logo
гос

Полномочия участников бюджетного процесса

Бюджетными полномочиями в Российской, Федерации обладают: фи­нансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, госу­дарственного и муниципального финансового контроля.

Участниками бюджетного процесса являются:

• Президент Российской Федерации;

• органы законодательной и представительной власти;

• органы исполнительной власти: финансовые органы, ор­ганы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы;

• органы денежно-кредитного регулирования;

• органы государственного и муниципального финансового контроля; государственные внебюджетные фонды; глав­ные распорядители и распорядители бюджетных средств; другие органы, на которые законодательством Россий­ской Федерации и субъектов Российской Федерации воз­ложены бюджетные, налоговые полномочия.

Участниками бюджетного процесса также являются бюджет­ные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средст­вами бюджетов.

Законодательные и представительные органы государственной власти, представительные органы местного самоуправле­ния рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их ис­полнении, осуществляют последующий контроль за исполне­нием бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджета соответствующего уровня бюджетной системы РФ. Аналогич­ные полномочия законодательные и представительные органы осуществляют по отношению к государственным внебюджет­ным фондам.

Органы исполнительной власти и местного самоуправления осуществляют составление проекта бюджета, внесение его на утверждение законодательного и представительного органа госу­дарственной власти, представительного органа местного само­управления, исполнение бюджета, управление государственным, муниципальным долгом, ведомственный контроль за исполне­нием бюджета, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных и представительных органов госу­дарственной власти, представительных органов местного самоуправления. Аналогичные полномочия органы исполнительной власти осуществляют по отношению к государственным вне­бюджетным фондам.

Одним из участников бюджетного процесса является Банк России, который совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основ­ные направления денежно-кредитной политики. Банк России обслуживает счета бюджетов. Он осуществляет функции гене­рального агента по государственным ценным бумагам РФ.

Кредитные организации привлекаются для осуществления операций по предоставлению средств бюджета на возвратной основе.

Органы государственного и муниципального финансового кон­троля, созданные соответственно законодательными и представи­тельными органами РФ, законодательными и представительными органами субъектов РФ, представительными органами местного самоуправления, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов и государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов бюджетов, федеральных и региональных целевых про­грамм, актов органов местного самоуправления.

Органами государственного или муниципального финансового контроля являются:

• Счетная палата РФ;

• контрольные и финансовые институты исполнительной власти; контрольные учреждения законодательных и представительных органов субъектов РФ;

• представительные органы местного самоуправления.

В субъектах РФ создаются финансовые органы и органы фи­нансового контроля в соответствии с законодательством субъек­та РФ. Муниципальные образования создают финансовые орга­ны в соответствии с уставом муниципального образования.

Рассмотрим полномочия главного распорядителя бюджетных средств.

Главный распорядитель средств федерального бюджета — орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распоря­дителям и получателям бюджетных средств, определенным ве­домственной классификацией расходов федерального бюджета.

Главный распорядитель средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета — орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, бюджетное уч­реждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета, определен­ные ведомственной классификацией расходов соответствую­щего бюджета.

Главный распорядитель бюджетных средств в необходимых случаях получает полномочия Правительства РФ представлять сторону государства в договорах о предоставлении бюджетных средств на возвратной основе, государственных или муници­пальных гарантий, бюджетных инвестиций.

Главный распорядитель бюджетных средств определяет зада­ния по предоставлению государственных или муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат. Он утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений, составляет бюджетную роспись, распреде­ляет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и представ­ляет их для исполнения в орган, исполняющий бюджет.

Главный распорядитель бюджетных средств наделен правом вносить изменения в утвержденную смету доходов и расходов бюджетного учреждения в части распределения средств между ее статьями с уведомлением органа, исполняющего бюджет.

Главный распорядитель бюджетных средств осуществляет контроль получателей бюджетных средств в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата, предоставления отчетности, выполнения заданий по предоставлению государственных или муниципальных ус­луг. Он также осуществляет контроль за использованием бюд­жетных средств распорядителями бюджетных средств, бюджет­ными учреждениями и другими получателями бюджетных средств, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, которым передана на праве хозяйственного ведения или в оперативное управление собственность соответ­ственно Российской Федерации, субъектов РФ или муници­пальных образований. Непосредственное проведение контроля за использованием бюджетных средств унитарными предпри­ятиями осуществляется по инициативе главного распорядителя бюджетных средств органами государственного финансового контроля.

Главный распорядитель бюджетных средств готовит и пред­ставляет органу, исполняющему соответствующий бюджет, сводный отчет об исполнении бюджета по выделенным средст­вам, сводную смету доходов и расходов, а также отчет о выпол­нении задания по предоставлению государственных или муни­ципальных услуг.

Рассмотрим права и обязанности распорядителя бюджетных средств. Распорядитель бюджетных средств — орган государст­венной власти, местного самоуправления, имеющий право рас­пределять бюджетные средства по их подведомственным получа­телям. Он может получить полномочия от Правительства РФ представлять сторону государства в договорах о предоставлении средств бюджета на возвратной основе, государственных или муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций.

Распорядитель бюджетных средств составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по под­ведомственным получателям бюджетных средств и направляет их в орган, исполняющий бюджет. Он определяет задания по пре­доставлению государственных или муниципальных услуг для по­лучателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат, утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений.

Распорядитель бюджетных средств осуществляет контроль за использованием бюджетных средств подведомственными полу­чателями бюджетных средств.