logo
гос

Социальные фонды предприятия

Функции:

Стимулирование роста производительности труда

Трудовая мотивация повышения эффективности производства

Образующие факторы:

Размеры прибыли

Пропорции распределения прибыли

Привлечение дополнительных источников финансирования

Влияющие факторы:

Ставки налогов

Налоговые льготы

Социальные программы предприятий

В мировой экономической теории и практике существуют две концепции социальной роли бизнеса и социальной ответствен­ности фирм, обусловленные различными ценностными подхода­ми к общественной значимости фирм (рис. 44.2).

Рис. 44.2

Концепции социальной роли бизнеса и социальной

ответственности фирм

Концепции социальной роли бизнеса и социальной ответственности фирм

Реализация фирмой исключительно экономических целей и сведение социальной ответственностиработодателя к максимизации оплаты труда работников

Работодатель несет социальную ответственность перед своими работниками и обществом, добивается динамического равновесия между экономическими и социальными интересами и задачами современной организации

1. Согласно одной из этих концепций, фирма реализует только экономические цели и ее социальная ответственность сводится к максимализации оплаты труда работников. Выполняя эту функцию, бизнес обеспечивает занятость работников, а так­же дивиденды для акционеров.

Активный сторонник этой концепции — один из основателей монетаризма Милтон Фридмен, считающий, что истинная роль бизнеса состоит в использовании его потенциала и ресурсов и деятельности, направленной на извлечение прибыли при условии, что бизнес придерживается правил игры и участвует в открытой конкурентной борьбе, «не прибегая к мошенничеству и обману».

2. Согласно другой концепции, бизнес не должен ограничи­ваться экономическими целями, он обязан учитывать человече­ские и социальные аспекты воздействия предпринимательской деятельности на работников, потребителей и местное сообщест­во, а также содействовать решению общегосударственных соци­альных задач. Согласно этой точке зрения, бизнес несет соци­альную ответственность перед своими работниками и общест­вом. Он призван добиваться динамического равновесия между экономическими и социальными интересами и задачами совре­менной организации. Эта концепция соответствует требованиям цивилизованного рынка, социально-ориентированной модели рыночной экономики.

Традиционно сложившаяся в нашей стране организационная модель функционирования предприятий в части решения соци­альных задач имеет много общих черт с современной мировой концепцией социально-мотивационного управления фирмой. Однако успешная реализация этой концепции предполагает на­личие объективных предпосылок эффективного роста нацио­нальной экономики и рентабельно работающих предприятий. К сожалению, эти условия в нашей стране пока не созданы. Эко­номический, а точнее, системный кризис, который переживает Россия, со всей остротой поставил проблему элементарной вы­живаемости самих предприятий и сделал злободневным вопрос о судьбе объектов социального назначения, находящихся на ба­лансе этих предприятий, а также разработки социальных про­грамм на макроуровне.

Проще было бы предприятиям прекратить финансирование содержания своей социально-культурной инфраструктуры, в лучшем случае передать на баланс органов местного самоуправ­ления, а в худшем случае приватизировать и перепрофилиро­вать, освободив тем самым производственную деятельность от груза социальных обязательств и ориентировать ее исключи­тельно на максимизацию прибыли.

Решение будущей судьбы и перспектив развития социально-культурной сферы и социальных программ предприятия требует поиска оптимального равновесия между текущими и перспек­тивными задачами управления производством с учетом россий­ских традиций социальной мотивации труда.

С точки зрения стратегического курса экономической ре­формы — построение эффективно функционирующей рыночной экономики цивилизованного, социально-ориентированного типа с позиции стратегии скорейшего достижения Россией уровня высокоразвитых стран сложившаяся развитая социальная ин­фраструктура предприятий нуждается не в отказе от нее и не в разрушении, а в структурной перестройке, с тем чтобы более активно задействовать систему социальной мотивации к труду и социальные факторы повышения эффективности производства. При этом целесообразно не развивать такие объекты социальной инфраструктуры, как жилищно-коммунальные службы, организации по бытовому обслуживанию, которые сдерживают мо­бильность работников и гибкость рынка труда.

Отсутствие финансовых средств на текущее потребление, выплату заработной платы работников в связи с кризисом пла­тежей и несвоевременностью выполнения государством своих финансовых обязательств перед предприятиями ставят их в та­кое положение, когда они не имеют экономических возможно­стей дольше содержать свою социальную сферу и вынуждены ее сворачивать, а в некоторых случаях — полностью от нее отказы­ваться. Это разрушает основы социально трудовой стабильности на предприятии и подрывает механизм социально-мотивационного управления (коллективистскую психологию и эгалитарный мен­талитет, доверительно-партнерские отношения в трудовом кол­лективе).

Полный отказ предприятий от своей социальной сферы ос­лабляет социальную мотивацию работника к труду и социаль­ную защиту коллектива в условиях рынка, а также создает труд­ности для формирования кадровых работников.

С другой стороны, недопустим и другой крайний подход к решению проблем инфраструктуры предприятий, который со­стоит в переводе всех объектов социального назначения, финан­сируемых из бюджета, на коммерческие условия хозяйствования с учетом региональных особенностей формирования рынка ус­луг. Однако полная коммерциализация и приватизация объектов социального назначения привели бы к потере налоговых льгот, предоставляемых социальной сфере и ориентировали бы при нынешних высоких рыночных ценах на ограниченный круг потребителей. Она сопровождалась бы массовой перепрофили­рующей организацией социально-культурного назначения. Опыт массовой коммерциализации услуг во многих штатах Америки в 80-х годах показал, что наименьший успех был достигнут в со­циальных услугах — оказание социальной помощи старикам и инвалидам, охрана здоровья детей, общественная безопасность и т.д., где невозможно измерить производственную техническую эффективность (результативность) и качество предоставления такого рода услуг.

Наиболее приемлемым в современных условиях является та­кой подход, который занимал бы промежуточное положение между двумя вышеуказанными вариантами. Он предполагает взвешенную оценку на предприятии всех факторов при приня­тии решения по поводу судьбы конкретного объекта социаль­ного назначения.

Практика хозяйствования последних лет показала, что по мере экономического выздоровления предприятий они начина­ют уделять внимание социальной стороне жизни трудового кол­лектива. Рентабельно работающие предприятия создают сеть профилакториев, столовых, домов отдыха, спортивно-оздоровительных комплексов и т.п. Особенность социального развития предприятий в новых условиях хозяйствования состоит в том, что центр тяжести переносится от представления соци­альной помощи работникам предприятий в натуральной форме к ее предоставлению в денежной форме путем разработки и реализации различного рода социальных программ. К ним в первую очередь можно отнести негосударственные пенсионные про­граммы, программы подготовки и переобучения работников, включая финансирование подготовки специалистов высших и средних профессиональных учебных заведений на контрактной основе, а также программы поощрительного туризма с использованием средств фонда социального страхования предприятий, программы по улучшению условий труда и охраны здоровья.

Совершенствование социально-трудовых отношений на предприятии требует укрепления правовой, организационной, а также расширения финансовой основы социальной защиты на уровне предприятий.

Итак, экономическая составляющая и социальная состав­ляющая предприятия взаимосвязаны между собой. Чем лучше развита экономическая составляющая предприятия, тем лучше развивается социальная составляющая, и наоборот. Здесь дейст­вует «маятниковый эффект».

Структура социальных мероприятий предприятия фиксиру­ется в коллективных договорах и тарифных соглашениях, в ча­стности: формы, системы и размер оплаты труда; установление надбавок работникам; доплата за работу во вредных и тяжелых условиях труда; трудоустройство; строительство жилья; услуги социально-культурного назначения; социальные льготы пенсио­нерам, семьям с детьми; медицинское обслуживание, физиче­ская культуры; личное страхование (помимо взносов в государ­ственную систему социального страхования); денежные субсидии (на покупку жилья); подготовка и переподготовка кадров и др.

На основе этого составляется социальный план предприятия, который включает перечисленные выше социальные программы предприятия. Под эти программы рентабельно работающее предприятие выделяет финансовые средства, но это возможно при условии здоровой национальной экономики и эффективно работающих предприятиях.