17. 1. Коммерческие банки России в условиях перехода на рыночные отношения
Система коммерческих банков в ее современном виде стала формироваться с 1988 г. Коммерческие банки РФ строят свою деятельность в соответствии с Законом РСФСР от 2 декабря 1990 г. "О банках и банковской деятельности в РСФСР" и Законом "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)".
Коммерческие банки имеют значительное число филиалов, основное количество которых приходится на Сберегательный банк РФ. Коммерческие банки России функционируют на основании лицензий, выдаваемых Центральным Банком РФ. Лицензии имеют стандартную форму. В них перечисляются виды деятельности, которыми могут заниматься коммерческие банки. В России в отличие от развитых зарубежных стран лицензии имеют универсальный характер. В банковской деятельности в РФ государственные органы не устанавливают специализации банков, например, на осуществление инвестиционной, ипотечной деятельности и т. д. Российские банки имеют право беспрепятственно участвовать на рынке фондовых ценностей. Кроме приобретения иностранных ценных бумаг, что считается вывозом капитала из страны, для экспорта капитала в форме прямых и портфельных инвестиций требуется специальное разрешение в каждом отдельном случае Центрального банка России.
Кроме лицензий на осуществление банковских операций, российским банкам выдаются Центральным банком России валютные лицензии четырех видов: простые, расширенные, генеральные и на осуществление операций с драгоценными металлами.
Простые валютные лицензии предусматривают право на осуществление широкого круга банковских операций, но без права самостоятельного установления корреспондентских отношений с иностранными банками. Все виды банковских операций осуществляются через систему взаимных записей на счетах банков друг у друга, а сальдирующим элементом являются корреспондентские счета банков в территориальных органах центральных банков.
Если банку выдается простая валютная лицензия, он получает право работы с валютой только через один из российских банков, имеющих генеральную лицензию. Практически это означает, что банк имеет право организовать пункт по обмену наличной иностранной валюты. Ни одно солидное предприятие не будет вести счета в иностранной валюте у такого банка, поскольку иностранные расчеты при данной системе резко замедляются.
Расширенная валютная лицензия дает право банку на установление непосредственных корреспондентских отношений с шестью банками из развитых капиталистических стран.
Генеральная валютная лицензия предоставляет право на установление корреспондентских отношений с тем числом банков, которое банк сочтет необходимым и желательным для осуществления своей деятельности, а также право открытия своих филиалов и представительств в развитых зарубежных странах (при наличии соответствующего разрешения со стороны принимающей страны).
19 апреля 1996 г. Центральным Банком России был принят новый нормативный документ № 276 "О требованиях к банкам, ходатайствующим о получении лицензии на осуществление банковских операций". В соответствии с этим документом во вновь выдаваемых банковских лицензиях банки лишены права привлечения во вклады средств физических лиц. Такое право будут иметь вновь организованные банки только по прошествии двух лет работы на рынке и при условии неукоснительного соблюдения экономических нормативов, предусмотренных Инструкцией № 1.
• Принципиально иным становится порядок выдачи лицензии на осуществление валютных операций и операций с драгоценными металлами.
В соответствии с новым положением вновь создаваемые банки уже в момент подачи документов могут претендовать на получение валютной лицензии, дающей право на осуществление прямых корреспондентских отношений с иностранными банками. До апреля 1996 г. банки могли подавать документы на получение валютных лицензий только после года успешной работы на рынке.
Для получения валютной лицензии одновременно с созданием банка величина уставного капитала должна соответствовать требованиям Инструкции № 1. При этом банки, обладающие уставным капиталом 5 млн. ЭКЮ, одновременно могут претендовать на получение лицензии по работе с драгоценными металлами. То же относится и к банкам, претендующим на получение генеральной лицензии.
Требования этого нормативного документа не распространяются на уже функционирующие банки. Однако те банки, которые рассчитывают на расширение круга предоставляемых операций, должны соответствовать требованиям этого нормативного документа.
В настоящее время могут создаваться новые банки, которые с момента начала своей деятельности обладают генеральной валютной лицензией, но лишены права привлекать во вклады средства физических лиц. Это связано с многочисленными банкротствами банков, работавших с населением, попытками повысить надежность функционирования банковской системы.
В российской практике, как и в практике развитых зарубежных стран, объявленные уставные фонды зачастую существенно отличаются от оплаченных уставных фондов. Для регистрации банка в соответствии с законодательством России должно быть оплачено акциями, облигациями, денежными средствами, драгоценными металлами или другими материальными ценностями (зданиями, оргтехникой, автотранспортом) не менее 50% объявленного уставного капитала банка. Остальные 50% должны быть внесены в течение года.
Внесенные 50% объявленного уставного капитала в виде денег зачисляются на специальные блокированные корреспондентские счета данного банка, отрываемые в РКЦ, созданных по всей территории страны; материальные ценности принимаются по акту в соответствии с совместной оценкой общего собрания акционеров, которые принимают участие в организации банка, что соответствующим образом протоколируется. Протокол учредительного собрания акционеров банка вместе с другими учредительными документами сдается или в территориальное (главное) управление Центрального Банка России по соответствующему региону или непосредственно в Центральный Банк в зависимости от размера объявленного уставного фонда.
Следует отметить, что финансовое состояние многих коммерческих банков России является неустойчивым. Все возрастает число банков, у которых отозваны лицензии, что означает фактическое банкротство банков. Банкротство банков объясняется главным образом крупным невозвратом кредитов, убыточной деятельностью многих банков и кредитных организаций, превышением расходов банков над полученной ими прибылью.
При отзыве у банка лицензии на совершение банковских операций создается ликвидационная комиссия, которая начинает трудную и кропотливую работу по урегулированию претензий к банку. Такие дела тянутся годами. В некоторых, единичных, случаях банкам, у которых отозвана лицензия в связи с нарушениями банковского законодательства, лицензия возвращается при устранении нарушений. Однако это бывает крайне редко.
Банковская система России, с одной стороны, является высокомонополизированной, о чем свидетельствуют данные о капитале и размере активов десяти крупнейших российских банков.
По размеру капитала восемь российских банков вошли в тысячу крупнейших банков мира. В 1995 г. к ним относились: Сбербанк РФ, Внешторгбанк, Токобанк, Инкомбанк, Онэксимбанк, Банк "Империал", Столичный банк сбережений и Агропромбанк России.
С другой стороны, по состоянию на 1 мая 1996 г., около 40% российских банков имеют уставный фонд менее 1 млрд. руб., что по официальному курсу рубля составляло около 200 тыс. долл. США, у 25% общего числа банков уставный фонд — от 100 до 500 млн. руб. (или от 20 до 100 тыс. долл. США); 42 коммерческих банка имели уставные фонды менее 100 млн. руб.
Российская банковская система играет важную роль в осуществлении расчетов между экономическими агентами, кредитует экономику и способствует претворению в жизнь перехода на рыночные преобразования.
Сводный баланс банков и кредитных организаций на 1 мая 1996 г. составлял 524, 6 трлн. руб. Кредиты, выданные коммерческими банками хозяйству и населению на эту же дату, достигли 186, 9 трлн, руб., из которых на краткосрочные кредиты приходилось 174 трлн. руб., или 93%, а на долгосрочные — 12, 9 трлн. руб., или 7% от общей суммы предоставленных кредитов.
Средства предприятий и организаций на расчетных, текущих счетах коммерческих банков составили 126, 4 трлн. руб., депозиты — 9 трлн. руб., а вклады населения и другие счета физических лиц — 95, 5 трлн. руб, из которых в Сбербанке РФ находилось 68, 2 трлн. руб. от общей суммы вкладов населения.
Значительная часть средств населения размещена в купонных облигациях федерального займа (ОФЗ). При этом купоны оплачива ются один раз в квартал, а срок обращения этих ценных бумаг — один год. Погашение начинается за пять дней до окончания срока погашения по купону или оплаты облигации. ОФЗ выпускаются двумя номиналами — 100 и 500 тыс. руб. Первые облигации вышли в обращение 27 августа 1995 г., и с тех пор выпуск очередного займа осуществляется периодически.
Необходимо отметить, что если государственные краткосрочные обязательства (ГКО) для хозяйствующих субъектов эмитируются в безоблигационной форме и их можно приобрести на три, шесть и двенадцать месяцев на любую сумму через уполномоченные коммерческие банки (минимальная сумма покупки для юридических лиц — 10 млн. руб. ), то для населения по ГКО применяются купонные облигации с номиналом 100 и 500 тыс. руб. с годовым сроком погашения и ежеквартальной выплатой процентов.
Коммерческие банки осуществляют межбанковское кредитование. Показатель кредитования одними коммерческими банками других на первое мая 1996 г. составлял 49, 7 трлн. руб.
Для углубления интеграции российской экономики в мировое хозяйство российское законодательство позволяет создавать как банковские учреждения с участием иностранного капитала, так и банки, полностью принадлежащие иностранному капиталу. Однако иностранные банки не имеют права обслуживать резидентов, объектами их деятельности являются исключительно нерезиденты.
Деятельность банков и кредитных организаций, зарегистрированных на территории РФ, является объектом контроля со стороны ЦБ России в лице его территориальных подразделений — Главных управлений ЦБ России по соответствующей территории.
- Глава 1. Сущность, функции и виды денег 349
- Глава 2. Денежное обращение и денежная система 359
- 1. Ухудшается экономическое положение: 368
- Глава 3. Финансы и финансовая система 370
- 1) Зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства; 373
- 2) Доходы предприятий сферы материального производства. 373
- Глава 4. Управление финансами и финансовая политика 379
- 1) Разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач; 382
- 2) Создание адекватного финансового механизма; 382
- 3) Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики. 382
- Глава 5. Финансы и контроль 389
- Глава 6. Финансы коммерческих организаций и предприятий 399
- Глава 7. Бюджет государства 411
- 1) Удержать экономику от спада производства; 413
- Глава 8. Государственный кредит 426
- Глава 9. Бюджетное устройство и бюджетная система 439
- Глава 10. Бюджетный процесс 443
- 1) Метод экономического анализа — определяет степень выполнения бюджета за прошлый год и устанавливает степень выполнения за текущий год, выявляя причины отклонения; 446
- 2) Нормативный метод, в основе которого лежит норма определенной статьи расхода. Умножением натуральной единицы на норму устанавливается общая сумма расхода; 446
- 3) Экстраполяционный метод — определяет финансовые показатели на основе их динамики исходя из отчетных данных за предыдущие годы и распространяет полученные суммы на будущий год. 446
- Глава 11. Территориальные финансы 451
- Глава 12. Внебюджетные специальные фонды 468
- Глава 13. Социальное обеспечение 478
- Глава 14. Страхование 492
- Глава 15. Кредит и его функции 506
- Глава 16. Кредитная система и ее организация. Центральный Банк и его операции 517
- Глава 17. Коммерческие банки и их операции 525
- Глава 18. Безналичные расчеты 536
- Глава 19. Рынок ценных бумаг в Российской Федерации и фондовая биржа 545
- 2) Около 90% акций были эмитированы с нарушением закона, включая правила эмиссии и публичной ответственности. 546
- 3) В ряде случаев происходило принудительное акционирование, под которое попадали планово-убыточные предприятия. 546
- Глава 20. Валютно-финансовый и кредитный механизм внешнеэкономических связей 553
- Глава 1. Сущность, функции и виды денег
- 1. 1. Деньги: их необходимость и происхождение
- 1. 2. Функции денег
- 1. 3. Виды денег
- Глава 2. Денежное обращение и денежная система
- 2. 1. Понятие денежного обращения. Наличное и безналичное обращение
- 2. 2. Закон денежного обращения. Денежная масса и скорость обращения денег
- 2. 3. Денежная система и ее элементы
- 2.4. Денежная система рф
- 2. 5. Инфляция и формы ее проявления. Особенности инфляционного процесса в России
- 1. Ухудшается экономическое положение:
- Глава 3. Финансы и финансовая система
- 3. 1. Социально-экономическая сущность и функции финансов
- 3. 2. Роль финансов в расширенном воспроизводстве
- 3. 3. Финансы Российской Федерации в условиях углубления рыночных реформ
- 3. 4. Финансовая система и характеристика ее звеньев
- Глава 4. Управление финансами и финансовая политика
- 4. 1. Управление финансами
- 4. 2. Финансовая политика
- 4. 3. Современная финансовая политика Российской Федерации
- Глава 5. Финансы и контроль
- 5. 1. Сущность финансового контроля и его развитие в условиях перехода к рыночной экономике
- 5. 2. Виды, формы и методы проведения финансового контроля
- 5. 3. Основные виды государственного финансового контроля и органы, его осуществляющие
- 5. 4. Негосударственный финансовый контроль
- Глава 6. Финансы коммерческих организаций и предприятий
- 6. 1. Сущность и функции финансов коммерческих организаций и предприятий1
- 6. 2. Принципы организации финансов предприятий
- 6. 3. Факторы, влияющие на организацию финансов предприятий
- 6. 4. Выручка от реализации продукции
- 6. 5. Производственные фонды
- 6. 6. Прибыль и рентабельность как показатели эффективности деятельности предприятия
- Глава 7. Бюджет государства
- 7. 1. Социально-экономическая сущность и роль бюджета государства
- 7. 2. Состав и структура расходов федерального бюджета
- 7. 3. Состав и структура доходов федерального бюджета
- 7. 4. Бюджетный дефицит и методы его финансирования
- Глава 8. Государственный кредит
- 8. 1. Сущность и функции государственного кредита
- 8. 2. Классификация государственных займов
- 8. 3. Управление государственным кредитом
- 8. 4. Российская Федерация как заемщик
- 8. 5. Российская Федерация как гарант
- 8. 6. Российская Федерация как кредитор
- 8. 7. Займы территорий
- Глава 9. Бюджетное устройство и бюджетная система
- Глава 10. Бюджетный процесс
- 10. 1. Понятия бюджетного планирования и бюджетного процесса
- 10. 2. Основы организации бюджетного процесса в Российской Федерации
- Глава 11. Территориальные финансы
- 11. 1. Сущность и роль территориальных финансов в экономическом и социальном развитии административно-территориальных образований
- 11. 2. Состав территориальных финансовых ресурсов
- 11. 3. Законодательная основа территориальных финансов
- 11. 4. Территориальные бюджеты — главная финансовая база территориальных органов власти
- 11. 5. Финансовые ресурсы предприятий, направляемые на развитие территорий
- 11. 6. Муниципальные внебюджетные фонды
- 11. 7. Территориальное сводное финансовое планирование
- Глава 12. Внебюджетные специальные фонды
- 12. 1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов
- 12. 2. Внебюджетные фонды Российской Федерации
- Глава 13. Социальное обеспечение
- 13. 1. Экономические основы и принципы социального обеспечения
- 13. 2. Государственные пенсии
- 13. 3. Социальные пособия
- Глава 14. Страхование
- 14. 1. Участники страховых отношений и их интересы
- 14. 2. Классификация и виды страхования
- 14. 3. Организация страхования в Российской Федерации
- 14. 4. Финансовые аспекты страховой деятельности
- 14. 5. Инвестиционная политика страховщика
- 14. 6. Финансовые результаты в страховании и тарифная политика
- 14. 7. Перестрахование
- 14. 8. Некоммерческие организации в сфере страхования
- Глава 15. Кредит и его функции
- 15. 1. Кредит как форма движения ссудного капитала
- 15. 2. Основные этапы развития кредитных отношений
- 15. 3. Основные принципы кредита
- 15. 4. Базовые функции кредита
- 15. 5. Основные формы кредита и его классификация
- Глава 16. Кредитная система и ее организация. Центральный Банк и его операции
- 16. 1. Функции и операции центральных банков
- 16. 2. Центральный Банк России и его операции
- Глава 17. Коммерческие банки и их операции
- 17. 1. Коммерческие банки России в условиях перехода на рыночные отношения
- 17. 2. Пассивные операции коммерческих банков
- 17. 3. Активные операции коммерческих банков
- 17. 4. Комиссионные и трастовые операции банков. Корреспондентские отношения между банками
- Глава 18. Безналичные расчеты
- 18. 1. Основы организации безналичных расчетов
- 18. 2. Формы безналичных расчетов
- 18. 3. Расчеты пластиковыми карточками
- Глава 19. Рынок ценных бумаг в Российской Федерации и фондовая биржа
- 19. 1. Формирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации
- 19. 2. Развитие рынка ценных бумаг в 1993 - 1996 гг.
- 19. 3. Структура рынка ценных бумаг и виды ценных бумаг
- 19. 4 Совершенствование рынка ценных бумаг в рф
- Глава 20. Валютно-финансовый и кредитный механизм внешнеэкономических связей
- 20. 1. Мировая валютная система и ее модификация
- 20. 2. Валютная система Российской Федерации
- 20. 3. Платежный баланс России
- 20. 4. Проблемы внешней задолженности России
- Словарь терминов