Функционирование бюджетной системы России
Экономию государственных расходов предполагается осуществить за счет создания базы для формирования и исполнения реального федерального бюджета по следующим направлениям.
1. Сокращен перечень прямых получателей бюджетных средств. Установлен порядок, в соответствии с которым прямым получателем или главным распорядителем средств федерального бюджета может быть федеральный орган государственной власти, входящий в структуру федеральных органов государственной власти. При этом ряд прямых получателей средств федерального бюджета, не являющихся федеральными органами государственной власти, сохранен в качестве главных распорядителей средств федерального бюджета в связи с невозможностью возложения обязанностей по их финансированию на какой-либо федеральный орган государственной власти, а также из-за специфики и значимости выполняемых ими работ.
Осуществляется следующий комплекс мероприятий:
1) сокращается предельная численность работников территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (до 20%);
2) в ходе проведения мероприятий по совершенствованию структуры федеральных органов исполнительной власти оптимизируется численность работников их центральных аппаратов и организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти и финансируемых за счет средств федерального бюджета по соответствующим разделам;
3) изменяются нормативы оптимальной нагрузки в учреждениях образования для расчета ассигнований из федерального бюджета.
Реорганизация учреждений проводится путем слияния организаций и сокращения расходов на их содержание, в том числе путем приведения числа штатных должностей в соответствие с численностью прикрепленного контингента.
Разработаны предложения по реорганизации высших учебных заведений, в том числе путем слияния разнопрофильных высших и средних специальных учебных заведений и преобразования их в университеты. Создание университетских комплексов позволит обеспечить подготовку кадров по широкому спектру специальностей.
Ввиду незавершенности процессов разграничения полномочий и предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ осуществляется дальнейшее разграничение расходных бюджетных полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ с учетом согласованного разграничения полномочий по предметам совместного ведения.
Предусматривается поэтапная передача в ведение субъектов РФ учреждений начального, среднего и высшего образования, ориентированных преимущественно на региональные рынки труда, а также организаций здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта.
Аналогичный комплекс мероприятий предполагается осуществить в отношении передачи субъектам РФ организаций, находящихся на балансе федеральных органов исполнительной власти, в составе которых законодательством РФ предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
2. В общей сумме расходов на оплату труда работников бюджетных организаций, находящихся в ведении федеральных органов государственной власти, средства, привлеченные из других источников сверх средств федерального бюджета, составляют в среднем 19%. В настоящее время применяется около 30 видов доплат, надбавок, других выплат, носящих обязательный характер, и более 25 видов доплат и надбавок стимулирующего характера. В учреждениях образования доля привлеченных средств составила 50% и более.
Проведенная инвентаризация условий оплаты труда и выплат стимулирующего характера требует их упорядочения и совершенствования системы оплаты труда на основе ETC по следующим направлениям:
• закрепление за вышестоящими организациями права определять лимит численности и размер фонда оплаты труда бюджетных организаций, находящихся в их ведении;
• унификация применения многочисленных отраслевых норм оплаты труда, установленных как законодательным путем, так и на основе отдельных решений Правительства РФ и Минтруда России, с последующим переходом от тарифной сетки к ETC;
• применение принципов формирования фондов оплаты труда, предусмотренных для государственных служащих, к оплате труда работников бюджетных организаций;
• определение критерия, по которому в зависимости от доли использованных внебюджетных средств можно переводить организации из разряда бюджетных в разряд дотируемых с использованием средств федерального бюджета по другим направлениям.
В настоящее время в ведении получателей средств федерального бюджета находятся отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды. Учитывая, что средства внебюджетных фондов в дополнение к ассигнованиям, предусматриваемым в составе расходов федерального бюджета на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, направляются на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию новых видов наукоемкой продукции, сырья и материалов, разработке новых и совершенствованию применяемых технологий, а также мероприятий по повышению технического уровня продукции, консолидация средств этих фондов в федеральном бюджете не предусматривается.
3. Сведения об остатках средств на текущих счетах по учету внебюджетных средств охватывают 100 федеральных органов исполнительной власти и других получателей бюджетных средств, расположенных на территории 83 субъектов РФ. В отношении этих средств предполагается:
• провести работу по закрытию текущих счетов по учету внебюджетных средств, по которым на протяжении длительного времени не осуществлялись операции, а также в отношении которых не продлен срок действия;
• запретить федеральным органам исполнительной власти и другим получателям средств федерального бюджета открытие двух и более текущих счетов по учету специальных средств, сумм по поручениям и других внебюджетных средств одновременно в учреждениях Банка России и кредитных организациях.
4. Начиная с 1998 г. постепенно сокращается прямая финансовая поддержка сельского хозяйства, финансирование которого предполагается в большей степени осуществлять через фонд льготного кредитования предприятий и организаций агропромышленного комплекса и лизинговый фонд, а также федеральный и региональные продовольственные фонды, обеспечивающие проведение сезонных работ в сельском хозяйстве. Снизится финансирование за счет средств федерального бюджета транспорта в связи с постепенным переходом отдельных его видов на самоокупаемость, осуществлением структурной перестройки на железнодорожном и морском транспорте.
5. Установлены натуральные и стоимостные лимиты потребления электро- и теплоэнергии. В целях исключения возможности образования новой кредиторской задолженности по оплате электро- и теплоэнергии предусматривается:
1) обеспечение получателями средств федерального бюджета при представлении в Минфин России возвратной росписи установленных лимитов бюджетных обязательств полного соответствия бюджетных назначений по оплате коммунальных услуг согласованным лимитам потребления тепло- и энергоресурсов;
2) увязка сводных возвратных лимитов бюджетных обязательств в разрезе экономических статей расходов по каждому прямому получателю бюджетных средств с бюджетными обязательствами всех бюджетных организаций, находящихся в ведении прямого получателя. Предусмотрена схема утверждения росписи доходов, расходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета, обеспечивающая процедуру согласования смет расходов организаций, находящихся в ведении прямых получателей средств федерального бюджета, с прямыми получателями бюджетных средств, с последующим представлением в Минфин РФ смет по каждому получателю средств федерального бюджета;
3) обеспечение получателями средств федерального бюджета соблюдения установленных лимитов потребления тепло- и энергоресурсов;
4) обеспечение Федеральной службой по валютному и экспортному контролю РФ (ФЭК) совместно с Минтопэнерго России соблюдения цен и тарифов на тепло- и энергоресурсы и другие коммунальные услуги, устанавливаемых межрегиональными комиссиями, с целью соблюдения их единства для бюджетных организаций всех уровней вне зависимости от сроков оплаты услуг и их минимизации, в том числе за счет ликвидации непроизводственных расходов.
6. Погашение кредиторской задолженности возможно за счет проведения следующих мероприятий:
• сокращения и минимизации дебиторской задолженности, а также исключения в последующем возможности отвлечения средств на эти цели;
• направления остатков внебюджетных средств, находящихся на счетах получателей средств федерального бюджета на погашение кредиторской задолженности, с учетом их возможных поступлений;
• направления части средств текущего финансирования для погашения переходящей кредиторской задолженности, части кредиторской задолженности по стройкам и объектам Федеральной адресной инвестиционной программы, а также задолженности по денежным выплатам населению, возникшим у отдельных получателей средств федерального бюджета в связи с использованием этих средств на другие цели;
• изыскания дополнительных источников поступлений средств, в том числе за счет мер по экономии расходов, подлежащих целевому направлению на погашение задолженности, а также дополнительных доходов, получаемых от использования федерального имущества;
• привлечения средств бюджетов других уровней в части финансирования деятельности учреждений и организаций, выполняющих работы в интересах отдельных регионов.
7. Полная инвентаризация позволит решить следующие важнейшие задачи:
• создание единого реестра объектов федерального недвижимого имущества, эффективной и гибкой системы контроля за соблюдением порядка использования и содержания этих объектов;
• урегулирование имущественных отношений, связанных с использованием федерального недвижимого имущества;
• создание эффективной системы учета средств, получаемых бюджетными организациями от использования закрепленной за ними федеральной собственности, а также контроль за целевым использованием этих средств;
• повышение эффективности использования объектов федерального недвижимого имущества при выявлении зданий, сооружений и помещений, нуждающихся в реконструкции и капитальном ремонте, и определение порядка их дальнейшего использования.
Анализ результатов инвентаризации показывает недостаточность бюджетных средств, выделяемых для финансирования объектов федерального недвижимого имущества. Необходимо разработать механизм возмещения организациям — арендодателям имущества расходов по его ремонту и содержанию, а органам, уполномоченным управлять федеральным имуществом в регионах, — расходов, связанных с организацией контроля за использованием принадлежащего Российской Федерации недвижимого имущества и поступлением доходов от его аренды в федеральный бюджет.
- А.А. Горшков Государственные и муниципальные финансы
- Методическое пособие утверждено _____________________________
- Введение.
- Тема 1. Основы государственных и муниципальных финансов Российской Федерации.
- 1. Государственный и муниципальный сектор экономики.
- Государственная и муниципальная собственность
- 2. Сущность и функции государственных и муниципальных финансов. Сущность государственных и муниципальных финансов
- Состав государственных и муниципальных финансов
- Функции государственных и муниципальных финансов
- Принципы и роль государственных и муниципальных финансов
- 3. Государственная финансовая политика. Основные направления финансовой политики
- Механизм реализации финансовой политики
- Контрольные вопросы
- Тема 2 Бюджетная система Российской Федерации.
- Бюджетный кодекс — правовая основа бюджетной системы
- Принципы построения бюджетной системы
- Функционирование бюджетной системы России
- Общие принципы бюджетной классификации
- Бюджетная классификация
- Бюджетная классификация доходов
- Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов
- Классификация видов государственных долгов
- Структура доходов бюджета
- Доходы федерального бюджета
- Доходы бюджетов субъектов рф
- Доходы местных бюджетов
- Содержание расходов бюджета
- Разграничение бюджетных полномочий в сфере финансирования
- Сбалансированность бюджетов. Дефицит. Профицит
- Источники финансирования дефицита бюджета
- Тема 3. Межбюджетные отношения в Российской Федерации.
- 1. Содержание межбюджетных отношений
- 2. Бюджетный федерализм Основы бюджетного федерализма
- Региональная и государственная национальная политика рф
- 3. Бюджетный процесс в Российской Федерации
- Корректировка бюджета
- Исполнение бюджета
- 4. Государственные внебюджетные фонды. Сущность, функции, роль и задачи государственных внебюджетных фондов
- Формирование Пенсионного фонда рф
- Индивидуальный персонифицированный учет
- Реформирование пенсионной системы
- Федеральный фонд социального страхования рф
- Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования рф.
- Государственный фонд занятости населения рф.
- Порядок распределения средств и бюджет фонда
- Тема 4. Государственный и муниципальный кредит.
- Классификация государственного кредита
- Государственный кредит
- Кредиторская задолженность предприятий перед бюджетами и ее реструктуризация
- Межгосударственный кредит
- Классификация долга
- Тема 5. Налоги и другие обязательные платежи как основа исполнения доходной части бюджетов всех уровней.
- Налогоплательщики и элементы налогообложения
- Налоговый контроль
- Виды налоговых правонарушений.
- Налоговый кодекс как правовая основа функционирования налоговой системы рф
- 2. Таможенные пошлины. Таможенный тариф и виды таможенных пошлин
- Таможенная стоимость товара
- Преференции
- Тема 6. Полномочия органов власти в сфере финансов.
- Полномочия участников бюджетного процесса
- 2. Исполнительные функции органов государственной власти и органов местного самоуправления. Федеральный орган исполнительной власти
- Полномочия Федерального казначейства
- Федеральный бюджет
- Бюджетополучатели
- 3. Кассовое исполнение бюджета. Функция Центрального банка рф
- Расчетно-кассовое обслуживание счетов органов Федерального казначейства
- 4. Государственный и муниципальный финансовый контроль. Формы и органы контроля
- Государственный финансовый контроль
- Тема 7. Финансы государственных и муниципальных социальных услуг.
- 1. Социальная политика. Финансирование социального обеспечения и социальной помощи. Задачи и принципы социальной политики
- Система социальной защиты: этапы формирования и модели
- Социальные фонды и программы предприятий
- Социальные фонды: функции и факторы
- Социальные фонды предприятия
- Система социального партнерства
- 2. Финансирование социальных услуг и их норматива. Современное состояние социальных услуг в рф
- Финансирование услуг в сфере образования и здравоохранения
- Государственные минимальные социальные стандарты
- Социальные стандарты субъектов рф и муниципальных образований
- 3. Государственный материальный резерв. Федеральные государственные нужды. Государственный материальный резерв
- Механизм финансирования государственных нужд
- Некоторые понятия и термины
- Контрольные вопросы по курсу.
- Литература.