8. 4. Российская Федерация как заемщик
В соответствии с Гражданским кодексом РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. По договору государственного займа заемщиком выступает РФ, субъекты РФ, а заимодавцами — граждане или юридические лица. Государственные займы являются добровольными и изменение условий выпущенного в обращение займа не допускается.
Активность государства в качестве заемщика служит индикатором состояния его финансов. Чем больше объем позаим-ствований, тем хуже обстоит дело с государственным бюджетом. Чем выше доля государственного долга в ВВП, тем глубже кризис финансов государства. Огромный государственный долг России как внутренний, так и внешний свидетельствует о кризисе финансов страны.
В соответствии с Законом РФ "О государственном внутреннем долге Российской Федерации" под государственным внутренним долгом понимаются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами. Таким образом, следует различать государственный долг и общегосударственный долг, который включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства.
Обеспечением государственного долга России служат все активы, находящиеся в распоряжении Правительства РФ. Долговые обязательства Российской Федерации могут выступать в форме кредитов, полученных правительством, государственных займов или других долговых обязательств, гарантированных Правительством.
Государственный внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам национально-территориальных образований Российской Федерации, если они не были гарантированы Правительством РФ. Форма долговых обязательств национально-государственных и административно-территориальных образований РФ и условия их выпуска определяются самостоятельно на местах.
Как отмечалось, в зависимости от места размещения займы делятся на две группы: внутренние и внешние, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа.
Кредиторами по внутренним займам выступают юридические и физические лица, являющиеся резидентами данного государства. Займы обычно предоставляются в национальной валюте. Для привлечения средств выпускаются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы.
Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения.
Кредитная деятельность РФ на мировой арене регулируются Федеральным Законом "О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям", принятым Государственной Думой 7 декабря 1994 г. и одобренным Советом Федерации 17 декабря 1994 г.
В настоящее время Российская Федерация является крупным заемщиком как внутри страны, так и на международной арене.
Заемная деятельность РФ на внутреннем рынке. В последние годы заемная деятельность Правительства РФ на рынке ценных бумаг стремительно активизируется, что объясняется отказом от использования кредитов Центрального Банка для покрытия бюджетного дефицита. При этом для привлечения средств выпускаются высокодоходные ценные бумаги.
В результате возникла парадоксальная ситуация: самые надежные государственные бумаги являются одновременно и самыми доходными, а следовательно, и самыми популярными. Как следствие основная масса средств инвесторов, вовлеченная в операции с ценными бумагами, идет не в производство, а на финансирование федеральных расходов и обслуживание внутреннего государственного долга. Тем самым государственный кредит начинает оказывать негативное воздействие на экономическое развитие страны. Стремительное увеличение расходов, связанных с обслуживанием государственного долга, свидетельствует, что нарастание государственного долга РФ стало самовоспроизводящимся процессом.
Государственный внутренний долг РФ на начало 1995 г. оценивался в 88 400 млрд. руб. Эта сумма складывалась из следующих компонентов:
| млрд. долл. | % |
Задолженность Правительства РФ | 86 591 | 98, 0 |
ЦБ по кредитам на покрытие бюджетного дефицита | 59. 749 | 67, 6 |
предприятиям и населению в результате выпуска | 26. 842 | 30, 4 |
государственных краткосрочных бескупонных облигаций | 11. 000 | 12, 4 |
государственных казначейских обязательств | 5. 500 | 6, 2 |
Задолженность по: |
|
|
АПК, переоформленная в казначейские векселя | 5. 600 | 6, 3 |
государственным казначейским векселям | 1. 540 | 1, 7 |
целевому займу СССР 1990 г. | 2. 400 | 2, 7 |
целевым вкладам и чекам на автомобили | 700 | 0, 8 |
государственному внутреннему займу 1991 г. | 80 | 0, 1 |
государственному займу 1992 г. и другим займам, полученным у населения | 22 | 0, 02 |
Задолженность ЦБ РФ: | 1. 425, 6 | 1, 6 |
по гарантиям Правительства РФ внутренний долг ЦБ РФ, принятый от бывшего СССР | 1. 000 | 1, 1 |
задолженность ЦБ РФ по кредитным ресурсам | 335 | 0, 4 |
Сберегательного Банка СССР | 90, 6 | 0, 1 |
Прочая задолженность | 383, 4 | 0, 4 |
Итого государственный внутренний долг РФ | 88. 400 | 100 |
В процентах к ВВП | 14—15 |
|
В том числе по обязательствам бывшего СССР | 3. 525, 6 | 4 |
Законом "О федеральном бюджете на 1996 г. " верхний предел государственного внутреннего долга на конец 1996 г. установлен в сумме 316, 0 трлн. руб.
Как видно из приведенных данных, в прошедшие годы наибольший удельный вес в финансировании задолженности Правительства РФ имели кредиты ЦБ РФ. При этом их доля увеличивалась. Если в 1993 г. на долю кредитов ЦБ приходилось 65, 2%, то в 1994 г. — уже 67, 6%. В 1995 г. эта тенденция коренным образом была изменена. Разработанная финансовая политика предполагает, что новые позаимствования целиком и полностью должны финансироваться за счет других источников.
Запланированный на 19% финансовый год предельный размер дефицита федерального бюджета в размере 88 550 млрд. руб. должен быть покрыт за счет внутренних источников в общей сумме 56 100 млрд. руб., что вдвое больше показателя 1995 г., и источников внешнего финансирования в общей сумме 32450 млрд. руб. Поэтому сектор государственных ценных бумаг будет стремительно расти, и к концу года его объем должен достигнуть 153 трлн. руб.
• Важная роль в финансировании бюджетного дефицита принадлежит государственным краткосрочным бескупонным облигациям (ГКО). Впервые они были выпущены в 1993 г. В соответствии с "Основными условиями выпуска государственных краткосрочных бескупонных облигаций Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1993 г. № 107, операции с ГКО могут осуществляться только через уполномоченных дилеров, получивших специальную лицензию, дающую право на проведение операций с ГКО.
ГКО являются краткосрочным заемным инструментом. Первоначально они выпускались на три месяца, позднее стали выпускаться на шесть и двенадцать месяцев.
Реализация ГКО осуществляется со скидкой с номинала. В целях упрощения расчетов цена устанавливается в процентах к номиналу. Погашение производится ЦБ по номиналу. Таким образам доход инвестора складывается за счет разницы между ценой погашения и ценой покупки.
Первичное размещение ГКО совершается на аукционе, на который официально зарегистрированные дилеры ЦБ подают собранные от всех желающих заявки на приобретение облигаций, в которых указываются цена и количество приобретаемых ГКО. Допускается подача заявки без указания цены. Такие заявки называются неконкурентными. Объем неконкурентных заявок заранее ограничивается эмитентом.
Эмитент в зависимости от суммарного спроса и объема выпуска определяет цену отсечения, т. е. минимальную цену, допустимую с его точки зрения для реализации облигаций. Все заявки поступившие по данной цене и выше, подлежат удовлетворению; заявки, в которых были указаны более низкие цены, не удовлетворяются, т. е. отсекаются.
Известны две системы проведения закрытых аукционных торгов: "американская" и "голландская". По "американской" все заявки, лежащие выше цены отсечения, удовлетворяются по тем ценам, по которым они были поданы. Неконкурентные заявки удовлетворяются по средневзвешенной. По "голландской" системе удовлетворение всех заявок производится по единой минимально допустимой цене — цене отсечения. В отечественной практике при торговле ГКО используется "американская" система.
Местом проведения торговых сессий ГКО стала Московская межбанковская валютная биржа. В настоящее время созданы торговые площадки еще в ряде городов. Все операции по купле-продаже и расчетам осуществляются в электронном режиме. После окончания торговой сессии данные поступают в расчетную систему, где совершается клиринг, определяются обязанности участников перед биржей и биржи — перед участниками, осуществляются расчеты по денежным средствам и в депозитарии по ценным бумагам. Владелец облигации имеет право на зачет стоимости погашаемых ГКО при оплате приобретаемых ГКО следующего выпуска.
ГКО пользуются большим спросом у инвесторов. Заинтересованность инвестора в приобретении ГКО определяется: высокой надежностью этого заемного инструмента; высокой доходностью; высокой ликвидностью; налоговыми льготами, поскольку действующим налоговым законодательством доходы по государственным ценным бумагам налогом не облагаются.
• С 1994 г. в обращении появились казначейские обязательства (КО). Выпуск КО осуществлялся в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 906 от 9 августа 1994 г. "О выпуске казначейских обязательств". Операции с КО регулировались "Положением о порядке размещения, обращения и погашения казначейских обязательств" Министерства финансов РФ от 21 октября 1994 г. № 140. Весной 1996 г. последние серии этих заемных инструментов были погашены и больше в обращение не выпускались.
КО выдавались предприятиям, имеющим право на получение средств из федерального бюджета. В отличие от других ценных бумаг, выпускаемых исключительно для финансирования бюджетного дефицита, КО имели еще одно назначение — смягчить кризис взаимных неплатежей различных отраслей хозяйства. С этой целью Минфин РФ предусмотрел для владельцев КО обязанность проведения расчетов этой ценной бумагой.
• 14 июня 1995 г. рынок государственных ценных бумаг пополнился еще одной—облигациями федерального займа с переменным купоном (ОФЗ). Это вторая ценная бумага с плавающим процентом, выпускаемая в РФ.
Выпуск ОФЗ осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 марта 1995 г. № 458 "О генеральных условиях выпуска и обращения облигаций федерального займа" и "Условий выпуска облигаций федерального займа с переменным купонным доходом", разработанных Минфином РФ и зарегистрированных в Минюсте РФ 13 июня 1995 г. № 869.
В соответствии с этими документами облигации являются именными купонными среднесрочными государственными ценными бумагами. Номинал облигаций составляет один миллион руб. Доходность по облигациям определяется на основе доходности по ГКО. Как и другие ценные бумаги, ОФЗ не имеют бумажных носителей. Операции с ними осуществляются путем записей на счетах "Депо".
• В целях активного привлечения средств населения для финансирования стабилизации российской экономики и обеспечения гарантий сохранности сбережений населения 10 августа 1995 г. Правительство РФ приняло Постановление № 812 "О генеральных условиях выпуска и обращения облигаций государственного сберегательного займа РФ".
В соответствии с этим постановлением Министерству финансов РФ разрешено выпустить в 1995 — 1998 тт. государственный сберегательный за им в объеме до 10 трлн. руб. десятью сериями по 1 трлн. руб. каждая. Размещение облигаций началось осенью 1995 г.
Облигации сберегательного займа выпускаются в документарной форме, являются ценными бумагами на предъявителя и предоставляют их владельцам право ежеквартального получения дохода, превышающего уровень доходности по другим видам государственных ценных бумаг. Владельцами облигаций могут быть как физические, так и юридические лица.
Общий объем эмиссии облигаций сберегательного займа определяется Министерством финансов РФ в пределах лимита государственного внутреннего долга, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
В целях обеспечения источников покрытия дефицита федерального бюджета и эффективного использования пакетов акций, находящихся в федеральной собственности, 31 августа 1995 г. Президент РФ издал Указ "О порядке передачи в 1995 г. в залог акций, находящихся в федеральной собственности". В соответствии с Указом в четвертом квартале 1995 г. проводились аукционы на право заключения договора кредита, залога находящихся в федеральной собственности акций. Договор кредита заключается между Министерством финансов РФ и победителем аукциона. Процент за пользование кредитом исчисляется на сумму эквивалента предоставленного кредита, выраженного в ЭКЮ по ставке Л И БОР плюс 0, 5% годовых для трехмесячных депозитов, действующей на день заключения договора. Погашение осуществляется либо из федерального бюджета, либо путем продажи заложенных акций.
На залоговые аукционы были выставлены акции наиболее экономически привлекательных объединений: крупнейшие нефтяные компании, металлургические комбинаты, морские пароходства, авиационные производственные объединения.
Указам Президента РФ от 5 сентября 1995 г. № 899 и Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. № 1091 "О выпуске государственных ценных бумаг, предусматривающих право их владельца на получение слитков золота" Министерству финансов РФ предоставлялось право осуществить выпуск государственных ценных бумаг, предусматривающих возможность их владельцев получить слитки золота, — облигаций Золотого Федерального займа.
Номинальная стоимость облигации выражается в рублях и определяется исходя из стоимости 100 граммов золота на Лондонском рынке драгоценных металлов в слитках (второй фиксинг) в долларах США, переведенной по официальному курсу ЦБ РФ на дату начала эмиссии облигаций. Размер процентного дохода равняется годовой ставке ЛИБОР по долларам США, действующей на предшествующий рабочий день перед датой его объявления, плюс один процент Процентный доход выплачивается один раз в год по официальному курсу ЦБ России. Срок обращения облигаций — три года.
В 1996 г. Министерство финансов РФ должно выпустить облигаций государственных нерыночных займов на сумму 15 трлн. руб. Обычно подобные облигации выпускаются для привлечения средств крупных инвесторов типа пенсионных фондов или страховых компаний. Они в максимальной степени отвечают интересам тех институтов, для которых выпущены, и не могут передаваться в другие руки. В нашей стране нерыночные займы выпускаются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 марта 1996 г № 316 "О генеральных условиях выпуска и обращения облигаций государственных нерыночных займов".
В середине февраля 1996 г. ряд банков приступил к регулярной котировке векселей Минфина. Эти бумаги появились в сентябре 1995 г. в связи с тем, что государство приняло на себя долги предприятий АПК, не вернувших коммерческим банкам кредиты 1992—1994 гг. Векселя эмитированы несколькими сериями со сроком погашения от 1998 до 2005 г. Процентная ставка составляет 10% годовых.
Внешние заимствования РФ. В соответствии с Законом "О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации"..., к ним относятся привлекаемые из иностранных источников (иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций) кредиты (займы), по которым возникают государственные финансовые обязательства РФ как заемщика или гаранта. Государственные внешние заимствования РФ формируют государственный внешний долг.
Предельный размер государственных внешних заимствований ежегодно утверждается в форме федерального закона. Он, как правило, не превышает годовой объем платежей по обслуживанию и выплате основной суммы государственного внешнего долга РФ. На 1996 г. верхний предел государственного внешнего долга РФ установлен в сумме 124, 1 млрд. долл. США, а предельный размер государственных внешних заимствований
— в сумме 9, 2 млрд. долл. США.
По оценке Минфина, на начало 1995 г. внешний долг РФ составил 119, 9 млрд. долл. США. Собственно российский долг
— 111 млрд. долл., остальное — долги СССР, унаследованные Россией. Последние состоят из кредитов членов Парижского клуба (40 млрд. долл. ), Лондонского клуба, объединяющего примерно 600 банков (25 млрд. долл. + 7 млрд. просроченных процентов), фирм-поставщиков (около 5—7 млрд. ), стран, не входящих в Парижский клуб (около 30 млрд. ). После вступления РФ в члены МВФ и МБРР эти международные институты также предоставляют кредиты РФ.
Тяжелое финансовое положение РФ определяет сложности с погашением внешних долговых обязательств. Особенно острой ситуация была в 1992 г., на который пришелся пик платежей. Предстояло выплатить 21 млрд. долл. Поэтому летом 1992 г. российское Правительство предложило своим кредиторам заключить соглашение о реструктуризации платежей, т. с. пересмотреть сроки и порядок выплаты долгов. В 1993 г. были реструктуризированы все платежи за 1992 — 1993 гг. Затем переговоры проводились ежегодно.
- Глава 1. Сущность, функции и виды денег 349
- Глава 2. Денежное обращение и денежная система 359
- 1. Ухудшается экономическое положение: 368
- Глава 3. Финансы и финансовая система 370
- 1) Зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства; 373
- 2) Доходы предприятий сферы материального производства. 373
- Глава 4. Управление финансами и финансовая политика 379
- 1) Разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач; 382
- 2) Создание адекватного финансового механизма; 382
- 3) Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики. 382
- Глава 5. Финансы и контроль 389
- Глава 6. Финансы коммерческих организаций и предприятий 399
- Глава 7. Бюджет государства 411
- 1) Удержать экономику от спада производства; 413
- Глава 8. Государственный кредит 426
- Глава 9. Бюджетное устройство и бюджетная система 439
- Глава 10. Бюджетный процесс 443
- 1) Метод экономического анализа — определяет степень выполнения бюджета за прошлый год и устанавливает степень выполнения за текущий год, выявляя причины отклонения; 446
- 2) Нормативный метод, в основе которого лежит норма определенной статьи расхода. Умножением натуральной единицы на норму устанавливается общая сумма расхода; 446
- 3) Экстраполяционный метод — определяет финансовые показатели на основе их динамики исходя из отчетных данных за предыдущие годы и распространяет полученные суммы на будущий год. 446
- Глава 11. Территориальные финансы 451
- Глава 12. Внебюджетные специальные фонды 468
- Глава 13. Социальное обеспечение 478
- Глава 14. Страхование 492
- Глава 15. Кредит и его функции 506
- Глава 16. Кредитная система и ее организация. Центральный Банк и его операции 517
- Глава 17. Коммерческие банки и их операции 525
- Глава 18. Безналичные расчеты 536
- Глава 19. Рынок ценных бумаг в Российской Федерации и фондовая биржа 545
- 2) Около 90% акций были эмитированы с нарушением закона, включая правила эмиссии и публичной ответственности. 546
- 3) В ряде случаев происходило принудительное акционирование, под которое попадали планово-убыточные предприятия. 546
- Глава 20. Валютно-финансовый и кредитный механизм внешнеэкономических связей 553
- Глава 1. Сущность, функции и виды денег
- 1. 1. Деньги: их необходимость и происхождение
- 1. 2. Функции денег
- 1. 3. Виды денег
- Глава 2. Денежное обращение и денежная система
- 2. 1. Понятие денежного обращения. Наличное и безналичное обращение
- 2. 2. Закон денежного обращения. Денежная масса и скорость обращения денег
- 2. 3. Денежная система и ее элементы
- 2.4. Денежная система рф
- 2. 5. Инфляция и формы ее проявления. Особенности инфляционного процесса в России
- 1. Ухудшается экономическое положение:
- Глава 3. Финансы и финансовая система
- 3. 1. Социально-экономическая сущность и функции финансов
- 3. 2. Роль финансов в расширенном воспроизводстве
- 3. 3. Финансы Российской Федерации в условиях углубления рыночных реформ
- 3. 4. Финансовая система и характеристика ее звеньев
- Глава 4. Управление финансами и финансовая политика
- 4. 1. Управление финансами
- 4. 2. Финансовая политика
- 4. 3. Современная финансовая политика Российской Федерации
- Глава 5. Финансы и контроль
- 5. 1. Сущность финансового контроля и его развитие в условиях перехода к рыночной экономике
- 5. 2. Виды, формы и методы проведения финансового контроля
- 5. 3. Основные виды государственного финансового контроля и органы, его осуществляющие
- 5. 4. Негосударственный финансовый контроль
- Глава 6. Финансы коммерческих организаций и предприятий
- 6. 1. Сущность и функции финансов коммерческих организаций и предприятий1
- 6. 2. Принципы организации финансов предприятий
- 6. 3. Факторы, влияющие на организацию финансов предприятий
- 6. 4. Выручка от реализации продукции
- 6. 5. Производственные фонды
- 6. 6. Прибыль и рентабельность как показатели эффективности деятельности предприятия
- Глава 7. Бюджет государства
- 7. 1. Социально-экономическая сущность и роль бюджета государства
- 7. 2. Состав и структура расходов федерального бюджета
- 7. 3. Состав и структура доходов федерального бюджета
- 7. 4. Бюджетный дефицит и методы его финансирования
- Глава 8. Государственный кредит
- 8. 1. Сущность и функции государственного кредита
- 8. 2. Классификация государственных займов
- 8. 3. Управление государственным кредитом
- 8. 4. Российская Федерация как заемщик
- 8. 5. Российская Федерация как гарант
- 8. 6. Российская Федерация как кредитор
- 8. 7. Займы территорий
- Глава 9. Бюджетное устройство и бюджетная система
- Глава 10. Бюджетный процесс
- 10. 1. Понятия бюджетного планирования и бюджетного процесса
- 10. 2. Основы организации бюджетного процесса в Российской Федерации
- Глава 11. Территориальные финансы
- 11. 1. Сущность и роль территориальных финансов в экономическом и социальном развитии административно-территориальных образований
- 11. 2. Состав территориальных финансовых ресурсов
- 11. 3. Законодательная основа территориальных финансов
- 11. 4. Территориальные бюджеты — главная финансовая база территориальных органов власти
- 11. 5. Финансовые ресурсы предприятий, направляемые на развитие территорий
- 11. 6. Муниципальные внебюджетные фонды
- 11. 7. Территориальное сводное финансовое планирование
- Глава 12. Внебюджетные специальные фонды
- 12. 1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов
- 12. 2. Внебюджетные фонды Российской Федерации
- Глава 13. Социальное обеспечение
- 13. 1. Экономические основы и принципы социального обеспечения
- 13. 2. Государственные пенсии
- 13. 3. Социальные пособия
- Глава 14. Страхование
- 14. 1. Участники страховых отношений и их интересы
- 14. 2. Классификация и виды страхования
- 14. 3. Организация страхования в Российской Федерации
- 14. 4. Финансовые аспекты страховой деятельности
- 14. 5. Инвестиционная политика страховщика
- 14. 6. Финансовые результаты в страховании и тарифная политика
- 14. 7. Перестрахование
- 14. 8. Некоммерческие организации в сфере страхования
- Глава 15. Кредит и его функции
- 15. 1. Кредит как форма движения ссудного капитала
- 15. 2. Основные этапы развития кредитных отношений
- 15. 3. Основные принципы кредита
- 15. 4. Базовые функции кредита
- 15. 5. Основные формы кредита и его классификация
- Глава 16. Кредитная система и ее организация. Центральный Банк и его операции
- 16. 1. Функции и операции центральных банков
- 16. 2. Центральный Банк России и его операции
- Глава 17. Коммерческие банки и их операции
- 17. 1. Коммерческие банки России в условиях перехода на рыночные отношения
- 17. 2. Пассивные операции коммерческих банков
- 17. 3. Активные операции коммерческих банков
- 17. 4. Комиссионные и трастовые операции банков. Корреспондентские отношения между банками
- Глава 18. Безналичные расчеты
- 18. 1. Основы организации безналичных расчетов
- 18. 2. Формы безналичных расчетов
- 18. 3. Расчеты пластиковыми карточками
- Глава 19. Рынок ценных бумаг в Российской Федерации и фондовая биржа
- 19. 1. Формирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации
- 19. 2. Развитие рынка ценных бумаг в 1993 - 1996 гг.
- 19. 3. Структура рынка ценных бумаг и виды ценных бумаг
- 19. 4 Совершенствование рынка ценных бумаг в рф
- Глава 20. Валютно-финансовый и кредитный механизм внешнеэкономических связей
- 20. 1. Мировая валютная система и ее модификация
- 20. 2. Валютная система Российской Федерации
- 20. 3. Платежный баланс России
- 20. 4. Проблемы внешней задолженности России
- Словарь терминов