logo
гос

Порядок распределения средств и бюджет фонда

Оказание финансовой помощи органам федеральной государ­ственной службы занятости осуществляется в виде целевых дота­ций на финансирование территориальных программ содействия занятости населения по соответствующим статьям расходов фон­да, гарантированных законодательством о занятости населения.

Целевая дотация выделяется в виде прямых финансовых от­числений из средств фонда, централизуемых на федеральном уровне, или путем взаимозачета средств, подлежащих перечис­лению на федеральный уровень в рамках установленного норма­тива отчислений.

Средства фонда централизуются на федеральном уровне за счет:

• отчислений сумм обязательных страховых взносов рабо­тодателей, формируемых на территориях субъектов РФ;

• возврата средств, ранее выделенных органам федеральной государственной службы занятости на возвратной основе из средств фонда занятости, централизуемых на феде­ральном уровне;

• других поступлений, предусмотренных законодательством о занятости населения.

Средства фонда занятости, централизуемые на федеральном уровне, распределяются на: 1) восполнение дефицита бюджета фонда занятости в субъектах РФ — не менее 80%; 2) образова­ние резерва — до 20%.

Средства фонда, централизуемые на федеральном уровне и предназначенные для восполнения дефицита бюджета Фонда занятости в субъектах РФ, расходуются на финансовое обеспе­чение гарантированных законодательством о занятости населе­ния мер по следующим направлениям:

1) текущие выплаты пособий по безработице, включая по­гашение задолженности;

2) финансирование деятельности органов федеральной государственной службы занятости по обеспечению предусмот­ренных законодательством о занятости населения услуг, связан­ных с поиском подходящей работы, консультированием, предос­тавлением информации о выборе сферы деятельности, содейст­вием в трудоустройстве, возможностью обучения, своевременно­стью получения социальных выплат;

3) возмещение расходов Пенсионного фонда РФ, связан­ных с оплатой досрочных пенсий безработных;

4) выплаты стипендий при обучении по направлению орга­нов федеральной государственной службы занятости;

5) финансирование доплат к заработку безработных граж­дан в период их участия в общественных работах.

Средства фонда централизуются на федеральном уровне за счет отчисления 20% от сумм формируемых на территориях субъектов РФ обязательных страховых взносов работодателей и направляются на финансирование федеральных и межрегиональ­ных программ содействия занятости населения, а также на под­держку территорий с напряженной ситуацией на рынке труда.

Министерству труда и социального развития РФ предоставле­но право безакцептного списания средств, подлежащих перечис­лению в федеральную часть, со счетов территориальных органов Федеральной государственной службы занятости населения.

Министерству труда и социального развития РФ и Службе занятости дано право предоставлять организациям рассрочки на погашение задолженности по страховым взносам и начисленной пени с учетом их финансового состояния на основе соглашений, заключаемых между Службой занятости и плательщиками стра­ховых взносов.

Ставка взносов в фонд составляет 1,5%. Страховые взносы в Государственный фонд занятости населения РФ не начисляются на следующие виды выплат:

1) выходное пособие при увольнении;

2) денежная компенсация за неиспользованный отпуск, а также сохраняемый средний заработок, выплачиваемый в разме­рах, предусмотренных законодательством РФ, на период трудо­устройства работникам, уволенным в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реоргани­зацией или ликвидацией организации;

3) суммы, выплачиваемые в соответствии с законодательст­вом в возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием;

4) суммы, выплачиваемые в соответствии с законодательст­вом в возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу работников вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

5) материальная помощь, оказываемая в связи с чрезвычай­ными обстоятельствами в целях, возмещения ущерба, причинен­ного здоровью и имуществу граждан, на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправ­ления, иностранных государств, а также правительственных и неправительственных межгосударственных организаций, создан­ных в соответствии с международными договорами РФ;

6) стоимость бесплатно предоставляемых отдельным кате­гориям работников в соответствии с законодательством жилья, коммунальных услуг, топлива или соответствующее денежное возмещение;

7) стоимость проезда работников к месту использования отпуска и обратно, оплачиваемая организацией в соответствии с законодательством;

8) все виды выплат, производимые за счет средств Фонда социального страхования и Государственного фонда занятости: государственные пособия гражданам, имеющим детей, пособия по временной нетрудоспособности, социальное пособие на погребение и др.;

9) на суммы денежной компенсации взамен продовольственного пайка;

10) на стоимость выдаваемой работникам налоговых органов форменной одежды.

Деление средств фонда на централизованную и территори­альную составляющие позволяет решать как федеральные, так и региональные проблемы занятости населения. Однако, в регио­нах, имеющих высокую заработную плату, возникает избыток средств фонда, тогда как в депрессивных регионах средств не­достаточно. Отсутствие механизма перераспределения средств фонда, направляемых в территориальные отделения, приводит к их нерациональному и нецелевому использованию. В этой связи целесообразно изменить структуру расходования средств с учетом их экономического содержания.

Контрольные вопросы:

  1. В чем заключается содержание межбюджетных отношений?

  2. Назовите целевые федеральные бюджетные фонды и поясните различия в целях их функционирования.

  3. Что значит «совместное ведение предметов» Российской Федерации и субъектами РФ в области федерализма?

  4. Объясните цели региональной политики и охарактеризуйте направления реализации региональной экономической политики.

  5. Какими полномочиями обладает каждый из участников бюджетного процесса?

  6. Каким нормативным актом можно внести изменения в Федеральный закон о федеральным актом?

  7. В чем заключается преимущество накопительной пенсионной системы по сравнению с распределительной?