превышать с 1 января 1998 г. 50% собственных средств (капитала) банка.
Н10 — максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией своим инсайдерам.
В соответствии с разъяснениями ЦБ к категории инсайдеров относятся физические лица: акционеры, имеющие более 5% акций, директора, члены Совета, члены Кредитного комитета, руководители дочерних и материнских структур и другие лица, которые могут повлиять на решение о выдаче кредита, а также родственники инсайдеров, бывшие инсайдеры и другие лица, участвующие в сторонних структурах, в которых участвуют инсайдеры. Максимально допустимое значение Н10 на одного инсайдера и связанного с ним лица устанавливается в размере с баланса на 1 июля 1996 г. — 10%, с баланса на 1 июля 1997 г. -2%.
Н11 — максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения устанавливается как соотношение величины суммы денежных вкладов (депозитов) граждан и величины собственных средств (капитала) банка. Максимально допустимое значение норматива НИ устанавливается в размере 100%.
Н12 — норматив использования собственных средств кредитных организаций для приобретения долей (акций) других юридических лиц. Устанавливается в форме процентного соотношения размеров инвестируемых и собственных средств кредитной организации. Максимально допустимое значение этого норматива устанавливается в размере с баланса на 1 июля 1996 г. — 45%, с баланса на 1 октября 1996 г. — 35%, с баланса на 1 января 1997 г. — 25 %. В соответствии с действовавшей ранее редакцией Инструкции максимальный размер этого норматива был 10%. Таким образом новая редакция нормативов поощряет инвестирование средств банков в акции других юридических лиц.
При этом собственные средства кредитной организации, инвестируемые на приобретение долей (акций) одного юридического лица, не могут превышать с 1 января 1997 г. 10% собственных средств (капитала) банка.
Для вновь созданных кредитных организаций, отработавших шесть месяцев с момента регистрации, устанавливаются более жесткие значения обязательных экономических нормативов.
В случае нарушения кредитными организациями обязательных экономических нормативов Главное управление (Национальный банк) не должно поддерживать их просьбы об открытии филиалов и о расширении круга операций (например, получения валютной лицензии). Банк России не рассматривает ходатайства кредитных организаций на получение аккредитации для участия в международных программах МБРР и ЕБРР в случае, если кредитные организации нарушают обязательные экономические нормативы.
В дополнение к Инструкции № 1 в августе 1996 г. руководство ЦБ России приняло решение о введении для коммерческих банков специального экономического норматива — "норматива риска собственных вексельных обязательств" (Н13). Новый норматив определяется как отношение суммы выпущенных кредитными организациями векселей плюс 50% от суммы забалансовых обязательств кредитной организации к собственному капиталу. Максимально допустимое значение норматива, рассчитанное по балансу банков на 1 октября 1996 г., должно быть не выше 200%, а с 1 марта 1997 г. — 100%.
Причинами принятия этого норматива стали неплатежеспособность некоторых банков и появление новых программ в области энергетики и транспорта, связанных с вексельным кредитованием. При невыполнении Н13 ЦБ России будет запрещать кредитным организациям выпускать векселя.
С нормой обязательного резервирования и фондом обязательных резервов тесно связано такое понятие, как дебетовое сальдо. Предоставление краткосрочных кредитов регулируется Положением "О порядке предоставления ЦБ России однодневных расчетных кредитов банкам" № 296 от 9 июля 1996 г.
В целом анализируя систему обязательных нормативов и правил в деятельности банков в России и в развитых западных странах, необходимо отметить, что в России эта система более сложная и предусматривает большее число обязательных показателей. Это связано с тем, что банковская система России находится в стадии становления, что обусловливает более жесткий подход ЦБР к процессу надзора и контроля за деятельностью коммерческих банков.
Для усиления надзора за деятельностью крупнейших коммерческих банков, от функционирования которых зависит стабильность банковской системы, в августе 1996 г. создана специальная структура — Второе операционное управление при Центробанке РФ, которое проводит расчеты, открывает и обслуживает корреспондентские счета этих банков. Приказом по Банку России под надзор и на расчетное обслуживание в новое управление уже переведены пять баню г "Автобанк", "Агропромбанк", "Внешторгбанк", "Менатеп" и Международная финансовая корпорация. В ближайшее время под надзор Второго операционного управления будет передан Сбербанк РФ.
- Глава 1. Сущность, функции и виды денег 349
- Глава 2. Денежное обращение и денежная система 359
- 1. Ухудшается экономическое положение: 368
- Глава 3. Финансы и финансовая система 370
- 1) Зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства; 373
- 2) Доходы предприятий сферы материального производства. 373
- Глава 4. Управление финансами и финансовая политика 379
- 1) Разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач; 382
- 2) Создание адекватного финансового механизма; 382
- 3) Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики. 382
- Глава 5. Финансы и контроль 389
- Глава 6. Финансы коммерческих организаций и предприятий 399
- Глава 7. Бюджет государства 411
- 1) Удержать экономику от спада производства; 413
- Глава 8. Государственный кредит 426
- Глава 9. Бюджетное устройство и бюджетная система 439
- Глава 10. Бюджетный процесс 443
- 1) Метод экономического анализа — определяет степень выполнения бюджета за прошлый год и устанавливает степень выполнения за текущий год, выявляя причины отклонения; 446
- 2) Нормативный метод, в основе которого лежит норма определенной статьи расхода. Умножением натуральной единицы на норму устанавливается общая сумма расхода; 446
- 3) Экстраполяционный метод — определяет финансовые показатели на основе их динамики исходя из отчетных данных за предыдущие годы и распространяет полученные суммы на будущий год. 446
- Глава 11. Территориальные финансы 451
- Глава 12. Внебюджетные специальные фонды 468
- Глава 13. Социальное обеспечение 478
- Глава 14. Страхование 492
- Глава 15. Кредит и его функции 506
- Глава 16. Кредитная система и ее организация. Центральный Банк и его операции 517
- Глава 17. Коммерческие банки и их операции 525
- Глава 18. Безналичные расчеты 536
- Глава 19. Рынок ценных бумаг в Российской Федерации и фондовая биржа 545
- 2) Около 90% акций были эмитированы с нарушением закона, включая правила эмиссии и публичной ответственности. 546
- 3) В ряде случаев происходило принудительное акционирование, под которое попадали планово-убыточные предприятия. 546
- Глава 20. Валютно-финансовый и кредитный механизм внешнеэкономических связей 553
- Глава 1. Сущность, функции и виды денег
- 1. 1. Деньги: их необходимость и происхождение
- 1. 2. Функции денег
- 1. 3. Виды денег
- Глава 2. Денежное обращение и денежная система
- 2. 1. Понятие денежного обращения. Наличное и безналичное обращение
- 2. 2. Закон денежного обращения. Денежная масса и скорость обращения денег
- 2. 3. Денежная система и ее элементы
- 2.4. Денежная система рф
- 2. 5. Инфляция и формы ее проявления. Особенности инфляционного процесса в России
- 1. Ухудшается экономическое положение:
- Глава 3. Финансы и финансовая система
- 3. 1. Социально-экономическая сущность и функции финансов
- 3. 2. Роль финансов в расширенном воспроизводстве
- 3. 3. Финансы Российской Федерации в условиях углубления рыночных реформ
- 3. 4. Финансовая система и характеристика ее звеньев
- Глава 4. Управление финансами и финансовая политика
- 4. 1. Управление финансами
- 4. 2. Финансовая политика
- 4. 3. Современная финансовая политика Российской Федерации
- Глава 5. Финансы и контроль
- 5. 1. Сущность финансового контроля и его развитие в условиях перехода к рыночной экономике
- 5. 2. Виды, формы и методы проведения финансового контроля
- 5. 3. Основные виды государственного финансового контроля и органы, его осуществляющие
- 5. 4. Негосударственный финансовый контроль
- Глава 6. Финансы коммерческих организаций и предприятий
- 6. 1. Сущность и функции финансов коммерческих организаций и предприятий1
- 6. 2. Принципы организации финансов предприятий
- 6. 3. Факторы, влияющие на организацию финансов предприятий
- 6. 4. Выручка от реализации продукции
- 6. 5. Производственные фонды
- 6. 6. Прибыль и рентабельность как показатели эффективности деятельности предприятия
- Глава 7. Бюджет государства
- 7. 1. Социально-экономическая сущность и роль бюджета государства
- 7. 2. Состав и структура расходов федерального бюджета
- 7. 3. Состав и структура доходов федерального бюджета
- 7. 4. Бюджетный дефицит и методы его финансирования
- Глава 8. Государственный кредит
- 8. 1. Сущность и функции государственного кредита
- 8. 2. Классификация государственных займов
- 8. 3. Управление государственным кредитом
- 8. 4. Российская Федерация как заемщик
- 8. 5. Российская Федерация как гарант
- 8. 6. Российская Федерация как кредитор
- 8. 7. Займы территорий
- Глава 9. Бюджетное устройство и бюджетная система
- Глава 10. Бюджетный процесс
- 10. 1. Понятия бюджетного планирования и бюджетного процесса
- 10. 2. Основы организации бюджетного процесса в Российской Федерации
- Глава 11. Территориальные финансы
- 11. 1. Сущность и роль территориальных финансов в экономическом и социальном развитии административно-территориальных образований
- 11. 2. Состав территориальных финансовых ресурсов
- 11. 3. Законодательная основа территориальных финансов
- 11. 4. Территориальные бюджеты — главная финансовая база территориальных органов власти
- 11. 5. Финансовые ресурсы предприятий, направляемые на развитие территорий
- 11. 6. Муниципальные внебюджетные фонды
- 11. 7. Территориальное сводное финансовое планирование
- Глава 12. Внебюджетные специальные фонды
- 12. 1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов
- 12. 2. Внебюджетные фонды Российской Федерации
- Глава 13. Социальное обеспечение
- 13. 1. Экономические основы и принципы социального обеспечения
- 13. 2. Государственные пенсии
- 13. 3. Социальные пособия
- Глава 14. Страхование
- 14. 1. Участники страховых отношений и их интересы
- 14. 2. Классификация и виды страхования
- 14. 3. Организация страхования в Российской Федерации
- 14. 4. Финансовые аспекты страховой деятельности
- 14. 5. Инвестиционная политика страховщика
- 14. 6. Финансовые результаты в страховании и тарифная политика
- 14. 7. Перестрахование
- 14. 8. Некоммерческие организации в сфере страхования
- Глава 15. Кредит и его функции
- 15. 1. Кредит как форма движения ссудного капитала
- 15. 2. Основные этапы развития кредитных отношений
- 15. 3. Основные принципы кредита
- 15. 4. Базовые функции кредита
- 15. 5. Основные формы кредита и его классификация
- Глава 16. Кредитная система и ее организация. Центральный Банк и его операции
- 16. 1. Функции и операции центральных банков
- 16. 2. Центральный Банк России и его операции
- Глава 17. Коммерческие банки и их операции
- 17. 1. Коммерческие банки России в условиях перехода на рыночные отношения
- 17. 2. Пассивные операции коммерческих банков
- 17. 3. Активные операции коммерческих банков
- 17. 4. Комиссионные и трастовые операции банков. Корреспондентские отношения между банками
- Глава 18. Безналичные расчеты
- 18. 1. Основы организации безналичных расчетов
- 18. 2. Формы безналичных расчетов
- 18. 3. Расчеты пластиковыми карточками
- Глава 19. Рынок ценных бумаг в Российской Федерации и фондовая биржа
- 19. 1. Формирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации
- 19. 2. Развитие рынка ценных бумаг в 1993 - 1996 гг.
- 19. 3. Структура рынка ценных бумаг и виды ценных бумаг
- 19. 4 Совершенствование рынка ценных бумаг в рф
- Глава 20. Валютно-финансовый и кредитный механизм внешнеэкономических связей
- 20. 1. Мировая валютная система и ее модификация
- 20. 2. Валютная система Российской Федерации
- 20. 3. Платежный баланс России
- 20. 4. Проблемы внешней задолженности России
- Словарь терминов