logo search
finanasovoe

Дефицит и профицит бюджета. Источники финансирования дефицита бюджета

Бюджетный дефицит — состояние бюджета, характеризующееся превышением объема предусмотренных в бюджете расходных обязательств над объемом планируемых в нем доходов и ведущее к образованию отрицательного сальдо бюджета (превышение расходов над доходами).

Бюджетный профицит - положительное сальдо. По отношению к бюджету — превышение доходов над расходами. Профицит бюджета — экономическое понятие, которое означает, что доходная часть бюджета превышает расходную часть бюджета.

Текущие расходы бюджета субъекта РФ, местного бюджета, утвержденные соответственно законом о бюджете субъекта РФ или нормативным актом представительного органа местного самоуправления, не могут превышать объем доходов бюджета субъекта РФ, объем доходов местного бюджета, утвержденные соответственно законом о бюджете субъекта РФ или нормативным актом представительного органа местного самоуправления.

Дефицит бюджета должен быть сбалансирован, для чего существует целый ряд специальных методов.

Механизм образования дефицита или профицита государственного бюджета может быть представлен следующим образом:

      1. Сбалансированный бюджет — равенство доходов и расходов бюджета

      2. Дефицит бюджета - это превышение расходов госбюджета над его доходами

      3. Профицит бюджета — превышение бюджетных доходов над расходами

Покрытие дефицита бюджета осуществляется специальными финансовыми методами:

  1. выпуск в обращение дополнительной денежной массы (инфляция)

  2. выпуск облигаций государственного займа (внутренний долг)

  3. финансирование и кредитование других государств (внешний долг)

Дефицит бюджета принимается также как и сам бюджет определенным законом. Также в законе должны быть указаны источники финансирования дефицита бюджета.

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной власти в законе о бюджете на очередной год по основным видам привлеченных средств. При этом кредиты ЦБ РФ, а также приобретение им долговых обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

  1. внутренние источники в следующих формах:

  1. кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в валюте РФ;

  2. государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

  3. бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

  4. поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

  5. сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;

  6. изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;

  1. внешние источники в следующих формах:

  1. государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

  2. кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные РФ.

  1. источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ могут быть внутренние источники в следующих формах:

  1. государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;

  2. бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

  3. кредиты, полученные от кредитных организаций;

  4. поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта РФ;

  5. изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах:

  1. муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;

  2. кредиты, полученные от кредитных организаций;

  3. бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ и др.

Займы могут привлекаться от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций. Впрочем, муниципальные займы привлекают только от юридических и физических лиц.

Превентивной мерой государства является формирование Стабилизационного фонда РФ, который будет использован в целях обеспечения сбалансированности бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой.

Источники Фонда: 1. дополнительные доходы федерального бюджета, полученные за счет превышения цены на нефть над базовой ценой, 2. остатки средств федерального бюджета на начало финансового года, включая доходы, полученные от размещения средств Фонда.