Глава 4. Управление финансами и финансовая политика 379
4. 1. Управление финансами 379
Управление финансами в Российской Федерации прежде всего осуществляют высшие законодательные органы власти. 379
Это Федеральное Собрание и его две палаты — Государственная Дума и Совет Федерации. Такое управление имеет место при рассмотрении и утверждении федерального бюджета России и утверждении отчета о его исполнении. Федеральное Собрание рассматривает также законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга. 379
• Важнейшим органом, осуществляющим управление финансами РФ, выступает Министерство финансов России и его органы на местах. 379
Основными задачами Министерства финансов РФ являются: 379
разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики; 379
составление проекта и исполнение федерального бюджета; 379
обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое развитие страны, на осуществление мер по развитию финансового рынка; 379
концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ; 379
разработка предложений по привлечению в экономику страны иностранных кредитов; 379
совершенствование методов бюджетного планирования, финансирования и отчетности; 379
осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов. 379
Министерство финансов РФ выполняет следующие функции: 379
участвует в работе по составлению долговременных и краткосрочных прогнозов функционирования экономики, совместно с федеральными органами исполнительной власти определяет потребность в государственных централизованных ресурсах, подготавливает предложения о распределении их между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами; 379
организует работу по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, разрабатывает проекты нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов, размеров и дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации; 379
обеспечивает исполнение федерального бюджета, а также государственных федеральных внебюджетных фондов; 380
разрабатывает с участием Государственной налоговой службы, Федеральной службы налоговой полиции РФ предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы; 380
принимает участие в определении ценовой политики; 380
принимает участие в работе по совершенствованию страховой деятельности в стране; 380
разрабатывает предложения по выпуску и размещению, а также осуществляет выпуск государственных внутренних займов РФ; 380
разрабатывает предложения по формированию и развитию финансового рынка; 380
осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями; 380
разрабатывает проекты программ внешних заимствований РФ. 380
Важнейшими департаментами Министерства финансов России являются: бюджетный департамент, который составляет проект федерального бюджета; отраслевые департаменты финансирования промышленности; строительства и строительной индустрии; транспортных систем и связи; сельского хозяйства пищевой промышленности и охраны природы; оборонного комплекса и др; иностранных кредитов и внешнего долга; налоговых реформ; государственных ценных бумаг и финансового рынка и др. Важным подразделением Министерства финансов выступает Главное управление федерального казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета. 380
• Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей возложен на Государственную налоговую службу РФ и ее органы на местах — налоговые инспекции. 380
Налоговые инспекции обязаны: 380
действовать в строгом соответствии с законодательством; 380
осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства по вопросам правильного исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и во внебюджетные фонды; 380
вести в установленном порядке учет налогоплательщиков; 380
проводить проверки налогоплательщиков; 380
ежемесячно представлять финансовым органам и органам федерального Казначейства сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет; 380
информировать Министерство финансов обо всех случаях неуплаты предприятиями налогов; 380
осуществлять возврат излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых с налогоплательщиков штрафов и пеней. 380
С деятельностью Государственной налоговой службы была тесно связана работа Департамента налоговой полиции РФ. Сфера Департамента налоговой полиции —предупреждение, выявление и пресечение налоговых преступлений, оперативно-розыскная деятельность и контроль за исполнением налогового законодательства, а также обеспечение безопасной деятельности налоговых инспекций, защита их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении ими служебных обязанностей, предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах. Права и обязанности налоговых полицейских определены Законом о федеральных органах налоговой полиции. 380
Налоговая полиция имеет право налагать административный арест в установленном порядке на имущество лиц, уклонившихся от уплаты налогов, и осуществлять проверки, оформляя их актами. 380
Позднее Департамент налоговой полиции РФ был переименован в Федеральную службу налоговой полиции РФ, которая получила новые полномочия: право возбуждать уголовное дело, проводить по нему дознание, предварительное следствие и передавать материалы непосредственно в суд. Это направлено на уменьшение числа правонарушений и преступлений в области налогообложения и должно повысить собираемость налогов. За поступление таможенных пошлин ответственность несет Государственный таможенный комитет РФ, который обязан: 380
проводить налоговые проверки по налогам, взимаемым таможенными органами; 380
проверять все документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, взимаемых таможенными органами; 381
приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими налогового законодательства; 381
проводить взимание недоимок по налогам, а также сумм штрафов, предусмотренных налоговым законодательством. 381
В целом таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства при пересечении товаров границы РФ, правильностью исчисления и уплатой таможенных пошлин. 381
В условиях перехода на рыночные отношения исключительно важное значение имеет также эффективное управление ресурсами предприятий различных форм собственности — финансовый менеджмент. 381
В условиях административно-командной системы, централизованно планируемой социалистической экономики финансовый менеджмент не получил должного развития. При переходе к рыночным механизмам финансовый менеджмент приобретает первостепенное значение. 381
В странах с развитой рыночной экономикой в 1990-е гг. наибольшее воздействие на финансы акционерных обществ и предприятий оказывают интернационализация хозяйственной жизни, глобализация деловых операций и расширение применения компьютерной техники. 381
Осуществление деловых операций в глобальном масштабе облегчает условия воспроизводства данной корпорации и улучшает ее финансовое положение. Это в полной мере относится и к компаниям, специализирующимся в сфере оказания услуг, включая банки, рекламные агентства, бухгалтерские фирмы и тд. 381
Конечно, всегда будут функционировать предприятия, ориентированные только на национальные рынки, но предпринимателям следует иметь в виду, что наибольшие возможности для успешной деятельности имеют те предприятия, которые строят свой бизнес в глобальном масштабе. 381
В 1990-х гг. происходит дальнейшее развитие компьютерной и телекоммуникационной технологий, резко изменяющие процесс принятия финансовых решений. Головные компании снабжены системой персональных компьютеров, связанных с локальной сетью, с компьютерами поставщиков и потребителей, что позволяет финансовому менеджеру постоянно обмениваться интересующей его информацией и принимать наиболее рациональные решения. 381
• Основная задача финансового менеджмента по мобилизации и использованию денежных фондов корпораций состоит в максимизации реальных пассивов и активов корпораций. При этом важнейшее значение имеют следующие кардинальные вопросы финансового менеджмента. 381
1. Планирование и прогнозирование финансовой стороны деятельности корпораций. Финансовое управление корпорации разрабатывает финансовые планы, которые представляют собой прогнозы объема производства и реализации продукции, развития научно-технического прогресса, внедрения новых управленческих решений и финансовых ресурсов их обеспечения (на один год и пять лет). Такие финансовые планы определяются для каждого подразделения корпорации, т. е. для отдельных фирм в рамках корпорации и для отдельных отраслевых управлений (департаментов) внутри одной фирмы. Главные показатели в процессе финансового планирования: объем реализации продукции, прибыль, капитальные вложения. 381
2. Принятие наиболее целесообразных решений в процессе инвестирования крупных средств. Успешно функционирующая корпорация имеет быстро растущий объем реализации продукции, что требует новых инвестиций на расширение производства (приобретение оборудования, проведение НИОКР и тд. ). Финансовый менеджер должен определить оптимальные темпы роста объема реализации, структуру привлекаемых средств, методы их мобилизации; способы инвестирования — за счет кредитов банков или путем выпуска собственных акций и облигаций; в случае банковского кредита — долгосрочный или краткосрочный. 381
3. Координация финансовой деятельности корпорации со всеми ее службами. Например, решения в области маркетинга влияют на объем реализации, что в свою очередь оказывает воздействие на размер прибыли и инвестиций. 382
4. Проведение крупных операций на финансовом рынке по мобилизации дополнительных капиталов, реализации собственных акций и облигаций. 382
Традиционные функции главного казначея состоят в следующем: планирование финансовых ресурсов корпорации исходя из текущих и новых операций, финансирование этих операций, распределение выручки от реализации продукции по соответствующим фондам, управление кассовой наличностью, рыночными ценными бумагами корпорации, планирование структуры капитала фирмы, т. е. соотношения основного и оборотного капитала, собственных и привлеченных средств. Кроме того, в ведении казначея находятся оплата управленческого персонала, а также формирование и использование пенсионного и резервных фондов. 382
К традиционным функциям главного контролера относятся: разработка ежегодного отчета корпорации, включающего отчет о прибылях и убытках, отчетный баланс и другие документы. Главный контролер несет ответственность за ведение бухгалтерского учета и аудиторскую деятельность, за все вопросы налогового обложения и информацию, предоставляемую государственным органам. 382
Вице-президент по финансам с другими членами Совета директоров корпорации и ее президентом определяют важнейшие вопросы развития корпорации: крупные капитальные вложения, направления развития производства (включающие производимые виды продукции, рыночную стратегию), цены, уровень заработной платы, займовую политику, проведение политики в области дивидендов по акциям. 382
Руководство корпорации должно предусмотреть не только степень риска при новых крупных капитальных вложениях и сроки их окупаемости, но и форму поступления средств (в форме наличных денег, коммерческого кредита, бартерной сделки). Особый вопрос состоит в том, каким образом новые инвестиции скажутся на финансовых результатах деятельности корпорации, на движении курса акций и величине прибыли. 382
Т. о., основными методами финансового управления являются: прогнозирование, планирование, налогообложение, самофинансирование, кредитование, система расчетов, система амортизационных отчислений, вопросы стимулирования, система финансовых санкций. 382
4. 2. Финансовая политика 382
Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т. п. 382
Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику. 382
Содержание финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий: 382
- Глава 1. Сущность, функции и виды денег 349
- Глава 2. Денежное обращение и денежная система 359
- 1. Ухудшается экономическое положение: 368
- Глава 3. Финансы и финансовая система 370
- 1) Зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства; 373
- 2) Доходы предприятий сферы материального производства. 373
- Глава 4. Управление финансами и финансовая политика 379
- 1) Разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач; 382
- 2) Создание адекватного финансового механизма; 382
- 3) Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики. 382
- Глава 5. Финансы и контроль 389
- Глава 6. Финансы коммерческих организаций и предприятий 399
- Глава 7. Бюджет государства 411
- 1) Удержать экономику от спада производства; 413
- Глава 8. Государственный кредит 426
- Глава 9. Бюджетное устройство и бюджетная система 439
- Глава 10. Бюджетный процесс 443
- 1) Метод экономического анализа — определяет степень выполнения бюджета за прошлый год и устанавливает степень выполнения за текущий год, выявляя причины отклонения; 446
- 2) Нормативный метод, в основе которого лежит норма определенной статьи расхода. Умножением натуральной единицы на норму устанавливается общая сумма расхода; 446
- 3) Экстраполяционный метод — определяет финансовые показатели на основе их динамики исходя из отчетных данных за предыдущие годы и распространяет полученные суммы на будущий год. 446
- Глава 11. Территориальные финансы 451
- Глава 12. Внебюджетные специальные фонды 468
- Глава 13. Социальное обеспечение 478
- Глава 14. Страхование 492
- Глава 15. Кредит и его функции 506
- Глава 16. Кредитная система и ее организация. Центральный Банк и его операции 517
- Глава 17. Коммерческие банки и их операции 525
- Глава 18. Безналичные расчеты 536
- Глава 19. Рынок ценных бумаг в Российской Федерации и фондовая биржа 545
- 2) Около 90% акций были эмитированы с нарушением закона, включая правила эмиссии и публичной ответственности. 546
- 3) В ряде случаев происходило принудительное акционирование, под которое попадали планово-убыточные предприятия. 546
- Глава 20. Валютно-финансовый и кредитный механизм внешнеэкономических связей 553
- Глава 1. Сущность, функции и виды денег
- 1. 1. Деньги: их необходимость и происхождение
- 1. 2. Функции денег
- 1. 3. Виды денег
- Глава 2. Денежное обращение и денежная система
- 2. 1. Понятие денежного обращения. Наличное и безналичное обращение
- 2. 2. Закон денежного обращения. Денежная масса и скорость обращения денег
- 2. 3. Денежная система и ее элементы
- 2.4. Денежная система рф
- 2. 5. Инфляция и формы ее проявления. Особенности инфляционного процесса в России
- 1. Ухудшается экономическое положение:
- Глава 3. Финансы и финансовая система
- 3. 1. Социально-экономическая сущность и функции финансов
- 3. 2. Роль финансов в расширенном воспроизводстве
- 3. 3. Финансы Российской Федерации в условиях углубления рыночных реформ
- 3. 4. Финансовая система и характеристика ее звеньев
- Глава 4. Управление финансами и финансовая политика
- 4. 1. Управление финансами
- 4. 2. Финансовая политика
- 4. 3. Современная финансовая политика Российской Федерации
- Глава 5. Финансы и контроль
- 5. 1. Сущность финансового контроля и его развитие в условиях перехода к рыночной экономике
- 5. 2. Виды, формы и методы проведения финансового контроля
- 5. 3. Основные виды государственного финансового контроля и органы, его осуществляющие
- 5. 4. Негосударственный финансовый контроль
- Глава 6. Финансы коммерческих организаций и предприятий
- 6. 1. Сущность и функции финансов коммерческих организаций и предприятий1
- 6. 2. Принципы организации финансов предприятий
- 6. 3. Факторы, влияющие на организацию финансов предприятий
- 6. 4. Выручка от реализации продукции
- 6. 5. Производственные фонды
- 6. 6. Прибыль и рентабельность как показатели эффективности деятельности предприятия
- Глава 7. Бюджет государства
- 7. 1. Социально-экономическая сущность и роль бюджета государства
- 7. 2. Состав и структура расходов федерального бюджета
- 7. 3. Состав и структура доходов федерального бюджета
- 7. 4. Бюджетный дефицит и методы его финансирования
- Глава 8. Государственный кредит
- 8. 1. Сущность и функции государственного кредита
- 8. 2. Классификация государственных займов
- 8. 3. Управление государственным кредитом
- 8. 4. Российская Федерация как заемщик
- 8. 5. Российская Федерация как гарант
- 8. 6. Российская Федерация как кредитор
- 8. 7. Займы территорий
- Глава 9. Бюджетное устройство и бюджетная система
- Глава 10. Бюджетный процесс
- 10. 1. Понятия бюджетного планирования и бюджетного процесса
- 10. 2. Основы организации бюджетного процесса в Российской Федерации
- Глава 11. Территориальные финансы
- 11. 1. Сущность и роль территориальных финансов в экономическом и социальном развитии административно-территориальных образований
- 11. 2. Состав территориальных финансовых ресурсов
- 11. 3. Законодательная основа территориальных финансов
- 11. 4. Территориальные бюджеты — главная финансовая база территориальных органов власти
- 11. 5. Финансовые ресурсы предприятий, направляемые на развитие территорий
- 11. 6. Муниципальные внебюджетные фонды
- 11. 7. Территориальное сводное финансовое планирование
- Глава 12. Внебюджетные специальные фонды
- 12. 1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов
- 12. 2. Внебюджетные фонды Российской Федерации
- Глава 13. Социальное обеспечение
- 13. 1. Экономические основы и принципы социального обеспечения
- 13. 2. Государственные пенсии
- 13. 3. Социальные пособия
- Глава 14. Страхование
- 14. 1. Участники страховых отношений и их интересы
- 14. 2. Классификация и виды страхования
- 14. 3. Организация страхования в Российской Федерации
- 14. 4. Финансовые аспекты страховой деятельности
- 14. 5. Инвестиционная политика страховщика
- 14. 6. Финансовые результаты в страховании и тарифная политика
- 14. 7. Перестрахование
- 14. 8. Некоммерческие организации в сфере страхования
- Глава 15. Кредит и его функции
- 15. 1. Кредит как форма движения ссудного капитала
- 15. 2. Основные этапы развития кредитных отношений
- 15. 3. Основные принципы кредита
- 15. 4. Базовые функции кредита
- 15. 5. Основные формы кредита и его классификация
- Глава 16. Кредитная система и ее организация. Центральный Банк и его операции
- 16. 1. Функции и операции центральных банков
- 16. 2. Центральный Банк России и его операции
- Глава 17. Коммерческие банки и их операции
- 17. 1. Коммерческие банки России в условиях перехода на рыночные отношения
- 17. 2. Пассивные операции коммерческих банков
- 17. 3. Активные операции коммерческих банков
- 17. 4. Комиссионные и трастовые операции банков. Корреспондентские отношения между банками
- Глава 18. Безналичные расчеты
- 18. 1. Основы организации безналичных расчетов
- 18. 2. Формы безналичных расчетов
- 18. 3. Расчеты пластиковыми карточками
- Глава 19. Рынок ценных бумаг в Российской Федерации и фондовая биржа
- 19. 1. Формирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации
- 19. 2. Развитие рынка ценных бумаг в 1993 - 1996 гг.
- 19. 3. Структура рынка ценных бумаг и виды ценных бумаг
- 19. 4 Совершенствование рынка ценных бумаг в рф
- Глава 20. Валютно-финансовый и кредитный механизм внешнеэкономических связей
- 20. 1. Мировая валютная система и ее модификация
- 20. 2. Валютная система Российской Федерации
- 20. 3. Платежный баланс России
- 20. 4. Проблемы внешней задолженности России
- Словарь терминов