8. 2. Классификация государственных займов
Государственные займы можно классифицировать по ряду признаков.
1. По субъектам заемных отношений — займы, размещаемые центральными и территориальными органами управления.
2. По месту размещения — внутренние и внешние.
3. По обращению на рынке — рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются. При финансировании бюджетного дефицита они основные. Нерыночные — не могут свободно менять своих владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Они обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенных инвесторов, специфическим интересам которых и отвечают. Так, нерыночные государственные облигации выпускаются на Западе для мобилизации средств негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, мелких инвесторов.
4. В зависимости от срока привлечения средств — краткосрочные (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и выше). Краткосрочные займы используются для финансирования временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов. Обычно в этих целях выпускаются векселя. Центральное правительство выпускает казначейские векселя, местные органы власти — муниципальные. В Италии казначейские векселя выпускаются сроком на 3, 6, 12 месяцев, в Японии — 60 дней, Великобритании — 91 день. Исключением является Германия, где казначейские векселя выпускаются сроком до двух лет. В некоторых странах для привлечения средств на более длительный период используются казначейские ноты, которые получили меньшее распространение, чем векселя. В Италии они выпускаются со сроком погашения 2—3 года, в США — от 1 до 10 лет. Привлечение средств на более длительный период обычно осуществляется с помощью облигаций.
5. По обеспеченности долговых обязательств — закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например, определенным имуществом. Наиболее часто их выпускают местные органы власти. Обеспечением беззакладных облигаций служит все имущество государства или данного муниципалитета. Центральные органы управления обычно выпускают беззакладные облигации. Их надежность исключительно высока и поэтому инвесторы не нуждаются ни в каких дополнительных гарантиях.
6. По характеру выплачиваемого дохода долговые обязательства делятся на выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется на основе тиражей выигрышей. Эти облигации не пользуются большим спросом. Инвесторы стремятся получать стабильный доход, а не полагаться на волю случая. Поэтому основной вид — процентные облигации, доход по которым выплачивается 1, 2 или 4 раза в год на основе купонов. Большинство инвесторов отдает предпочтение таким долговым обязательствам.
Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют купонов. Они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Не имеют также купонов и некоторые долгосрочные долговые обязательства. Весь доход по ним выплачивается вместе с суммой основного долга. Как и краткосрочные, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Такие облигации получили название облигаций с нулевым купоном.
7. По методу определения дохода долговые обязательства государства бывают с твердым или плавающим доходом. В ряде случаев фиксированная ставка по ценным бумагам является причиной роста расходов государства на выплату процентов, в других случаях она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышение процента.
Для покрытия бюджетного дефицита приходится размещать займы при относительно завышенном уровне процентной ставки. Установив аналогичный процент по своим долговым обязательствам на весь срок займа, который может составить 20 — 30 лет, государство взвалит на налогоплательщиков дополнительные расходы. Избежать подобную ситуацию позволяют два варианта:
1) покрытие потребности в денежных средствах за счет краткосрочного или среднесрочного займа и выпуска (когда процентная ставка упадет) долгосрочного. Однако в этом случае заемщик несет дополнительные расходы, связанные с выпуском, размещением и погашением еще одного займа. Не исключена вероятность, что в ожидании повышения процентной ставки инвесторы не проявят интереса ко второму займу;
2) систематический пересмотр процента, выплачиваемого по ценным бумагам. В качестве базы обычно используется ставка по межбанковским кредитам в стране. Такие займы имеют большой недостаток — должник не в состоянии спланировать свои расходы. Но этот вариант решает все названные проблемы.
8. В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты делятся на обязательства: с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.
Вопрос о досрочном погашении долговых обязательств становится актуальным только тогда, когда на финансовом рынке происходят существенные изменения. Например, заемщик выпустил облигации с ежегодным фиксированным доходом в 12%, а через год ставка упала и составила 6%. В этом случае заемщик терпит существенные потери, тогда как инвестор получает значительный выигрыш. Если облигации были выпущены с правом досрочного погашения, инвестор может уменьшить свои потери, выпустив и разместив новый займ и погасив старый.
Различают два варианта погашения задолженности: единовременно и частями. Если займ гасится частями, в зависимости от распределения суммы долга по срокам погашения, выделяются три варианта:
займ погашается равными частями в течение определенного срока, например четырех лет. Так, если сумма займа составила 10 млн. долл. США, ежегодно будет выплачиваться 2, 5 млн. долл.;
возрастающими долями. Например, в первый год гасится 1 млн. долл., во второй — 2 млн. долл., в третий — 3 млн. долл., в четвертый — 4 млн. долл. Такая система удобна при наращивании доходов заемщика. Например, в связи с подъемом деловой активности предполагается рост налоговых поступлений или объект, на строительство которого привлекались заемные средства, постепенно набирает мощность и начинает приносить все большую прибыль;
снижающимися долями. Например, в первый год погашается долг на 4 млн. долл., во второй — на 3 млн. долл. и т. д. Такая система предпочтительна, когда ожидается падение доходов заемщика или увеличение его расходов.
- Глава 1. Сущность, функции и виды денег 349
- Глава 2. Денежное обращение и денежная система 359
- 1. Ухудшается экономическое положение: 368
- Глава 3. Финансы и финансовая система 370
- 1) Зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства; 373
- 2) Доходы предприятий сферы материального производства. 373
- Глава 4. Управление финансами и финансовая политика 379
- 1) Разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач; 382
- 2) Создание адекватного финансового механизма; 382
- 3) Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики. 382
- Глава 5. Финансы и контроль 389
- Глава 6. Финансы коммерческих организаций и предприятий 399
- Глава 7. Бюджет государства 411
- 1) Удержать экономику от спада производства; 413
- Глава 8. Государственный кредит 426
- Глава 9. Бюджетное устройство и бюджетная система 439
- Глава 10. Бюджетный процесс 443
- 1) Метод экономического анализа — определяет степень выполнения бюджета за прошлый год и устанавливает степень выполнения за текущий год, выявляя причины отклонения; 446
- 2) Нормативный метод, в основе которого лежит норма определенной статьи расхода. Умножением натуральной единицы на норму устанавливается общая сумма расхода; 446
- 3) Экстраполяционный метод — определяет финансовые показатели на основе их динамики исходя из отчетных данных за предыдущие годы и распространяет полученные суммы на будущий год. 446
- Глава 11. Территориальные финансы 451
- Глава 12. Внебюджетные специальные фонды 468
- Глава 13. Социальное обеспечение 478
- Глава 14. Страхование 492
- Глава 15. Кредит и его функции 506
- Глава 16. Кредитная система и ее организация. Центральный Банк и его операции 517
- Глава 17. Коммерческие банки и их операции 525
- Глава 18. Безналичные расчеты 536
- Глава 19. Рынок ценных бумаг в Российской Федерации и фондовая биржа 545
- 2) Около 90% акций были эмитированы с нарушением закона, включая правила эмиссии и публичной ответственности. 546
- 3) В ряде случаев происходило принудительное акционирование, под которое попадали планово-убыточные предприятия. 546
- Глава 20. Валютно-финансовый и кредитный механизм внешнеэкономических связей 553
- Глава 1. Сущность, функции и виды денег
- 1. 1. Деньги: их необходимость и происхождение
- 1. 2. Функции денег
- 1. 3. Виды денег
- Глава 2. Денежное обращение и денежная система
- 2. 1. Понятие денежного обращения. Наличное и безналичное обращение
- 2. 2. Закон денежного обращения. Денежная масса и скорость обращения денег
- 2. 3. Денежная система и ее элементы
- 2.4. Денежная система рф
- 2. 5. Инфляция и формы ее проявления. Особенности инфляционного процесса в России
- 1. Ухудшается экономическое положение:
- Глава 3. Финансы и финансовая система
- 3. 1. Социально-экономическая сущность и функции финансов
- 3. 2. Роль финансов в расширенном воспроизводстве
- 3. 3. Финансы Российской Федерации в условиях углубления рыночных реформ
- 3. 4. Финансовая система и характеристика ее звеньев
- Глава 4. Управление финансами и финансовая политика
- 4. 1. Управление финансами
- 4. 2. Финансовая политика
- 4. 3. Современная финансовая политика Российской Федерации
- Глава 5. Финансы и контроль
- 5. 1. Сущность финансового контроля и его развитие в условиях перехода к рыночной экономике
- 5. 2. Виды, формы и методы проведения финансового контроля
- 5. 3. Основные виды государственного финансового контроля и органы, его осуществляющие
- 5. 4. Негосударственный финансовый контроль
- Глава 6. Финансы коммерческих организаций и предприятий
- 6. 1. Сущность и функции финансов коммерческих организаций и предприятий1
- 6. 2. Принципы организации финансов предприятий
- 6. 3. Факторы, влияющие на организацию финансов предприятий
- 6. 4. Выручка от реализации продукции
- 6. 5. Производственные фонды
- 6. 6. Прибыль и рентабельность как показатели эффективности деятельности предприятия
- Глава 7. Бюджет государства
- 7. 1. Социально-экономическая сущность и роль бюджета государства
- 7. 2. Состав и структура расходов федерального бюджета
- 7. 3. Состав и структура доходов федерального бюджета
- 7. 4. Бюджетный дефицит и методы его финансирования
- Глава 8. Государственный кредит
- 8. 1. Сущность и функции государственного кредита
- 8. 2. Классификация государственных займов
- 8. 3. Управление государственным кредитом
- 8. 4. Российская Федерация как заемщик
- 8. 5. Российская Федерация как гарант
- 8. 6. Российская Федерация как кредитор
- 8. 7. Займы территорий
- Глава 9. Бюджетное устройство и бюджетная система
- Глава 10. Бюджетный процесс
- 10. 1. Понятия бюджетного планирования и бюджетного процесса
- 10. 2. Основы организации бюджетного процесса в Российской Федерации
- Глава 11. Территориальные финансы
- 11. 1. Сущность и роль территориальных финансов в экономическом и социальном развитии административно-территориальных образований
- 11. 2. Состав территориальных финансовых ресурсов
- 11. 3. Законодательная основа территориальных финансов
- 11. 4. Территориальные бюджеты — главная финансовая база территориальных органов власти
- 11. 5. Финансовые ресурсы предприятий, направляемые на развитие территорий
- 11. 6. Муниципальные внебюджетные фонды
- 11. 7. Территориальное сводное финансовое планирование
- Глава 12. Внебюджетные специальные фонды
- 12. 1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов
- 12. 2. Внебюджетные фонды Российской Федерации
- Глава 13. Социальное обеспечение
- 13. 1. Экономические основы и принципы социального обеспечения
- 13. 2. Государственные пенсии
- 13. 3. Социальные пособия
- Глава 14. Страхование
- 14. 1. Участники страховых отношений и их интересы
- 14. 2. Классификация и виды страхования
- 14. 3. Организация страхования в Российской Федерации
- 14. 4. Финансовые аспекты страховой деятельности
- 14. 5. Инвестиционная политика страховщика
- 14. 6. Финансовые результаты в страховании и тарифная политика
- 14. 7. Перестрахование
- 14. 8. Некоммерческие организации в сфере страхования
- Глава 15. Кредит и его функции
- 15. 1. Кредит как форма движения ссудного капитала
- 15. 2. Основные этапы развития кредитных отношений
- 15. 3. Основные принципы кредита
- 15. 4. Базовые функции кредита
- 15. 5. Основные формы кредита и его классификация
- Глава 16. Кредитная система и ее организация. Центральный Банк и его операции
- 16. 1. Функции и операции центральных банков
- 16. 2. Центральный Банк России и его операции
- Глава 17. Коммерческие банки и их операции
- 17. 1. Коммерческие банки России в условиях перехода на рыночные отношения
- 17. 2. Пассивные операции коммерческих банков
- 17. 3. Активные операции коммерческих банков
- 17. 4. Комиссионные и трастовые операции банков. Корреспондентские отношения между банками
- Глава 18. Безналичные расчеты
- 18. 1. Основы организации безналичных расчетов
- 18. 2. Формы безналичных расчетов
- 18. 3. Расчеты пластиковыми карточками
- Глава 19. Рынок ценных бумаг в Российской Федерации и фондовая биржа
- 19. 1. Формирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации
- 19. 2. Развитие рынка ценных бумаг в 1993 - 1996 гг.
- 19. 3. Структура рынка ценных бумаг и виды ценных бумаг
- 19. 4 Совершенствование рынка ценных бумаг в рф
- Глава 20. Валютно-финансовый и кредитный механизм внешнеэкономических связей
- 20. 1. Мировая валютная система и ее модификация
- 20. 2. Валютная система Российской Федерации
- 20. 3. Платежный баланс России
- 20. 4. Проблемы внешней задолженности России
- Словарь терминов